Теоретико-методологические подходы к образованию младших школьников в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Япония привлекает к себе внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Всего чуть больше полувека назад Япония лежала в руинах после двух атомных бомбардировок, подписавших акт о безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне, потерявшая 44% всей территории и 36% национальных ресурсов. Сейчас это высокоразвитое, компьютеризированное, постиндустриальное государство, вторая после США экономическая держава мира. Это называют « Японским экономическим чудом». Такие успехи Японии, во многом связаны с высоким уровнем образования населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……….3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к образованию
младших школьников в Японии ………………………..5
1.1 Содержание образования в школах Японии …………..5
1.2 Проблемы школьников в процессе обучения
и воспитания…………………………………………………13
ГЛАВА 2. Организация профессиональной деятельности
педагога-психолога в Японских школах……………….19
2.1 Основные направления деятельности
педагога-психолога в Японских школах ………………....19
2.2 Формы и методы оказания психологической помощи нуждающимся в ней школьникам…………………….…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

Психологическая помощь имеет различное содержание и общие признаки с психологической поддержкой, реабилитацией, сопровождением. В понятии «психологическая поддержка» мы подчеркиваем своевременное позитивное воздействие педагога и родителей (взрослых) на детей с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем. «Психологическая помощь» сходна с понятием «реабилитация».[14.c.33]

В работе школьного психолога можно  выделить следующие направления:

1. Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей. Психодиагностическое направление включает:выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, профориентация, анализ межличностных отношений, анализ семейных и детско-родительских отношений.

2. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.

3. Развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

4.Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

5. Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

6. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

7.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся классов: исследование профессиональных интересов. Организация информационной работы, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.

К школьному психологу  в основном обращаются школьники  с такими проблемами как,  

– заниженная самооценка;

– школьная неуспеваемость;

– школьные, садиковые конфликты;

– ребенок в неполной семье;

– возрастные кризисы;

– детские страхи;

– нервозность;

– неприятие своей врешности;

– излишняя стеснительность, тревожность;

– проявления агрессии;

– конфликтные отношения с отчимом/мачехой;

– трудности общения со сверстниками;

Виды психологической помощи.

Психопрофилактика – это предупреждение психосоматических и психогенных заболеваний.

Психологическое консультирование – это помощь людям, которые находятся в пределах психологической нормы. В этом случае задача психолога – помочь клиенту решить проблему (при этом психологу запрещено давать советы, он должен подтолкнуть клиента к самостоятельному принятию решения, каким бы оно ни было)

Психотерапия направлена на решение более серьезных проблем. Она включает в себя множество направлений, от гипноза и психодрамы до арт-терапии и сказкотерапии, которые можно классифицировать по разным признакам. Психиатрия может быть клинической и неклинической.

Психокорреция (психологическая коррекция) направлена на восстановление нормы с точки зрения личностных черт и эмоционального состояния. Иногда в качестве отдельного вида психологической помощи выделяют также психологический тренинг, представляющий собой специальные упражнения. Тренинг может использоваться как для непосредственной психологической помощи, так и для диагностики.

Таким образом, психологическая помощь в Японских школах, как поддержка, любовь к ближнему, благотворительность, попечительство и пр. Однако все они различаются формой и содержанием, хотя и похожи тем, что направлены на облегчение жизни людей. В Японии преобладает групповая психология, так называемый группизм. Согласно концепции «группизма» «желательное», как форма отношений, не разделяет, а объединяет индивидов с группой: индивидуальное и групповое неразделимы.

Для японского педагога-психолога все дети равны, нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Даже слабые дети занимаются по одной и той же программе, только в замедленном темпе с помощью более эффективных и разнообразных методик в обучении. Воспитанию нравственности уделялось всегда большое внимание в японской школе, но в последнее время ее участие в этом процессе заметно ослабело, что вызывает особую тревогу у японских ученых. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Япония привлекает к себе внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Всего чуть больше полувека назад Япония лежала в руинах после двух атомных бомбардировок, подписавших акт о безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне, потерявшая 44% всей территории и 36% национальных ресурсов. Сейчас это высокоразвитое, компьютеризированное, постиндустриальное государство, вторая после США экономическая держава мира. Это называют  « Японским экономическим чудом ». Такие успехи Японии, во многом связаны с высоким уровнем образования народа.

Эта страна сегодня единственная в мире, в которой образование  является массовым и отвечает самым высоким стандартам. Достаточно сказать, что 97% детей заканчивают    12-летнюю среднюю школу, причем 90% выпускников поступают в университеты и колледжи, и почти все их заканчивают. В этой стране всегда предавали большое значение просвещению. Стремлению к более высокому статусу – свойства японского менталитета. Японцы справедливо подчеркивают, что без высокого уровня образования всего народа экономические успехи были бы невозможны. И хотя современная Япония, как и все страны мира, стоит перед серьезными проблемами и острыми противоречиями в деле воспитания молодого поколения и необходимостью реформирования своей школы, тем не менее ее успехи в этой сфере продолжают оставаться поучительными, дающими примеры для многих стран.

