Темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 03:38, реферат

Краткое описание

Темперамент (лат. temperamentum - належне співвідношення рис від tempero - змішую в належному співвідношенні) - характеристика індивіда з боку динамічних особливостей його психічної діяльності, тобто темпу , швидкості, ритму , інтенсивності, що складають цю діяльність психічних процесів і станів.
Аналіз внутрішньої структури темпераменту представляє значних труднощів, обумовлені відсутністю в темпераменту (у його звичайних психологічних характеристиках ) єдиного змісту і єдиної системи зовнішніх проявів. Спроби такого аналізу приводять до виділення трьох головних , ведучих, компонентів темпераменту , що відносяться до сфер загальної активності індивіда , його моторики і його емоційності.

Вложенные файлы: 1 файл

десертація.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

 

Обоснованность и достоверность  результатов обеспечивалась исходными  методологическими принципами, анализом разработанности проблемы на основе литературных данных, выбором адекватных методов и методик поставленной цели и задачам исследования.

 

Структура диссертации. Диссертация  состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст содержит графики и таблицы.

Заключение диссертации 

по теме "Общая психология, психология личности, история психологии", Лобаскова, Марина Михайловна

 

126 ВЫВОДЫ 

 

1. Девочки 10-14 лет имеют  более высокие показатели по  шкалам контроля активации, аффилиации, УСНИ, страха и депрессивного  настроения. В группе мальчиков  отмечаются более высокие показатели  по шкалам активности и агрессивности.  Девочки 15 -17 лет имеют более  высокие баллы по 9 шкалам (шкалы  Негативного аффекта, социабельности, позитивного аффекта, шкалы Перцептивной  чувствительности), по шкалам контроля  активации и контроля внимания  в группе мальчиков 15 -17лет  средний балл был выше, чем  в группе девочек. Эффект возраста  оказался значимым в младшей  возрастной группе и незначимым  в старшей. Эффект пола влияет на шкальные оценки свойств темперамента в обеих возрастных группах.

 

2. Получены данные о  наличии генетических влияний  на проявление реактивности и  саморегуляции - основных показателей  темперамента психобиологической  концепции темперамента Ротбарт  Р.Б. 

 

3. В подростковом возрасте (10-17 лет) на вариативность свойств  темперамента значимое влияние  оказывают факторы индивидуальной, случайной среды, однако степень  влияния снижается от младшего  к старшему подростковому возрасту. Увеличивается вес аддитивных  генетических факторов по сравнению  с общесредовыми. 

 

4. Структура фенотипической  дисперсии отдельных свойств  в младшем и старшем подростковом  возрасте различна. Неизменно средовое  влияние на индивидуальные различия  свойства страх в младшем и  старшем подростковом возрасте. В вариативности свойств фрустрация, перцептивная чувствительность, контроль торможения неизменными остаются генетические влияния. От младшего к старшему подростковому возрасту происходит изменение генотип-средовых соотношений свойств внимание, удовольствие от стимуляции высокой интенсивности в сторону увеличения влияния аддитивно-генетических факторов.

 

5. Реактивные свойства (страх, грусть, дискомфорт, уровень активности) и развивающиеся свойства {внимание, УСВИ (10-14 лет) и контроль активации, аффективная чувствительность (15-17 лет)) в большей степени обусловлены средовыми факторами. Свойства, связанные с саморегуляцией (фрустрация, шкалы Произвольного контроля (15-17лет) и сформированные свойства (контроль внимания, УСВИ (15-17лет) испытывают генетические влияния.

 

128

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Исследования темперамента имеют многовековую историю. Еще  в период античности ученые указывали  на важную роль темперамента в поведении  человека. Начало современному научному исследованию темперамента положил  И.П.Павлов. Учение о темпераменте развивалось  в двух направлениях. В рамках первого  направления изучались физиологические  основы темперамента, в рамках второго  направления изучались его психологические  проявления (Либин А.В., 2004). В отечественной  психологии большой вклад в разработку первого направления был сделан в рамках дифференциально - психологического подхода Теплова -Небылицына. Исследованию психологической составляющей темперамента были посвящены работы представителей пермской школы В.С Мерлина. Мерлин выделил психодинамические свойства темперамента - экстраверсию, эксрапунитивность, тревожность и др., тем самым, расширил традиционное павловское понимание темперамента. Широкое распространение получила теория Г.Айзенка, который относил экстраверсию и нейротизм к биологической основе личности, не относя к темпераменту. Не смотря на существовании разных исследовательских подходов, в настоящий момент и в отечественной и зарубежной психологии ведущее место приобретает психобиологический подход в изучении темперамента (Русалов В.М., РотбартМ.К., Клонинджер Р.).

 

Темперамент, по - мнению большинства  ученых, является динамической составляющей личности, определяя характер протекания деятельности, доказано влияние темперамента на познавательную деятельность, коммуникативную, на особенности обучения и развития детей и т.д. (Русалов В.М., Манолова О.Н., 2005; Егорова М.С., 2004; Моросанова В.И., Коноз Е.Н.,2001; Забегайлова И.В., 2000; Трофимова И.Н., 1997; Слободская Е.Р., 1995; и др.)

