Теоретико-методологические подходы к образованию младших школьников в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Япония привлекает к себе внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Всего чуть больше полувека назад Япония лежала в руинах после двух атомных бомбардировок, подписавших акт о безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне, потерявшая 44% всей территории и 36% национальных ресурсов. Сейчас это высокоразвитое, компьютеризированное, постиндустриальное государство, вторая после США экономическая держава мира. Это называют « Японским экономическим чудом». Такие успехи Японии, во многом связаны с высоким уровнем образования населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……….3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к образованию
младших школьников в Японии ………………………..5
1.1 Содержание образования в школах Японии …………..5
1.2 Проблемы школьников в процессе обучения
и воспитания…………………………………………………13
ГЛАВА 2. Организация профессиональной деятельности
педагога-психолога в Японских школах……………….19
2.1 Основные направления деятельности
педагога-психолога в Японских школах ………………....19
2.2 Формы и методы оказания психологической помощи нуждающимся в ней школьникам…………………….…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.87 Кб (Скачать файл)

Японская начальная школа  шаг за шагом переносит добродетели  семейного воспитания в школьную атмосферу. Однако действует и система обратных связей: самодисциплина, которую воспитывают в школе, внедряется в семейную почву. Тем самым семейная педагогика получает подкрепление. Происходит взаимодействие семейного и школьного воспитания учащихся. И там и тут школьники сталкиваются с культом авторитетов. Дома это – авторитет родителей, в школе – авторитет учителя. Оба авторитета непререкаемы. Учащихся начальной школы настойчиво приучают к тому, чтобы безгранично уважать эти авторитеты. В результате, например, авторитет учителя так глубоко внедряется в сознание ребенка, что остается у него навечно в виде идеального образа.

В школе воспитывается  также и вежливое отношение к  товарищам. Наиболее эффективно оно  культивируется на тех ступенях школьной жизни, когда учащиеся вступают в  подростковый или юношеский возраст.

Нужно сказать, что групповое  воспитание в японской школе – это альфа и омега работы с учащимися. В школе стараются подчинить групповому общению всю жизнь школьника – и сам процесс обучения, и все его свободное время. Так, учащиеся вовлекаются в разработку различных групповых проектов, в организацию и проведение совместных туристских походов, в клубную деятельность. Все это делается для того, чтобы научить учащихся уважать друг друга и быть преданными своей группе. В связи с этим в школах учащихся не делят (как, например, в США) на способных, малоспособных и неспособных.

Японские педагоги считают, что все школьники могут успешно  осваивать предлагаемую в школах программу. И если кто-либо отстает, то ему советуют быть внимательнее в школе и больше времени проводить за книгами дома. Общепризнанно, что учащиеся старших классов в Японии на выполнение домашних заданий тратят не менее пяти часов. Японская школа функционирует под девизом: «Успеха добиваются упорным трудом», «Если ты отстаешь, упорнее работай над собой». В школе господствует принцип – «Работать на пределе своих возможностей». Требования этого принципа реализуются через единое учебно-методическое руководство, принятое впервые в 1958 г. и модернизированное в 1968 и 1978 годах. В этом руководстве определяются довольно напряженные цели обучения.

Так, согласно руководству, второклассник должен «с восхищением слушать чтение детского рассказа и сказки; понимать развитие событий при слушании короткого рассказа; передавать содержание услышанного своими словами, вычленяя главную мысль; уметь выступать перед всем классом; при пересказе соблюдать последовательность изложения; понимать вопросы по содержанию прослушанного и отвечать на них».

Подобного рода конкретные цели и задачи обучения расписаны  буквально по всем дисциплинам и темам занятий. Вот, например, как это сделано для уроков по новейшей истории Японии в средней школе первой ступени: «Учитель должен раскрыть перед учащимися характер внешних связей Японии, особенности развития экономики и внутренних социальных процессов, существенные стороны национальной культуры.