Школы Дзюку, их появление было связано как раз с необходимостью помогать школьникам с усвоением школьного материала. Школы-дзюку существуют по всей стране и функционируют параллельно с официальной школьной системой. Чаще всего это частные учебные заведения, обучение в них платное. В семейном бюджете расходам на обучение в дзюку отводится одно из приоритетных мест.

 Чаще всего дзюку посещают ученики начальных и младших средних школ. Учащихся старших средних школ обычно ходят в йобико. К старшим классам, число детей, посещающих дзюку, постепенно растет.

 Большинство учащихся начальных школ ходят в дзюку по меньшей мере два раза в неделю. Занятие по каждому предмету длится меньше часа. У учащихся более старших классов начальной школы уроки длятся дольше, хотя в целом обычно посещение дзюку занимает в среднем менее двух часов.

 На уровне начальной школы большинство учащихся зачисляются либо на «догоняющий курс», либо на «программу повторения материала». Для многих детей дзюку предоставляют важные образовательные услуги, благодаря которым они получают дополнительные объяснения того учебного материала, который они уже проходили в обычной школе. Учащиеся младших средних школ посещают дзюку в среднем 3 раза в неделю, занятия занимают от 2 до 5 часов в неделю. К 9-му классу, дети обычно изучают в дзюку по пять предметов. Подготовка к сдаче экзаменов в среднюю старшую школу становится главной задачей большинства учащихся 9-х классов. Даже летние и новогодние каникулы они тратят на активные занятия, используют их для учебы и подготовки. 

 Преимуществом занятий в дзюку является организация классов. Во-первых, это небольшое количество учеников в классе – всего 4–5 человек. В таких условиях учитель имеет возможность объяснить и добиться понимания материала от каждого из своих учеников. В таких мини-группах между учителем и учениками легко устанавливается прямой контакт и возникает тесный взаимодоверительный диалог. Учащиеся всегда могут задать учителю вопрос, на который они тут же получат ответ. В условиях обычной общеобразовательной школы это практически невозможно.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алферов Ю.С Нормированные нагрузки учителя в развитых странах. Педагогика.2000.№4.
  2. Алферов Ю.С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования. Педагогика. 1999. №6.
  3. Андреев В.И. Система образования в Японии.Мн.: Национальный ин-т образования, 1995.
  4. Бантин В. Какая школа – такое и будущее: образование в Японии // Знамя Юности.1999.№3.
  5. Бок М. Проблемы и трудности японской школы Народное образование.1984.№4
  6. Бондаренко А. Урок в японской школе Начальная школа.2001.№2.
  7. Боярчук Ю. Компьютер в школах Японии Народное образование.1986.№2.
  8. Боярчук Ю.В. Воспитательная работа в Японской школе Педагогика1992.№3-4.
  9. Боярчук Ю.В. Высокообразованное общество: опыт Японии Мир образования 1997. №3.
  10. Боярчук Ю.В. Каникулы Масанори, или как учат в Японии Начальная школа 1993. №5-6.
  11. Боярчук Ю.В. Состояние и проблемы школьного образования в Японии Начальная школа 1991. №10.
  12. Боярчук Ю.В. Сравнительная педагогика Педагогика.1996. №8.
  13. Боярчук Ю.В. Японская школа: принцип связи с жизнью Воспитание школьников. 1997. №5.
  14.   Боярчук Ю.В. Японская школа: проблемы и перспективы Педагогика. 1996. №3.
  15. Галаган А.И. Сравнительная характеристика систем управления высшим образованием в России и некоторых зарубежных странах Социально-гуманитарные знания. 1999. №6.
  16. Глуэман А.Б. Тенденции развития университетского педагогического образования за рубежом Адукацыя і выхаванне. 1999. -№10.
  17. Джуринский А.Н. Воспитание: старое и новое (Заметки из Японии) Педагогический факультет. 1996. №2.
  18. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие М., 1999.
  19. Джуринский А.Н. Чему и как учат в Японии Народное образование. 2001. №5.
  20. Джуринский А.Н. Японские козыри // Педагогический факультет. 1996. №1.
  21. Еркович С. Образование в Японии от первого сёгуната до наших дней Народное образование. 1992. №9-10.
  22. Ерош Н.Т. Буржуазная школа и политика. Мн.: Народная асвета, 1988.

Информация о работе Теоретико-методологические подходы к образованию младших школьников в Японии