Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:23, контрольная работа
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) - это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, которые определяют динамику протекания его поведения и психических процессов. Динамика - это внешние особенности поведения человека – активность, подвижность, быстроту или замедленность реакций, а также ритм и интенсивность эмоциональных и психических процессов. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности .
Глава 1. Темперамент. Характер. 3
1.1. Типы темперамента 3
1.2. Свойства темперамента 4
1.3. Определение характера 5
1.4. Типология характера 6
1.5. Личность и характер человека 10
Глава 2. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие.
12
2.1. Педагогическая культура педагога 12
2.2. Сущность и генезис педагогического общения 13
2.3. Стили педагогического общения 14
2.4. Содержание и структура педагогического общения 15
2.5. Педагогическая деятельность как общественное явление 18
2.6. Особенности педагогического общения в вузе 23
Список литературы 27
2. Циклоидный тип. Раздражительные и склонные к апатии подростки.
3. Лабильный тип. Очень
изменчивые в настроение дети,
которое очень часто не
4. Астеноневротичесчий тип. Подростки с повышенной утомляемостью, раздражительностью и капризностью.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность подростков.
6. Психастенический тип.
Подростки с ранним
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость, безразличность к окружающим людям.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.
9. Истероидный тип. Подростки этого типа стремятся привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.
10. Неустойчивый тип. Подростки
данного типа обнаруживают
11. Конформный тип. Это тип приспособленца который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку.
Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:
1. Гипертимный тип. Этот тип характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов,
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены- настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
4. Возбудимый тип. Данному
типу присуща низкая
5. Застревающий тип. Его
характеризуют умеренная
6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
9. Демонстративный тип. Этот
тип людей характеризуется
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контакткость, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной..
11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью. Редко вступают в конфликты. Готовы внимательно выслушать другого. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков.
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество.
Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.
Еще одно представление типологии характера принадлежит врачу-психиатру Э. Фромму, он обозначил ее как социальную типологию характеров. Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Он выделил следующие типы:
1. "Мазохист-садист". Это
тип человека, который склонен
видеть причины своих
2. "Разрушитель". Агрессивный и активные люди, стремящиеся к уничтожению. К разрушительности обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей.
3. "Конформист-автомат".
Такой человек беспрекословно
подчиняется обстоятельствам, обществу
любого типа, требованиям социальной
группы. У такого человека
почти никогда нет ни
Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.
Немецкий психолог Э. Шпрангер, выдвинув свою классификация полагал, что для установления типологии человека решающее значение имеет учет тех сфер жизни, тех ценностей, которые особенно привлекательны для него. Шпрангером выделено шесть основных ценностей и, соответственно, предложено шесть различных типов людей, а именно:
1) теоретический человек
(или человек теории), которого
преимущественно привлекает
2) эстетический человек,
для которого высшей и
3) экономический человек,
для которого на первом плане
стоят экономические ценности, материальное
блага; этим главным образом
4) для политического человека высшую ценность представляет собой власть; в своих действиях и стремлениях он исходит из этой ценности, везде и всегда стремясь к господству;
5) социальный человек, для
которого наиболее
6) для религиозного человека
высшей ценностью, смыслом жизни,
направляющим всю его
Еще одна типологии характеров, заслуживающая внимания, принадлежит В. Штерну. Он полагал, что любая система целей человека строится на основных взаимоотношениях между личностью и миром, между Я и средой. Штерн различает аутотелическую и гетеротелическую направленность, а в зависимости от особенностей взаимосоотношения последних выделяет три различных типа характера: аутистический, гетеристический и интроцептивный.
1. Аутистический характер Цель воли аутиста по сути всегда составляет он сам. Он либо индивидуалист, то есть постоянно стремится выдвинуть на передний план и подчеркнуть особенности своей личности, либо субъективист, то есть его отношение ко всему строится в зависимости от того, какое значение имеет это для его личности, либо же эгоист, то есть относится ко всем и ко всему как средству осуществления своих личных целей.
2. Гетеристический характер имеется в том случае, когда целенаправленность выходит за рамки собственной личности, стремясь к осуществлению лежащих за ее пределами ценностей. Различают три типа гетеристов: а) альтруист, усматривающий свою цель в основном в благополучии ближнего; б) гипертелист, то есть человек, устремленный в основном на службу коллективу; в) идеотелист видит свое предназначение не в службе отдельным лицам или коллективу людей, а отвлеченным идеям и идеалам;
3. Когда субъект не
противопоставляет чужую и
1.5. Личность и характер человека
Рассмотрим, как соотносятся характер и личность.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы - восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием.
Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта - замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экстраверсия и интроверсия. Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера.
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.
Черты характера отражают то, как действует человек (естественные для него способы поведения), а черты личности — то, ради чего он действует (мотивы и направленность поведения). Способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
Личность можно развивать, характер можно только укреплять. Характера может не быть, характер может появиться, характер можно укреплять - но об уровнях развития характера не говорят. Об уровнях развития личности говорить естественно.
Развитая личность использует свой характер, когда ей это нужно, и отменяет свой характер, когда он ей мешает.
Глава 2. Педагогическая деятельность.
Педагогическое взаимодействие.
2.1. Педагогическая культура педагога
Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур (B.C. Библер). Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры:
1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение).
2. Создание педагогического
мира как среды духовного, эстетического
и интеллектуального развития
субъектов педагогического
3. Открытие личности для себя в другой личности.
Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.
В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога — это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении. Педагогическая позиция — это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические принципы); поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка).