Темпераментный характер в психологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной работы является изучение взаимозависимости темперамента и характера. Особо нами будет рассмотрен так называемый темпераментный характер.

Объектом нашего исследования является характеристика темпераментного характера человека.

Предметом исследования является соотношение понятий темперамент и характер и влияние темперамента на деятельность человека.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика и разнообразие взглядов на темпераменты 5
1.1 Понятие и взаимосвязь темперамента и характера 5
1.2 Разнообразие учений о темпераменте 9
2. Изучение влияния темперамента на деятельность индивида 18
2.1 Развитие методов изучения темперамента 18
2.2 Темпераментный характер и индивидуальный стиль деятельности и поведения человека 25
Заключение 34
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Темпераментных характер в психологии личности.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

     Более поздние исследования черт темперамента имеют уже более отчетливую теоретическую  базу. Если ранние работы основываются скорее на индуктивном принципе (отобрать чисто эмпирически разные характеристики и затем с помощью математических методов свести их к небольшому количеству переменных), то, начиная с конца 50-х годов, выбор характеристик, которые могут относиться к сфере темперамента, осуществляется на основе четко сформулированных теоретических положений: прежде всего определяется, какие свойства могут быть отнесены к особенностям темперамента, а затем уже соответствующие характеристики отбираются и с ними производятся разные математические манипуляции.

     Теоретические положения или критерии отбора свойств  темперамента различаются у разных авторов. Иногда эти различия оказываются  довольно существенными, но, как правило, они касаются не столько содержания критериев, сколько их количества. Иначе говоря, в современной психологии существует достаточно широкая зона согласия относительно того, что такое темперамент. В результате этого списки черт темперамента, называемые в настоящее время разными авторами, содержат близкие по смыслу характеристики. Что же это за критерии и к выделению каких характеристик они приводят, будет показано на примерах наиболее распространенных в отечественной и зарубежной психологии концепций темперамента.

     Американские  исследователи А. Томас и С. Чесс, руководители Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, которое, по общему признанию, считается одним из крупнейших вкладов в возрастное исследование темперамента, подразумевают под темпераментом стиль поведения. По мнению этих авторов, изучая темперамент, можно ответить на вопрос, как человек действует в различных ситуациях. Поведенческий стиль (или темперамент) не позволяет оценить, почему человек поступил тем или иным образом, что ему нравится или каких успехов он может достичь в разных видах деятельности. Иначе говоря, особенности темперамента не относятся ни к содержанию, ни к мотивации, ни к успешности деятельности

     Психологические характеристики, которые, по мнению авторов, удовлетворяют этим критериям, несколько  варьируют в разном возрасте. Для  детей первых лет жизни они сводятся к 9 переменным, взаимная независимость которых подтвердилась при факторном анализе:

     - уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания и т.д., соотношение пассивного и активного поведения в течение дня и т.д.);

     - ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например, проявлений голода, и продолжительность функций во времени, например, длительность сна);

     - приближение или удаление (особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы);

     - адаптивность (реакция на новую или меняющуюся ситуацию);

     - интенсивность (энергетический уровень) реакции независимо от ее качества и направленности;

     - порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции независимо от ее качества и сенсорной модальности);

     - настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим);

     - отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения);

     - длительность внимания и настойчивость (две взаимосвязанные категории - продолжительность некоторой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).

     Критерии  выделения свойств темперамента, предложенные А. Томасом и С. Чесс сводятся к минимуму ограничений: темперамент - это стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятельности и с успешностью ее выполнения.

     Другие  исследователи, А. Басc и Р. Пломин, разработавшие  наиболее популярную в современной  американской психологии концепцию темперамента, также считают, что в характеристиках темперамента должны отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты. Однако отнесенность поведенческой черты к числу стилевых особенностей не является, по их мнению, достаточным условием, чтобы говорить об этой черте как о проявлении темперамента. Чтобы конкретная черта могла считаться свойством темперамента, она должна удовлетворять еще пяти критериям.

     Основным  критерием, по их мнению, является наследственная обусловленность свойств темперамента. Кроме этого, они должны быть относительно стабильными, сохраняться на протяжении всей жизни (т.е. быть такими, чтобы по особенностям, диагностированным в детстве, можно было предсказать соответствующие особенности темперамента во взрослом возрасте), иметь адаптивное значение (в эволюционном смысле, т.е. способствовать биологическому приспособлению) и обнаруживаться у животных

     В соответствии с этим Басc и Пломин выделяют 3 характеристики темперамента, самостоятельность и взаимная независимость которых подтвердилась при факторизации опросников, составленных авторами, и при факторизации данных наблюдений, в которых оценивались различные стилевые особенности поведения. Одинаковый набор свойств характеризует особенности темперамента в разных возрастах.

     Эмоциональность выражается в легкости возникновения  аффективной реакции и оценивается  по ее интенсивности. Для определения  ее у детей их родителям предлагаются утверждения типа „Ребенок легко  расстраивается", „Ребенок легко пугается" и т.д.

     Активность  является проявлением общего энергетического  уровня. Активный ребенок всегда занят, часто торопится, любит двигаться, у него энергичные движения и быстрая  речь. Активность оценивается по утверждениям типа „Ребенок не может спокойно сидеть на месте".

     Социабельность  связана в основном с потребностью в аффилиации (желании быть с другими). Оценивается по таким утверждениям, как „Любит быть с другими", „Легко находит друзей"8.

     Несколько иначе, чем американские исследователи, трактует свойства темперамента польский психолог Я. Стреляу. Он согласен с тем, что критериями для выделения свойств темперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств (несвязанность темперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, их устойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кроме этого, в качестве самостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойств темперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности.