Обучения положены в основу программ в старших классах средней школы второй ступени по изучению работ китайских и японских классиков, линейной алгебры, неорганической химии, механики, электроники, статистики, вычислительной математики и т. д. Не менее полно описаны цели и задачи профессионального обучения. Японские учащиеся получают в школе вполне сносные политехнические знания, различного рода практические навыки. Японские фирмы охотнее всего нанимают молодежь, хорошо подготовленную в общеобразовательном отношении. В связи с этим школа, занимаясь общей подготовкой учащихся, развивает у них трудовые наклонности общего плана и высокий уровень прилежания. Самое лучшее, считают японские педагоги, если ребенок в школе научится неподдельному усердию. Тогда ему и на производстве будет легче.

Таким образом, обучения положены в основу программ в старших классах средней школы второй ступени по изучению работ китайских и японских классиков. Школа, занимаясь общей подготовкой учащихся, развивает у них трудовые наклонности общего плана и высокий уровень прилежания. Успехи японских школьников в овладении основами наук отменные. Об этом свидетельствуют межкультурные обследования. В 2008-2009 году Япония делила первые места с Кореей (которая сейчас тоже строит систему образования на японском примере), в то время как Россия с годами постепенно скатывается вниз, к США.

 

 

    1. Проблемы младших

школьников в  процессе обучения и воспитания

 

В данный момент в Японии, очень остро стоит проблема издевательства в школе. По данным японских СМИ издевательства имеют место не только в старших классах, но и в начальных и средних классах. Результатом издевательства становиться, самоубийства школьников, преподавателей. Самоубийство школьников - это жертва издевательства, которые не выдерживают не только издевательства, но издевательства, как это обычно бывает, приводят к одиночеству. Многим (из числа нашего брата) возможно, не понятно явления одиночества, но, находясь на территории распространения данной проблемы, убеждаешься в этом.

Требования японского  общества очень высоки, подразумевается  под этими словами следующее. Ребенок с начальных и по окончании средних классов (что является необходимое среднее образование, который должен иметь каждый японец), все время, с раннего утра до позднего вечера, проводит в школе, в которой забиваются все необходимые знания, которое требует общество. После школы, дополнительные курсы, которые закрепляют основной материал, полученный в школе. Получается, что ребенок постоянно находится в одном и том же обществе, и если это общество отвернулось от него, то он остается один, плюс к этому постоянные пинки от этого общества.

Японская школа находится  в изменяющейся социокультурной  среде, где иными становятся функции  общества и семьи. Под воздействием урбанизации изменяется и жизнь детей, представления родителей о стиле жизни и воспитании. У сегодняшнего ребенка заметно сократились возможности игры, накопления жизненного опыта в окружении природы.[6.c.33]

За последние годы возросло количество публикаций о японской школе, дающих непривычно негативную картину  о школьном образовании, связанную с ростом агрессивности учащихся по отношению к учителям, а также с ростом преступности среди учащихся. Так, в Белой книге Министерства просвещения Японии на обсуждение выносятся следующие вопросы: нарастание в юношеской среде протеста против непомерного давления школьной системы; невыносимое для большинства детей и их родителей постоянное напряжение конкурентной борьбы за дипломы. Эти две проблемы взаимосвязаны, но, тем не менее, каждая из них имеет свои индивидуальные проявления. Японцы давно уже называют свое общество «обществом дипломов» (гакурэки сякай). Вся жизнь их обладателей определяется не только уровнем выдавшего их учебного заведения (высшее, среднее и т.д.), но и престижностью последнего. Учитывая, что Япония очень плотно населенная страна и возможности расширения производства здесь весьма ограниченны, устроиться на работу молодым людям с каждым годом становится все сложнее – этот дамоклов меч висит над каждым и подчиняет себе все действия учителей, родителей, детей.[8.c.33]

Ситуация усугубляется тем, что конкуренция происходит не открыто, как, например, в американской школе, где каждый ученик оповещается о  своем «айкью» (интеллектуальном уровне), а скрыто, при внешнем соблюдении и громком декларировании равенства в образовании. В соответствии с японской традицией, а также вследствие специфического понимания японцами равноправия учитель на уроках не выделяет ни хороших, ни плохих учеников, стремясь поддерживать на высоком уровне общую успеваемость класса. Тем не менее, регулярно проводятся тесты, и дети отлично знают и показатели успеваемости, и каждый свое место в иерархии, и имена тех учеников, которые доставляют учителю больше всего проблем. «Хорошие» ученики начинают издеваться над “слабыми”. Происходит это тайно, при внешнем соблюдении равенства и товарищеских взаимоотношений. Поэтому разглядеть издевательство – «идзимэ» очень трудно, и часто его замечают слишком поздно.