 

Теоретической основой нашего исследования стала концепция темперамента американского ученого Марии  К. Ротбарт. Во-первых, выбор был обусловлен тем, что теория Ротбарт не противоречит отечественным традициям исследования темперамента, а в некоторой степени  рассматривает работы отечественных  ученых в качестве исходных для разработки собственной теории (M.K.Rothbart, 1989, с.79). По мнению автора, темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках  и в динамических (стилевых) особенностях поведения. Темперамент - это конституционально  обусловленные особенности реактивности и саморегуляции. Реактивность понимается как результат активации поведенческих  и физиологических систем организма, которая проявляется в эмоциональных, моторных и ориентировочных ответах  на внешние и внутренние стимулы. Саморегуляция представляет собой  динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или  повышают) активацию и, следовательно, показатели реактивности. Ротбарт указывает  на то, что основные концепты реактивности и саморегуляции схожи, с описанными Я.Стреляу в его Регуляторной теории темперамент (M.K.Rothbart, 1989, с.59). Регуляторная теория темперамента Я.Стреляу представляет собой синтез западноевропейских и восточноевропейских традиций.

 

Цель нашего исследования состояла в оценке роли генотипа и  среды в вариативности свойств  темперамента в подростковом возрасте (10 - 17 лет). Поэтому главным аргументом в пользу выбора теории М.К Ротбарт стало то, что Ротбарт и ее коллеги большое значение придают исследованию развития темперамента (Eaves L.J., Derryberry D.E., Ahadi S.A. & Rothbart M.K., 1981, 1988, 1989, 2000, 2003). По - мнению авторов, темперамент развивается в ходе онтогенеза, сохраняя относительную стабильность. В ходе онтогенеза меняются абсолютные значения отдельных свойств темперамента, меняется характер проявления одного и того же свойства в различных возрастах или утрачивается их актуальность, разные свойства проявляются в ходе развития неодновременно. Еще одним важным достоинством теории Ротбарт можно считать и то, что М.К.Ротбарт и ее коллеги разработали надежные измерительные инструменты для изучения темперамента во всех возрастах.

 

Исследования природы  темперамента занимают одно из центральных  мест в психогенетике. В большинстве  современных теорий полагается, что  формирование свойств темперамента происходит под влиянием генетических и средовых факторов, и связано  с особенностями мозговых систем регуляции поведения и функциональных состояний. В настоящее время  накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о вкладе генетических и средовых факторов в вариативность  свойств темперамента. Особый интерес  исследователей вызывает изучение влияния генотипа и среды на индивидуальные различия свойств темперамента на разных этапах онтогенеза.

 

Подростковый возраст  как этап онтогенеза приобретает  особую значимость, т.к. именно в этот возрастной период происходят существенные качественные биологические и психологические  изменения, во многом определяющие в  дальнейшем место взрослеющего человека в обществе. В подростковом возрасте наиболее ярко можно проследить связь  биологического созревания, психического развития и индивидуального опыта  взаимодействия ребенка со средой. Анализ факторов развития позволяет  оценить степень спонтанности или  направленности извне возможных  линий развития.

 

Учитывая место темперамента в целостной структуре личности и его значение в развитии личности, исследование роли наследственности и  среды темперамента в подростковом возрасте имеет важное теоретическое  и практическое значение.

 

Психогенетические исследования природы темперамента в подростковом возрасте в нашей стране практически  не проводились по ряду причин. Определенную роль сыграли социально- экономические  изменения в России, которые существенно  повлияли на возможность реализации научных замыслов. Немаловажное значение имело неопределенность четкой методологической основы психогенетических исследований, разработка которой позволила преодолеть существовавший междисциплинарный  барьер между психогенетикой и остальными отраслями психологии.

 

В проведении исследования природы индивидуальных различий темперамента подростков мы основывались на подходе Малых С.Б. (2004) в построении логики психогенетических исследований развития:

 

1. Необходимость построения  генетических исследований психофизиологических  и психологических характеристик  в рамках общепсихологических  концепций и поиск психологических  закономерностей, объясняющих получаемые  данные 

 

2. Согласно системному  подходу различные источники  развития являются частями интегрированной  системы более высокого порядка  и оказывают влияние друг на  друга. Наиболее перспективно  изучать, как с течением времени  изменяется функционирование структур  и структурирование функций. Структура  фенотипической дисперсии психологических  и психофизиологических признаков  зависит от их психологической  структуры. 

 

3. Понимание природы психологического  признака (фенотипа) невозможно без  анализа «контекста», в котором  реализуется исследуемый признак. 

 

Используя близнецовый метод, мы исследовали темперамент в  двух возрастных группах в 10-14 лет  и 15-17 лет и анализировали полученные данные с учетом возрастных закономерностей.

