Теоретико-методологические подходы к образованию младших школьников в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Япония привлекает к себе внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Всего чуть больше полувека назад Япония лежала в руинах после двух атомных бомбардировок, подписавших акт о безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне, потерявшая 44% всей территории и 36% национальных ресурсов. Сейчас это высокоразвитое, компьютеризированное, постиндустриальное государство, вторая после США экономическая держава мира. Это называют « Японским экономическим чудом». Такие успехи Японии, во многом связаны с высоким уровнем образования населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……….3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к образованию
младших школьников в Японии ………………………..5
1.1 Содержание образования в школах Японии …………..5
1.2 Проблемы школьников в процессе обучения
и воспитания…………………………………………………13
ГЛАВА 2. Организация профессиональной деятельности
педагога-психолога в Японских школах……………….19
2.1 Основные направления деятельности
педагога-психолога в Японских школах ………………....19
2.2 Формы и методы оказания психологической помощи нуждающимся в ней школьникам…………………….…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……….3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к образованию

 младших школьников в Японии ………………………..5

1.1 Содержание образования в школах Японии …………..5

1.2 Проблемы школьников  в процессе обучения 

и воспитания…………………………………………………13

ГЛАВА 2. Организация профессиональной деятельности

педагога-психолога  в Японских школах……………….19

2.1 Основные направления деятельности

педагога-психолога в  Японских школах ………………....19

2.2 Формы и методы оказания психологической помощи нуждающимся в ней школьникам…………………….…..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………..28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Япония привлекает к себе внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Всего чуть больше полувека назад Япония лежала в руинах после двух атомных бомбардировок, подписавших акт о безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне, потерявшая 44% всей территории и 36% национальных ресурсов. Сейчас это высокоразвитое, компьютеризированное, постиндустриальное государство, вторая после США экономическая держава мира. Это называют  « Японским экономическим чудом». Такие успехи Японии, во многом связаны с высоким уровнем образования населения.

Эта страна сегодня единственная в мире, в которой образование  является массовым и отвечает самым высоким стандартам. Достаточно сказать, что 97% детей заканчивают 12-летнюю среднюю школу, причем 90% выпускников поступают в университеты и колледжи, и почти все их заканчивают. В этой стране всегда предавали большое значение просвещению. Стремлению к более высокому статусу – свойства японского менталитета. Японцы справедливо подчеркивают, что без высокого уровня образования всего народа экономические успехи были бы невозможны. И хотя современная Япония, как и все страны мира, стоит перед серьезными проблемами и острыми противоречиями в деле воспитания молодого поколения и необходимостью реформирования своей школы, тем не менее, ее успехи в этой сфере продолжают оставаться поучительными, дающими примеры для многих стран.

Актуальность темы исследования: Основные отличия российской системы образования от японской в том, что Японская система образования всегда нацелена на решение основных целей общества, стремится всячески способствовать реализации его интересов. Подтверждения этому можно увидеть, если посмотреть на историю развития японской системы образования. Проводимая сейчас реформа с одной стороны, ориентирована на вызовы глобализации: изучения иностранных языков, основное ПК, повышение квалификации и т.д., а, с другой стороны, нацелена на  решение скопившихся внутренних проблем (бесконечные экзамены в виде тестов, делающими людей безинициативными).

Но в японской системе  образования есть и существенные недостатки. В садике и начальной  школе довольно много преимуществ, по сравнению с Россией. Все занятия  проходят творчески, учителя заботливы, и ученики счастливы и охотно учатся. Если бы вся система образования была такой от детского садика до окончания университета, японцы были бы счастливее и здоровее всех наций. К сожалению, все это заканчивается в возрасте 12 лет. В эти годы начинается экзаменационный ад, от которого ученикам так и не удается оправиться.  

 Стандартизованная, ориентированная на тесты система образования Японии, которая начинается со средней школы, убивает любую инициативу, творчество и особенно нестандартное мышление. Эти различия в системах образования России и Японии заинтересовали многих отечественных ученых, тем самым подтверждая актуальность данной темы.

Задачи данной работы:

1.Изучить специфику образования, проблемы детей в школах Японии и способы психологической поддержки учащихся.

2.Проанализировать проблемы школьников.

3.Расскрыть функции школьного  психолога в Японии.

4.Формы и метода поддержки в школах Японии.

Объектом работы является: процесс психологической поддержки  японских детей в процессе обучения и воспитания.