Существует печальная  статистика. В 1993 г. в результате этого  явления покончили с собой 4 учащихся младшей средней школы, в 1994 г. произошло 9 самоубийств среди учащихся младшей средней и старшей средней школы, к июню 1995 г. их насчитывалось уже 11. В 1992 г. в школах выявлено 1293 случая издевательств. Ситуация принимает размеры бедствия, этой проблеме посвящаются специальные педагогические симпозиумы, серии телепередач. Дети, которые сталкиваются в школе с издевательствами, отказываются ходить в школу, сидят дома, не посвящая никого (таковы требования традиционной морали) в причины своего поведения. При этом следует отметить, что в Японии нельзя перевести ребенка в другую школу из той, к которой он территориально приписан.

По поводу отказа детей  посещать школу имеется внушительная статистика. Этой проблеме посвящаются  доклады на заседаниях педагогических обществ. Возникли новые педагогические термины: «токо кехи» – отказ от посещения школы или «футоко» – ребенок, не посещающий школу. В 1993 г. в стране насчитывалось 2 тыс. таких «учащихся» в начальных и 49 тыс. – в младших средних школах.

Отнюдь не все ладится  в школьном воспитании в Японии. Многие выпускники настроены на минорный тон. Из 12 тыс. старшеклассников, которые  были опрошены в конце 1990 – начале 1991 года, 39% увидели свое будущее  в сером цвете, а 16% – в черном. Гуманизация воспитания, то есть поворот к личности, формирование высокой культуры, эвристического мышления, коммуникативности – веление времени. Осознавая это, японский педагог Ю. Эндо на вопрос, что более всего его тревожит, ответил: “Главное, что сейчас ученикам недостает индивидуальности”. Японию не миновали проблемы, с которыми столкнулись и мы: пристрастие подростков к табаку, наркотикам, алкоголю, азартным играм, детская преступность, драки, насилие. Обратимся в этой связи к статистике. Если в 1981 году было арестовано 120 тыс. подростков, в 1991 – 150 тыс., то в 2001 – уже 190 тыс., то есть почти 20 человек на 1000 сверстников.

В число основных правонарушений, совершаемых подростками, входят уголовные  преступления (убийство, грабеж, поджог, изнасилование), преступления с применением  силы (насилие, нанесение телесных повреждений, запугивание, шантаж), воровство, посягательство на общественную мораль (азартные игры, непристойная брань). Уровень преступности среди подростков устойчиво высок. Специалистов настораживает увеличивающийся процент преступлений, совершенных малолетними, в том числе девочками

Головная боль педагогов  – драки школьников. Наивысший  уровень физических расправ и  драк пришелся на 2007 год. С тех пор они постоянная и актуальная проблема. Если в 1995 году драки были отмечены в 415 начальных школах, то в 2007– в 590. Соответственно в младших средних школах-–1348 и 1293. В обстановке насилия и физических расправ отмечены самоубийства среди школьников. Так, в 2009 году произошло около 300 самоубийств подростков. В предсмертном письме одного из них написано: “У меня нет сил заниматься в нашей школе. У меня есть друзья, но есть и одноклассники, которые жестоки со мной, поэтому я боюсь ходить в школу». Проблема детских самоубийств – предмет обсуждения на самом высоком уровне. Так, весной 2011 года главный канал токийского телевидения провел встречу с участием министра образования, педагогов, психологов, социологов, где обсуждалась эта проблема.