 

На первом этапе нашего исследования была проведена стандартизация опросников темперамента М.К.Ротбарт - Опросника темперамента взрослых (Adult Temperament Questionnaire - ATQ) и Опросника темперамента младших подростков (Early Adolescent Temperament Questionnaire - EATQ). Выборка стандартизации составила 740 подростков. В работе представлена психометрическая характеристика тестов.

 

На втором этапе мы провели  исследование темперамента подростков 1017 лет, общая выборка исследования включает в себя 1114 человек. Девочки  в подростковом возрасте более чувствительны  и эмоциональны, у мальчиков выше показатели активности, это подтверждает известные факты, полученные в рамках дифференциальной психологии (Русалов  В.М., 1993; Ильин Е.П., 2002). Нами получены новые данные об особенностях темперамента подростков. В возрасте 15-17 лет у  юношей выше показатели Произвольного  контроля по сравнению с девушками. Выявлено влияние возраста на развертывание  темперамента в 10-14 лет, что может  свидетельствовать о существенных количественных изменениях отдельных  свойств темперамента в этом возрастном диапазоне. В структуре Опросника  темперамента младших подростков выделяются три общих фактора Произвольный контроль, Негативный аффект и Экстраверсия/ сургенсия. В структуре Опросника  темперамента взрослых не выделились отдельно факторы Произвольного  контроля и Негативного аффекта. Показатели произвольного контроля входят в состав нескольких общих  факторов, на основании чего мы высказали  предположение о роли отдельных  показателей контроля в регуляции  перцептивной чувствительности, позитивного  и негативного аффекта. Наши результаты в целом подтверждают данные, полученные Ротбарт и ее коллегами о том, что стабильность темперамента сохраняется  за счет постоянства общих факторов. Индивидуальный опыт и созревание влияют на проявление, выражение, связи темпераментальных черт, входящих в структуру общих факторов, но содержание факторов остается относительно устойчивым (Putman S.P., Ellis L.K.& M.K.Rotbart, 2001). Нами не обнаружены существенных половых различий в содержании общих факторов, тем не менее факторная структура несколько отличается у мальчиков и девочек как в 10-14 лет, так и в 15-17 лет.

 

На третьем этапе было проведено близнецовое исследование темперамента. Выборка составила 374 близнеца.

 

Мы получили данные, свидетельствующие  о том, что на вариативность свойств  темперамента в подростковом возрасте, наряду с генетическими факторами, существенное влияние оказывают  факторы индивидуальной среды.

 

Увеличение веса факторов индивидуальной среды согласуется  с данными возрастной психологии о том, что в подростковом возрасте значительно расширяется сфера  деятельности и общения на фоне роста  самостоятельности и автономии, также полученные данные согласуются с предыдущими исследованиями. Полученные в этих исследованиях результаты свидетельствуют об умеренном вкладе генетических факторов в вариативность свойств темперамента, и об отсутствии либо очень незначительных эффектах общей среды (Eaves et al., 1989, Floderus, Myrhed et al.,1980; Loehlin & Nichols, 1976; Martin, Jardine, 1986; Plomin, 1986; Rose, Kaprio, Koskenvuo, 1988; Viken, Rose, Caprio, Koskenvuo, 1994; и др ).

 

Loehlin J.C. (1992) отмечает, что  наследуемость разных свойств  темперамента примерно одинакова,  по его данным нет свидетельств  отличий между различными свойствами  по степени генетической обусловленности.  Однако в нашем исследовании  выявлены различия в соотношении  наследственных и средовых факторов  в структуре фенотипической дисперсии  разных свойств темперамента. Мы  предположили, что разные свойства  темперамента имеют различную  структуру фенотипической дисперсии  в зависимости от специфики  исследуемого свойства и этапа  психического развития ребенка.  Соотношение генотипа и среды  в индивидуальных различиях темперамента  связано с качеством анализируемого  свойства (саморегуляция - реактивность) и с этапом онтогенеза (онтогенетическая  зрелость - незрелость). Вероятно, что  среда больше влияет на реактивные  и «онтогенетически незрелые»  свойства темперамента, генотип  больше влияет на произвольные  и «онтогенетически зрелые». 

 

Анализ половых различий по наследуемости свойств темперамента указывает на возможные тендерные  различия в генетических эффектах на некоторые свойства темперамента, например нейротизм (Eaves et al., 1989; Finkel and McGue, 1997; Loehlin, 1992; Martin & Jardine, 1986; Viken et al., 1994). В нашем  исследовании не обнаружено тендерных  различий в генетических эффектах, влияющих на исследуемые свойства темперамента.

 

В результате проведенного исследования мы получили возрастные различия в  природе свойств темперамента между  подростками 10-14 и 15-17 лет. Егорова М.С. (2004) делает вывод о существовании  двух типов изменений в генетическом контроле свойств темперамента. Во - первых, меняются генетические факторы, влияющие на свойства темперамента. Во-вторых, одни и те же генетические влияния, которые действовали однонаправлено на некоторые свойства темперамента, с возрастом начинают оказывать на них противоположное действие. Мы полагаем, что генетический контроль зависит и от специфики изучаемого свойства.

Информация о работе Темперамент