Предметом является: Психологическая  поддержка учащихся в школах Японии.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы

к образованию  младших школьников в Японии

 

    1. Содержания образования в школах Японии

 

Как и во многих государствах мира, первые школы в Японии возникли при религиозных организациях – здесь это были буддийские монастыри. Первая прихрамовая школа появилась в VII в., а к концу того же столетия в стране насчитывалось уже 545 учебных заведений. В них дети и молодежь приобщалась к нравственным максимам буддизма: найти свое место в общественном труде, быть честными, терпимыми, правдивыми, жить в согласии и уважении к окружающим, искоренять беззаконие, зло и т.д.

Вначале VIII в. Был принят первый закон «О государственных школах». Он провозглашал, что отныне семейное воспитание не может удовлетворить общество  и образование подрастающего поколения становится прерогативой государства. Закон четко регламентировал социальный статус преподавателей, уровень владения своим предметом, а также безукоризненное нравственное поведение. Содержания образования складывалось из изучения китайской классической литературы, конфуцианских сочинений, каллиграфии. Особое внимание обращалось на воспитание детей и молодежи в духе глубочайшего почтения и уважения к родителям, учителям, старшим.

Наряду с этими школами, средневековая Япония уже в VII-VIII вв. была буквально покрыта сетью, так называемых семейных школ, которые создавались крупными феодалами для своих детей и детей вассалов. В этой клановой школе воспитывали будущих рыцарей-самураев, преданных защитников интересов феодала. Военное дело, Китайская классическая литература, математика, каллиграфия, японская музыка, этикет – такова была программа этих школ, в которых обучалась высшая знать.

Яркой иллюстрацией воспитания в абсолютной преданности властителю была практика подготовки самураев, выходцев из мелких дворян [1,с.33].

Падение феодального строя, переход власти к императору, проведение буржуазных социально-экономических преобразований в эпоху Мейдзи (1868-1912) привели к кардинальным преобразованиям и в школьном деле. Японцы считают, что начиная с этого времени и вплоть до наших дней, в стране было проведено три основных школьных реформы. Первая началась в эпоху Мейдзи с 1871 г., когда было создано Министерство образование (в те же годы появились аналогичные министерства и в странах Европы и США), было открыто более 25 тыс. элементарных школ.

Если школьные реформы  западных стран в этот период делали ставку на профессиональное образование и подготовку кадров для развивающей промышленности, то Япония акцентировала внимание на обязательном начальном образовании всего населения. Охват детей начальной школой к концу периода достиг 99%. С особой силой зазвучали в эти годы идеи о роли образования для национального развития, о значении беспрекословного подчинения императору и военного воспитания молодого поколения на случай возможной агрессии с Запада. Содержание начального образования наряду с элементарными знаниями включало и профессиональные, а также подготовку к продолжению обучения на более высоких ступенях. Школьная система, заложенная в эпоху Мейдзи, фактически действовала до середины XX столетия.

Вторая школьная реформа  проводилась после окончания  Второй мировой войны, из которой Япония вышла поверженной и с 1945 по 1952 гг. была оккупационной зоной США. Американская администрация активно включилась в реформу японской школы с целью изменить ее прежнюю милитаристскую ориентацию. В 1947 г. был издан «Фундаментальный закон об образовании», в котором были обозначены цели и задачи воспитания молодого поколения в духе интернационализма и демократии[11.c.33].

«Всестороннее развитие каждой личности», «строитель мирного государства и общества» – это были ключевые слова закона.

Конечной целью преобразований в школьном деле было создание строго административной, жестко унифицированной и централизованной системы народного образования. Обязательные учебные планы для всех типов школ, единые государственные стандарты, железная дисциплина, противодействие учителей проявлению индивидуальности ребенка-все это создавало тягостную атмосферу, очень отличающую японскую школу от учебных заведений западных стран. Экономический взлет парадоксальным образом сказался и на школе: здесь резко возросла конкуренция за право и возможность перехода на старшую среднюю ступень школы. Уже в раннем детстве родители помещать своих детей-дошкольников в престижные детские сады, им стали нанимать учителей, чтобы с малых лет готовить к поступлению в престижные учебные заведения. Появилась целая «экзаменационная индустрия» (школы дзюку, ййобико). Стоимость образования росла. Свои творческие силы дети фактически тратили на подготовку к мучительным экзаменам, сводя тем самым свое образование к типичному натаскиванию2.

Впервые выражение «третья школьная реформа» прозвучала в 1984 г., когда был создан специальный Комитет по образованию при премьер-министре. На протяжении трех лет этот комитет организовывал дискуссии по большому кругу проблем.