Случаи проявления жестокости со стороны преподавателей в японских школах отнюдь не редки. Детей избивают за малейшие провинности, оскорбляют, причем практически безнаказанно. Излюбленное  «развлечение» преподавателей во многих школах – закрывать за несколько минут до начала занятий автоматические железные ворота, вызывая панику и давку среди опоздавших на уроки школьников. Уже было несколько случаев, когда те получали серьезные телесные повреждения, а одна девочка погибла, задавленная воротами. Не случайно в Японии прочно укоренилась тенденция среди детей под любым предлогом уклоняться от занятий. Школа занимает одно из первых мест в списке того, что больше, всего не любят маленькие японцы. Многих, по признанию родителей, по утрам приходится буквально насильно отводить на уроки. Это, конечно же, сказывается на знаниях школьников, вызывая, в свою очередь, раздражение у учителей. Однако не все из них, разумеется, прибегают к «убеждению кулаками». Многие избирают оригинальные, хотя и не бесспорные дидактические методы. К примеру, в одной из школ города Осака преподаватель английского, озабоченный плохой успеваемостью в классе, в преддверии контрольной работы заключил с учениками пари. Если класс напишет работу на положительную оценку (по японской стобалльной системе – не ниже 60 баллов), то смелый учитель обещал побриться наголо и стать объектом для любых насмешек. Если же средняя оценка будет ниже – лысыми в школу явятся двоечники. Увы, школьникам не пришлось повеселиться, но и учителю – тоже, поскольку вместе с остриженными наголо детьми в школу явились их возмущенные родители.

В сложившихся условиях педагоги Японии выделяют два различных подхода к процессу воспитания учащейся молодежи. Первый – когда учителя воспитывают учащихся соответственно требованиям официальных административных правил, разработанных Министерством образования Японии, с нередким использованием мер физического наказания. Второй – демократический путь, когда педагоги используют демократические методы группового воспитания.

На решение всех вышеперечисленных  проблем направлена нынешняя реформа  образования в Японии, цель проведения которой – воспитание высокообразованных, гармонично развитых молодых людей, отвечающих за свои поступки перед  обществом, заботящихся о своей  культуре и национальном самосознании.

Приведенная статистика наводит  на грустные размышления, однако ситуация отнюдь не такая мрачная, если сравнивать уровень детской преступности в Японии и России. Не надо никакой статистики, чтобы, например, утверждать, что в России нет ни одной школы, где бы ни было драк и хулиганства. А японцы бьют тревогу, сообщая, что в 1987 году в 10% младших средних школ отмечены случаи физических расправ в детской среде.

Родители чрезвычайно  редко прибегают к грубым наказаниям. Сказывается и прекрасная организация  физического воспитания и детского спорта, что позволяет детям выплескивать энергию в цивилизованной форме. Не забудем также, что у подростков по примеру взрослых особо почитается успех в образовании. Так что  лидерами среди школьников становятся не драчуны и забияки, а первые в ученье. Статистика также говорит, что педагогам удалось взять  под контроль проблемы драк школьников и сбить их волну. Так, если в 1999 году драки были зафиксированы в 22 тыс. школ, то в 2007 году – уже лишь в 7,3 тыс. Система образования в стране обеспечивается сложившейся структурой -6-3-4, предусматривающей шесть лет обучения в начальной школе, три года – в неполной средней, три года – в полной средней школе и четыре года – в высшем учебном заведении. Характерной особенностью японской системы образования (в отличие от нашей) является дифференциация учебных заведений по их представительству на государственные, местные и частные.

. В систему общего среднего  образования также входят 960 специальных  школ для детей с недостатками  умственного и физического развития. В них обучаются 91 537 учащихся, в том числе 34 345 учениц. Всего  в таких школах заняты 47 377 преподавателей. Это означает, что на двух учеников приходилось в среднем по одному учителю – дефектологу. Заочное школьное образование представлено восьмьюдесятью заочными полными школами со 165 618 учащимися и 1 907 педагогами, в том числе 494 женщинами. Вечерних средних школ в стране насчитывается всего триста.

Информация о работе Теоретико-методологические подходы к образованию младших школьников в Японии