Темпераментный характер в психологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной работы является изучение взаимозависимости темперамента и характера. Особо нами будет рассмотрен так называемый темпераментный характер.

Объектом нашего исследования является характеристика темпераментного характера человека.

Предметом исследования является соотношение понятий темперамент и характер и влияние темперамента на деятельность человека.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика и разнообразие взглядов на темпераменты 5
1.1 Понятие и взаимосвязь темперамента и характера 5
1.2 Разнообразие учений о темпераменте 9
2. Изучение влияния темперамента на деятельность индивида 18
2.1 Развитие методов изучения темперамента 18
2.2 Темпераментный характер и индивидуальный стиль деятельности и поведения человека 25
Заключение 34
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Темпераментных характер в психологии личности.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

 

     Актуальность  проблемы. Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима.

     Однако  человек не рождается уже сложившейся  личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности  психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".

     Изучение  особенностей темперамента человека связано  с тем фактом, что одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности и ее характеристик. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя, чему служит, например, увеличение выпускников ВУЗов с дипломами психолога или менеджера по управлению персоналом.

     Если  в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве, в образовании. Этого требует наше время, с его супер сложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование. Учет индивидуальных особенностей человека необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении его темпераментальных особенностей.

     Таким образом, темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

     При этом актуальность исследования темперамента человека обусловлена усилением  влияния человеческого фактора  во всех сферах человеческой деятельности.

     Поэтому целью данной работы является изучение взаимозависимости темперамента и характера. Особо нами будет рассмотрен так называемый темпераментный характер.

     Объектом  нашего исследования является характеристика темпераментного характера человека.

     Предметом исследования  является соотношение понятий темперамент и характер и влияние темперамента на деятельность человека.

     При написании данной работы хотелось бы выделить работы Карпады Д., Кречмера Э., Марчиновской Т. Д. и Романова В.Я., в которых предлагается подробное изложение исследуемой нами темы.

1. Общая характеристика и разнообразие взглядов на темпераменты

     1.1 Понятие и взаимосвязь темперамента и характера

 

       Стилевые черты человека, особенно в процессе взросления, связаны с темпераментом и характером. Темперамент - это проявление в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человека от рождения (генетически унаследованной). Темперамент, прежде всего сказывается в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Когда мы говорим темпераментный человек, то имеется в виду именно скоростной тип поведения с высоким уровнем энергетических и психоэнергетических (эмоциональных) затрат1.

     Характер - общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий  рисунок, манера поведения, сформированная в результате особого, индивидуально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении. Когда мы говорим о сильном характере, то имеем в виду, прежде всего человека, умеющего подчинить свое поведение определенной линии, умеющего придать поведению индивидуальный рисунок, определенный стиль, относительно независимый от меняющихся обстоятельств2.

     Известная народная мудрость посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу отражает определенную психологическую закономерность в развитии личности: начиная с некоторого возраста человек стремится закрепить за собой право на привычную для него манеру поведения, так что следование привычкам становится для него едва ли не доминирующим мотивом поведения. Таким образом, с возрастом, по мере формирования характера стилевые и мотивационные черты как бы сливаются - стилевые черты начинают подчинять себе мотивационные (или наоборот).

     Конечно, в большинстве случаев характер развивается на основе определенного  темперамента, и ребенок оказывается более чувствительным к усвоению такой манеры поведения, которая больше подходит ему по темпераменту. Поясним это на примере, понятном многим читателям на основе опыта житейской психологии и художественной литературы. У более темпераментных людей, как правило, формируется более открытый и общительный характер, так как их общая экспансивность в поведении приводит их к усвоению инициативной манеры в общении - к проявлению инициативы в сокращении дистанции и установлении более тесного контакта с людьми. Но из этого общего правила бывают и исключения. Иногда формируются отдельные черты характера (особенно в случае противоречивого характера), которые могут противоречить темпераменту. Опять же, по одному-единственному поступку мы чаще всего не можем сказать, что здесь более всего сказалось - темперамент или характер.

     Педагогическая  значимость различения мотивационных  и стилевых черт заключается в  том, что первые подвергаются относительно более легкой коррекции и оперативному управлению (путем введения определенных мотивирующих стимулов). Для коррекции же характерологических черт требуется систематическое изменение внешних условий (жизненного мира) развития личности ребенка. Особенно трудно скоррегировать черты, имеющие конституционное происхождение - связанные с особенностями темперамента или типом нервной системы. Такие черты можно скорее скомпенсировать, чем скоррегировать, то есть можно развить такие черты характера, такую тактику поведения, которая скрадывает чрезмерную выраженность определенной черты темперамента (акцентуацию, приводящую индивида к неадекватным, не соответствующим ситуации поступкам). Но в неожиданных и особенно экстремальных ситуациях, для которых у индивида нет заранее разработанной компенсаторной тактики поведения, в его поведении, как правило, возобладают черты темперамента. Например, ребенок является по темпераменту малоагрессивным и миролюбивым. Путем занятия единоборством в спортивных секциях он может освоить определенные приемы борьбы, которые помогут ему компенсировать недостаток природной агрессивности. Но, если он столкнется с противником, который застигает его врасплох, то он может растеряться и совсем позабыть об усвоенных им приемах агрессивного поведения.