     Соответственно этим критериям Стреляу называет две характеристики темперамента, связанные с энергетическом уровнем обеспечения жизнедеятельности, - активность и реактивность и пять характеристик, связанных с протеканием реакций во времени. К последним относятся скорость реакции (время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий), подвижность (способность переключаться с одной деятельности на другую), последействие реакции (время продолжение реакции после того, как действие стимула прекратилось), темп реакций (количество реакций в единицу времени) и ритмичность (регулярность) реакций.

     На  первый взгляд, этот список характеристик  кажется совершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако эти различия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность может проявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональных реакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения, может проявляться в сфере общения, как социабельность. Стреляу в большей степени, чем авторы описанных ранее концепций темперамента, подчеркивает роль темперамента как механизма, определяющего разные поведенческие особенности, и поэтому при выделении характеристик темперамента он большее внимание уделяет особенностям функционирования этого механизма и меньшее - тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Что же касается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявление свойств темперамента и в эмоциональности, и в общении, и, что крайне редко встречается в работах американских и западно-европейских психологов, в особенностях интеллектуальной деятельности9.

     Методики изучения темперамента.

     Как уже отмечалось, одним из наиболее надежных методических путей психологического исследования является систематическое сопоставление и координация физиологического и психологического исследований. Именно поэтому испытуемым были предложены несколько тестов. В психологических исследованиях темперамента этот методический путь в особенности плодотворен. Нейрофизиологические основы темперамента изучены в большей степени, чем нейрофизиологические основы любого психического процесса или свойства личности. Общие типы нервной системы - одна из наиболее разработанных областей физиологии высшей нервной деятельности. Здесь мы можем опереться на теорию, подкрепленную большим количеством экспериментальных фактов и в большей степени проверенную практическим применением. В последнее время теория общих типов и методики их исследования очень широко разрабатывались и по отношению к человеку.

     В исследовании использовался опросник для изучения темперамента Я. Стреляу. Здесь предлагаемые вопросы относятся  к различным свойствам темперамента. Ответы на эти вопросы не могут  быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в определенной последовательности, не возвращаясь к ранее данным ответам. На каждый вопрос следует дать один из трех ответов: «да», «нет», или «не знаю». Ответ «не знаю» следует давать тогда, когда трудно остановиться на «да» или «нет».

     Тест-опросник Айзенка. (60 вопросов) Исследования проводятся с целью определения уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и типа темперамента. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется один балл. Обработка начинается со шкалы лжи, так как она используется для определения искренности испытуемого. Если по шкале лжи испытуемый набирает 5-6 баллов, его протокол скитается недействительным.

     Методика определения акцентуации характера по методу Шмишека. Тестируемому предлагается ответить на 88 вопросов, после чего определяется уровень акцентуации по нескольким признакам. Теоретической основа теста служит концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Выделенные Леонгардом 10 типов можно разделить на акцентуации характера и акцентуации темперамента. (гипертимический, дистимический и т.д. типы)10.

     В качестве дополнительных методик используются:

     1. Компьютерная оценка темпераментного профиля личности. Здесь тестируемому предлагается оценить свое отношение к утверждению по пятибалльной шкале. В конце проводится обработка результатов и определяется темперамент тестируемого. Используется шкала лжи представленная в качестве своеобразного предварительного тестирования, по результатам которого определяется готовность испытуемого продолжать тестирование.

     2. Темпинг тест. Применяется для исследования типа нервной системы. Исследование проводится в два этапа. На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. Второй этап начинается вслед за первым, после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке. Проводить исследование на определение типа нервной системы необходимо, так как разным типам темперамента соответствует тот или иной тип нервной системы11.

     Таким образом, прохождение тестов по следующим методикам обеспечивают точное определение типа темперамента, а так же определяют некоторые характеристические особенности. Кроме того темпинг-тест достаточно наглядно демонстрирует тип нервной системы испытуемых.

     Методы  изучения темперамента достаточно условны  и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды. Выдвинуто множество  теории относительно природы темперамента и методов его изучения.

     Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически обусловленным  подструктурам личности. Но в зависимости  от конкретной жизненной ситуации человек  в состоянии демонстрировать  «несвойственное» своему типу темперамента поведение, что является следствием его приспособления к окружающей среде.

     2.2 Темпераментный характер и индивидуальный стиль деятельности и поведения человека

 

     Что такое индивидуальный стиль деятельности. Наблюдение за поведением людей показывают, что природный тип темперамента далеко не всегда однозначно проявляется в их деятельности, и особенно в их социальном поведении. Культура накладывает определенные ограничения на социальное поведение человека. В итальянской культуре разрешается громко разговаривать, совершать активные телодвижения и размахивать руками при общении; в английской это запрещается делать; в японской культуре считается неэтичным открыто выражать свои эмоции, и т.д.

     Культура, обучение и воспитание, несомненно, накладывают определенный отпечаток на внешние проявления темперамента человека. В результате этого в наблюдаемых извне динамических особенностях социального поведения человека мы имеем дело не с так называемым чистым темпераментом, а с чем-то иным, обозначаемым как индивидуальный стиль деятельности.

     Индивидуальный  стиль деятельности можно определять по-разному: и относительно самостоятельно, и в его сравнении с темпераментом  человека. Самостоятельное определение  индивидуального стиля деятельности выглядит следующим образом. Это – характерный для человека способ поведения в типичных жизненных ситуациях, которые, в свою очередь, могут быть двух видов: ситуации деятельности и ситуации общения.

Информация о работе Темпераментный характер в психологии личности