Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:23, контрольная работа
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) - это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, которые определяют динамику протекания его поведения и психических процессов. Динамика - это внешние особенности поведения человека – активность, подвижность, быстроту или замедленность реакций, а также ритм и интенсивность эмоциональных и психических процессов. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности .
Глава 1. Темперамент. Характер. 3
1.1. Типы темперамента 3
1.2. Свойства темперамента 4
1.3. Определение характера 5
1.4. Типология характера 6
1.5. Личность и характер человека 10
Глава 2. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие.
12
2.1. Педагогическая культура педагога 12
2.2. Сущность и генезис педагогического общения 13
2.3. Стили педагогического общения 14
2.4. Содержание и структура педагогического общения 15
2.5. Педагогическая деятельность как общественное явление 18
2.6. Особенности педагогического общения в вузе 23
Список литературы 27
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Институт интегрированных форм обучения
Кафедра «Психология»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Психология и педагогика
на тему: Темперамент. Характер.
Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие.
Выполнил ________________
Номер зачетной книжки:
………………………………..
Проверил ________________
Хабаровск – 2013
Содержание
Глава 1. Темперамент. Характер. |
3 |
1.1. Типы темперамента |
3 |
1.2. Свойства темперамента |
4 |
1.3. Определение характера |
5 |
1.4. Типология характера |
6 |
1.5. Личность и характер человека |
10 |
Глава 2. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие. |
12 |
2.1. Педагогическая культура педагога |
12 |
2.2. Сущность и генезис педагогического общения |
13 |
2.3. Стили педагогического общения |
14 |
2.4. Содержание и структура педагогического общения |
15 |
2.5. Педагогическая деятельность как общественное явление |
18 |
2.6. Особенности педагогического общения в вузе |
23 |
Список литературы |
27 |
Глава 1. Темперамент. Характер.
1.1. Типы темперамента
Каждый из нас рождается с уникальным набором особенностей личности, которые отчетливо проявляются в темпераменте
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) - это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, которые определяют динамику протекания его поведения и психических процессов. Динамика - это внешние особенности поведения человека – активность, подвижность, быстроту или замедленность реакций, а также ритм и интенсивность эмоциональных и психических процессов. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности .
С именем Гиппократа (460-377 гг до н.э.) и его школы связывают учение о четырех типах темперамента, объяснявшее индивидуальные различия между людьми. По его мнению, органом мышления и ощущений является мозг. Он считал, что существует определенное влияние климато–географических условий на свойства характера человека.
Доминирование какого–либо
одного элемента проявляется как тип темперамента,
носителя которого были обозначены как:
— сангвиник,
— холерик,
— флегматик,
— меланхолик.
И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности.
И.П. Павлов же дал характеристику темперамента на основе типов нервной системы. В основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:
сила (человек, обладающий повышенной работоспособности, быстро восстанавливается после продолжительного труда);
уравновешенность (человек легко сохраняет спокойствие в негативной обстановке и возбуждающей атмосфере);
подвижность (человека очень быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).
Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа.
- сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
- холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
- флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
- меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.
Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический - быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический - медленно возникающими, но сильными чувствами, флегматический - медленно возникающими и слабыми чувствами. Для холерического и сангвического темпераментов характерны, кроме того: 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны: 1) медленность движений и 2) слабое выражение чувств.
Однако люди с ярко выраженными чертами какого-либо темперамента встречаются крайне редко. Чаще люди обладают смешанным темпераментом в различных пропорциях. Однако преобладание тех или иных черт позволяет отнести человеческий темперамент к тому или иному типу.
Понимание особенностей собственного темперамента может позволить человеку корректировать свое поведение, стиль общения в обществе. Ведь человек не рождается как сложившаяся личность. Становление происходит постепенно, под воздействием многих внешних факторов. Прежде, чем у человека сформируется личность, у него можно наблюдать индивидуальные особенности темперамента, черт характера. Они и образуют основу характера, на которую в последствии надстраиваются личностные свойства.
1.2. Свойства темперамента
Свойства темперамента - это индивидуальные, врожденные, собственные свойства личности человека. От типа темперамента в значительной степени зависит характер протекания психических реакций, таких как:
1.Скорость возникновения
ответных психических
2.Психический ритм и темп реакций (смена психических состояний).
3.Интенсивность психических процессов.
4.Направленность психической
деятельности на определенные
объекты, например, стремление человека
к новым контактам, к новым
впечатлениям от реальной
В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие:
Общая психическая активность, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды.
Моторный или двигательный компонент. Тесно связан с предыдущим. Ведущую роль в нем играют качества, связанные с двигательным и речедвигательным аппаратами. Этот компонент очень нагляден, он проявляет себя в движениях, речи индивида, в частности, амплитуде его движений, темпе речи, силе движений и других моторных показателях. На их основании мы чаще всего и составляем свое первое впечатление о темпераменте человека.
Эмоциональность – еще одно свойство темперамента, характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффектов, чувств и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.
Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость, чуткость человека. Импульсивность характеризует быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоциональная лабильность - это скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Нередко к свойствам темперамента относят экстраверсию – интроверсию, которые связывают с силой – слабостью нервных процессов.
Реактивность. Под нею понимают уровень интенсивности реакций в ответ на различные стимулы. Чем интенсивнее ответная реакция, тем выше реактивность. Чем выше возбудимость человека, тем сильнее реактивность. Установлена отрицательная связь между реактивностью и активностью индивида. Высокореактивные личности обычно характеризуются пониженной активностью, их деятельность мало интенсивна. Низкореактивным индивидам свойственна высокая активность.
Свойства темперамента представляют собой наиболее постоянные и неизменные характеристики человека.
1.3. Определение характера
В психологии понятие характер (греч. character – черта, признак, примета, особенность), означает индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форме проявления характера, своеобразно окрашивает те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, вера в свои силы и возможности, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.
Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности
Одним из ведущих показателей характера выступает воля (лат. vоluntas – воля). Это — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.
Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых находится человек. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе. В коллективе создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.
1.4. Типология характера
На протяжение всей истории психологии предпринимались попытки построения типологии характеров. Одна из ранних в начале нашего века, и наиболее известная была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. В наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Личностные черты, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека:
1) астенический (астеник - это обычно худой человек. У него тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой);
2) атлетический (человеку
обычно свойствен сильно
3) пикнический (люди этого типа отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате)
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются определенными чертами характера.
Более поздняя классификация характеров принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.
1. Гипертимный тип. Подвижные, общительные и озорные подростки.