     Если  мы имеем дело с концептуально  проработанной методикой, в руководстве к ней обязательно указывается, какой уровень или тип черт личности она диагностирует. Если этого указания в руководстве нет, то, значит, мы имеем дело в лучшем случае с добросовестной эмпирической разработкой, в которой интуиция автора, даже подкрепленная статистикой, не освещена ясным теоретико-психологическим осмыслением предмета. В применении к чертам личности мы должны признать, что большинство существующих и весьма популярных методик слишком редко различают мотивационные, темпераментальные и характерологические черты личности.

     Особенно  плохо различаются эти разноуровневые факторы поведения с помощью  опросников. Очень часто подростки  стремятся отвечать на вопросы опросников, исходя из того, какими они хотели бы видеть себя. Они выдают желательный, а не реальный Образ Я. Туг мы не только не имеем дела с реальными мотивами и темпераментом, но даже не имеем дела с сформированными компенсаторными чертами характера. Эти черты пока лишь в проекте. Это черты, которые подросток только еще желает выработать в себе. В поведении они еще не проявляются. Но они уже отражены в ответах на опросник. Опасность такого рода искажения результатов, снижающих достоверность опросников, особенно повышается в тех случаях, когда вопросы ставятся в прямой, лобовой форме, когда в опросниках описываются ситуации, крайне значимые для самоуважения и самооценки подростка. Даже самые искусно построенные опросники в лучшем случае дают сведения лишь о характере.

     Более валидными методами диагностики  мотивационных черт являются проективные методики, темпераментальных черт - психофизиологические методики. Если в ответах на опросник подросток выглядит сильным и выносливым, а в объективном тесте на нервно-психическую выносливость быстро проявляет повышенную истощаемость (например, быстро снижается темп в так называемом тэппингтесте - когда нужно максимально быстро нажимать на клавишу или ставить точки карандашом на бумаге), то это значит, что при стремлении обладать сильным характером данный подросток обладает по конституции слабым типом нервной системы3.

     Наиболее  общепринятая классификация свойств  темперамента в современной дифференциальной психологии следует психофизиологической традиции, заложенной И. П. Павловым. Это  три главных свойства темперамента, или основных свойства нервной системы:

     1. Сила - слабость.

     2. Уравновешенность - неуравновешенность.

     3. Подвижность - инертность.

     Напомним  здесь, как эти свойства связаны  с известными 4 основными типами темперамента Гиппократа: сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип, меланхолик - его антипод по всем трем параметрам, флегматик - сильный и инертный тип, а холерик - сильный, неуравновешенный и подвижный.

     На  сегодня трудно назвать экспресс-методики, пригодные для диагностики темперамента в условиях школы, не оснащенной специальным психофизиологическим оборудованием. Попытки создания опросников темперамента (Я. Стреляу, А. Англяйтнер, Н. Н. Данилова, В. М. Русалов, М. В. Бодунов, Е. С. Романова) нельзя считать вполне продуктивными по указанным выше соображениям и особенно в случае диагностики детей. Определенные надежды вселяют попытки создания компьютерных игровых тес тов, моделирующих в игровой форме объективные условия деятельности и проявления темперамента у детей, но работы в этом направлении нельзя считать полностью завершенными (одна из таких разработок представлена комплексом ДИАЕИМ - И. В. Бурмистров, А. Г. Шмелев, 1992)4.

     В этих условиях учителя и школьные психологи для оценки темперамента детей должны пользоваться оценочными шкалами - стандартизирующими экспертную оценку наблюдаемого поведения

     1.2 Разнообразие учений о темпераменте

 

     Создателем  учения о темпераменте считается  древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех  основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, им темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента всем хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis - кровь), флегматик (от греч. phlegma – слизь, мокрота), холерик (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole – черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. подтверждение этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

     Иммануил  Кант (22.06.1724-12.021804), говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков.)

     Но  с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности  чувства и желания), эти выражения  касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

     Главное деление учения о темпераментах  такое:  темпераменты чувства и  темпераменты действия делятся на два  вида, что в совокупности дает четыре  темперамента.

     К темпераментам чувств  Кант причислил: А) сангвинический и В) его противоположность - меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое  и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.  В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.

Информация о работе Темпераментный характер в психологии личности