В документах 80-х гг. обращалось внимание на индивидуальное развитие каждого ребенка, необходимость в этой связи дифференциации образовании и предоставлении возможности выбора тех или иных школьных предметов. Однако особый упор делался на пересмотр содержания образования с тем, чтобы усилить его воспитательную роль. Так, учебники по родному языку должны были состоять из текстов, строго ориентированных на воспитание детей в духе японских традиций. На уроках физкультуры рекомендовалось возрождать средневековые виды национального спорта - кондо и другие, основное место в расписании стал занимать учебный предмет «мораль»[3.c.33].

Новые учебные планы для  начальной, младшей и старшей  средних школ были определены правительственными документами в 90х гг. Согласно решению Министерства образования, созданные в эти годы программы поэтапно вводились с 1992 по 1996г. В отличии от прежнего, в новом учебном плане начальные школы упор сделан на изучение родного языка. 30% учебного времени отведено на предметы по выбору и меж предметные занятие.

В учебном плане младшей  средней школы произошли заметные изменения, в основном в соотношении часов, отводимых на изучение предметов по выбору. Возросла вариативность индивидуальных учебных планов и возможность уделять больше учебного времени предметов по выбору и меж предметным занятиям.[11.c.33]

Дифференциация образование в младшей средней школы усилилась, и учащиеся могут изучать следующие предметы по выбору: иностранный язык, обществоведение, естествознание, физвоспитание, домоводство.

В соответствии с новым  учебным планом резко изменился  набор учебных дисциплин. Так, преподавание родного языка состоит сейчас из таких новых разделов, как «экспрессия родного языка», «современный японский язык», «восприятие классики». Также, как и в младшей средней школе, в старшей проводится углубление в дифференциации образования. К примеру, из курса «обществоведение» выделены два предмета - «история» и «география». Увеличен набор учебных разделов математики и естествознание. Особое внимание уделено реализации требований школьной реформы, которые касаются воспитание интернационализма.

В результате школьных реформ предшествующих десятилетий система  школьного образования Японии к 2011 г. складывается из следующих звеньев:

  1. Начальная школа (бесплатная, 6 лет обучения),
  2. Младшая средняя школа (бесплатная, 3года обучения);
  3. Старшая средняя школа (платная, 3года обучения, необязательная);

Начальная и младшая средняя школа в Японии бесплатны и обязательны для всех. Половина всего школьного обучения приходится на начальную школу. Это объясняется  исключительной сложностью и трудоёмкостью японского языка. Ученики, например, должны усвоить 1850 иероглифов – минимум, установленным министерством просвещения. Половиной из официального иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. Каждый из иероглифов к тому же имеет несколько чтений, вариантов произношения, минимум два – верхнее, (китайское) и нижнее (японское). Первое считается более высоким по стилю. Второе глубоко национально по происхождению и не имеет с первым ни чего общего. То, как прочитать иероглиф, по-китайски или по-японски, определяется в каждом конкретном случае правилами грамматики. Помимо иероглифов, в японском языке употребляются две буквенные слоговые азбуки по сорок восемь знаков каждая, а также латинский алфавит. Немалых усилий требует и изучение истории своей страны. Ведь в Японии по сей день официальное летоисчисление ведётся не по европейскому календарю, а по годам правления императоров. Эти названия условных исторических эпох также обозначаются иероглифами, нередко архаичными, которые также надо заучивать.

Государственный учебный  план начальной школы включает родной язык, обществоведение, естествознание, мораль, математику, музыку, рисование, ручной труд, физкультуру и, начиная с 5-ого класса, Недельная нагрузка – от 24 до 29 часов в зависимости от года обучения. При изучении обществоведения ученики получают отдельные сведения по географии, истории, а также знакомятся с правилами пользования библиотекой, уличного движения. В курсе естествознания даются элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке. На занятиях по математике учащиеся изучают арифметические действия, получают начальное представление о геометрии. Во многом начальная школа носит воспитательный, а не образовательный характер.[8.c.33]

Японцы всегда отличались своей устремленностью к знаниям. Ведь любознательность – одна из черт японского национального характера. Эта черта наиболее ярко проявилась у самураев, которые в период, предшествовавший реставрации Мэйдзи, занимались не только военным делом, но и политикой. В связи с этим по всей Японии тогда распространились школы, предназначенные для обучения детей самураев. В этих школах обучали тому, что требовалось военному сословию. Там настойчиво внедрялись в сознание детей самурайский кодекс поведения и моральные ценности, а также религиозные догмы. Особенно настойчиво детей обучали основам боевого искусства. В эпоху феодализма в Японии функционировали также приходские школы («тэракоя»), в которых обучали чтению, письму и счету. Эти школы посещали дети горожан и крестьян, в них обучались и взрослые. Обучение в таких школах осуществлялось исключительно на добровольных началах.

Информация о работе Теоретико-методологические подходы к образованию младших школьников в Японии