Темпераментный характер в психологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной работы является изучение взаимозависимости темперамента и характера. Особо нами будет рассмотрен так называемый темпераментный характер.

Объектом нашего исследования является характеристика темпераментного характера человека.

Предметом исследования является соотношение понятий темперамент и характер и влияние темперамента на деятельность человека.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика и разнообразие взглядов на темпераменты 5
1.1 Понятие и взаимосвязь темперамента и характера 5
1.2 Разнообразие учений о темпераменте 9
2. Изучение влияния темперамента на деятельность индивида 18
2.1 Развитие методов изучения темперамента 18
2.2 Темпераментный характер и индивидуальный стиль деятельности и поведения человека 25
Заключение 34
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Темпераментных характер в психологии личности.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

     Флегматикам и меланхоликам полезны:

     Специи: гвоздика, корица, имбирь, шафран, тмин, лавровый лист, красный и, особенно, черный перец, горчица, хрен, зеленый чай, изюм, чернослив, сухофрукты, ревень, орехи (умеренно), грибы, маслины (умеренно), сельдерей, петрушка, лук, чеснок.

     Сладости: мед.

     Фрукты: яблоки, груша, гранат, хурма, ягоды, абрикосы, вишня.

     Овощи: брюссельская и цветная капуста, кабачки, морковь, баклажаны, молодой картофель, редис, шпинат, свекла, молодая редька, репа, горох, чечевица.

     Зерновые: ячмень, рожь.

     Продукты  из злаков: манная каша, лапша, макароны, пшено, овсяное печенье, греча, кукуруза, рис, а также яичный желток.

     Мясо: баранина, молодая говядина, говяжья печень, цыплята.

     Рыба: сельдь малосоленая (вымоченная в воде), морская рыба, икра.

     Масло: топленое, несоленое, подсолнечное, кукурузное.

     Сыр: любой, но свежий.

     Кисломолочные продукты (умеренно): козье молоко, брынза12.

Заключение

 

     Характер  нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и  подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера  и темперамента можно выделить четыре основных:

     - отождествление характера и темперамента (Э Кречмер, А. Ружицкий);

     - противопоставление характера и  темперамента, подчеркивание антагонизма  между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

     - признание темперамента элементом  характера, его ядром, неизменной  частью (С-Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

     - признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

     Исходя  из материалистического понимания  человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и  темперамента, является зависимость  от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

     Свойства  темперамента могут в какой-то степени  даже приходить в противоречие с  характером.

     У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

     Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его  индивидуальности.

     Таким образом, темперамент - биологическая основа (предпосылка) характера. Характер надстраивается над темпераментом с относительной свободой. Характер может быть сильный, но не очень темпераментный. Может быть и темпераментный человек, но со слабым характером.

     Характер - особенности поведения человека, делающие его легким или трудным во взаимодействии с ним.

     Темперамент в узком смысле слова - энергия  и динамика поведения, это яркость, сила и скорость эмоционального реагирования.

     Для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера — «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

     Темперамент, по Э.Кречмеру, тесно связан со строением  тела. Характер - в малой степени. Темперамент - генотип, характер - фенотип. Смотри Генотип и фенотип

     При этом граница, разделяющая темперамент  и характер, все-таки достаточно условна. Слово темперамент нередко употребляется  в более широком смысле, как  некоторое описание личностных черт. И тогда типы темперамента по Гиппократу - по факту, описание это типов характера.

     Но  нельзя забывать, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

     Хотя  темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего  богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека.

     То, насколько человек проявляет  уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру.

     Кроме этого темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменения, а на выявления и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

     Но, в любом случае, только все три  составляющие психики - темперамент, характер и поведение являются ключами к ответам на вопросы - как? (темперамент), почему? (характер), и каким образом? (поведение) функционирует психика человека.

Список  литературы

 
    1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 2001.
    2. Гардеева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическими состояниями у студентов с высоким уровнем тревожности. – М., 2001.
    3. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. 
    4. Дубровина И. В. Психология. – М.: Академия, 2007. 
    5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000. 
    6. Капрада Д., Сервон Д. Психология личности.- СПб., 2003.
    7. Кравченко А. И. Общая психология. – М., 2008. 
    8. Кречмер Э. Теория темпераментов. - М., 2005.
    9. Крутов С. В. Психология управления. – М., 2006.
    10. Крылов А. А. Психология. – М., 2007.
    11. Кулагина И. Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл. – М: Сфера, 2004.
    12. Марцинковская Т. Д. Психология личности. – М., 2008.
    13. Москаленко О. В. Личностно-профессиональное развитие современного человека // Мир психологии. № 4, 2008.
    14. Немов Р. С. Общая психология. – М.: Владивосток, 2001. 
    15. Нуркова В. В. Психология. – М., 2008. 
    16. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академ, 2000. 
    17. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование, №2, 2008.
    18. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Бахрам, 2001.
    19. Романов В. Я. Психология индивидуальных различий. – М.: МГУ, 2002.
    20. Росляков П. Г. Социально-психологическая адаптация в обществе. – Ярославль, 2008.
    21. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки и психологии. – СПб.: Речь, 2003.
    22. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов: Феникс, 2002.
    23. Тертель А. Л. Психология в вопросах и ответах, - М., 2008.
    24. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. – М., 2004.
    25. Фридман Л. М. Психология возрастных групп. – М., 2003.
    26. Шапарь А. В. Практическая психология. – М.: Феникс, 2005.
    27. Шелдон У. Психология индивидуальных различий. - М., 1998.

Информация о работе Темпераментный характер в психологии личности