Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др . Поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».

Содержание

Введение.
1.Понятие личности
2.Направленность и мотивы деятельности человека. Самооценка
3.Общая характеристика способностей человека
4.Уровни развития способностей и индивидуальные различия
5.Понятие о темпераменте

6. Типы темперамента

7.Характер человека

8.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
9. Методики:
-.Методика Диагностики Социально-Психических Установок
Личности в Мотивационно- Потребностной Сфере О. Ф. Потёмкиной
-. Методика Диагностики Самооценки Мотивации Одобрения
(Шкала Лживости) Д. Марлоу И Д. Крауна
-. Методика Диагностики Темперамента Я. Стреляу
-. Методика Определения Типа Хактера по К. Юнгу
-. Методика « Дифференциально - Диагностический Опросник» (ДДО)
Е. А. Климова
10. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по психодиагностике 3,6.docx

— 125.30 Кб (Скачать файл)

 

         3.Общая характеристика способностей человека

История общественного и  индивидуального развития учит, что  всякое искусное умение достигается  в результате более или менее  напряжённой работы, различных, иногда гигантских, «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют способными.

Способности человека, разные их типы и степени, относятся к  важнейшим и сложнейшим проблемам  психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения  способностей.

В.Г. Белинский понимал  под способностями потенциальные природные силы личности, или её возможности.

Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».

       Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способность представляет собой  выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельность и владеть ею.

Существует очень много  способностей. В науке известны попытки  их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших.

В процессе развития человека данные биологические способности  способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.

Эти специфически человеческие способности принято разделять  на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято  разделять способности на теоретические и практические. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

      4. Уровни развития способностей и индивидуальные различия

 

В психологии чаще всего  встречается следующая классификация  уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными особенностями нервной системы.К числу таких свойств относятся:

1)сила нервной системы  по отношению к возбуждению,  т. е. ее способность длительно  выдерживать, не обнаруживая запредельного  торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;

2) сила нервной системы  по отношению к торможению, т.  е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;

3) уравновешенность нервной  системы по отношению к возбуждению  и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;

4) лабильность нервной  системы, оцениваемая по скорости  возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В настоящее время в  дифференциальной психологии чаще всего  используется 12-мерная классификация  свойств нервной системы человека, предложенная В. Д. Небылицыным. В нее  входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и 4 вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Доказано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (ее общие свойства), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Следующим уровнем  развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. «Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».

Одаренность - это как  бы природный дар, то наследственно  обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности  в ее единстве, функцией личности. Она  неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития. (В. Штерн)

Одаренность и  способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек  одаренный в одной сфере, другой - в другой, но и в уровне сформированности одаренности. Способности, или по крайней мере задатки, самым тесным образом связаны с наследственностью. Однако по-прежнему остается без ответа вопрос о том, что важнее для развития способностей — среда или наследственность .Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии. Цель исследования одаренности состоит не в ранжировании людей за ее уровнем, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.

Любые задатки, прежде чем  превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Развитие способностей в значительной мере зависит от условии, позволяющих реализоваться задаткам . Другую группу условии развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, Е. А. Климов выделил четыре степени профессиональной пригодности. Первая — непригодность к данной профессии. Она может быть временной или практически непреодолимой. Вторая — годность к той или иной профессии или группе их. Она характеризуется тем, что человек не имеет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и показаний. Третья — соответствие данной области деятельности: нет противопоказаний, и имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий. Четвертая — призвание к данной профессиональной области деятельности. Это высший уровень профессиональной пригодности человека.

             5.Понятие о темпераменте

Темперамент является одним  из наиболее значимых свойств личности.. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темпераментом называется совокупность динамических особенностей психических процессов и поведения. К ним относятся скорость реакции, индивидуальный темп работы, быстрота переключения психических процессов и двигательной активности с одного вида деятельности на другой, скорость включения человека в различные виды деятельности и торможения. О людях, которые по-разному – один быстрее, другие медленнее – реагируют на слова и действия других, говорят, что они обладают различным темпераментом. О тех, кто переходит от одного вида деятельности к другому, также говорят как о людях с разным темпераментом. То же самое касается индивидуальных различий в скорости реакций, в возбудимости и в эмоциональности поведения.

            6.  Типы темперамента

 

Современные теории темперамента связывают его со строением нервной  системы, ее свойствами. По И.П. Павлову, она обладает такими основными свойствами: силой, подвижностью и уравновешенностью. Исследования последних несколько десятков лет, проведенные Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими, обнаружили в центральной нервной системе гораздо больше различных свойств, чем предполагал Павлов, так что типология темпераментов, основанная на свойствах нервной системы, претерпела изменения. Тем не менее в основном она сохранилась в том виде, в каком ее в свое время предложил наш известный физиолог.

Силу нервной системы  характеризует ее способность выдерживать  длительные и значительные нагрузки. Подвижность нервных процессов  – скорость и другие динамические особенности их возникновения и существования. Переключаемость нервных процессов характеризуется способностью переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения, и наоборот. Уравновешенность характеризует соотношение в нервной системе процессов возбуждения и торможения.

Сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, по Павлову, - у сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный тип – у флегматика; сильный, неуравновешенный – у холерика; слабый – у меланхолика. .

Эта типология строилась  И.П. Павловым на основе экспериментальных  исследований животных, базировались на ограниченных представлениях о свойствах нервной системы и поэтому несколько упрощена. Более соответствует действительности та, в основу которой положены представления о свойствах нервной системы в работах ученых.

Сангвинический темперамент, по-видимому, свойствен людям с сильной, динамической, уравновешенной и переключаемой нервной системой. Такие люди спокойно ведут себя, контролируют проявления своей эмоциональности, способны управлять собой.

Холерический темперамент, скорее всего, образует сочетание сильной, подвижной, динамичной, переключаемой нервной системы с ее неуравновешенностью, причем процесс возбуждения в такой нервной системе явно доминирует над процессом торможения. Внешне поведение холерика отличается высокой активностью, темпом движений, быстротой реакций и повышенной эмоциональностью. У такого человека громкая речь, резкие движения. Холерики редко бывают спокойными и своей возбужденностью «заводят» остальных.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но малоподвижной и слабо переключаемой нервной системой. От сангвиника он отличается замедленностью реакций. Внешне такой человек обычно выглядит очень спокойным, невозмутимым, и его очень трудно вывести из себя.

Меланхолик – имеет слабую нервную систему, она невозбудимая и неуравновешенная, в которой торможение возникает легко и доминирует над возбуждением. Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным человеком, у которого почти всегда плохое настроение. От любых достаточно сильных эмоциональных воздействий, особенно в ситуациях стресса, он впадает в состояние депрессии.

Описанные типы темперамента человека в чистом виде в жизни  встречаются не часто. Чаще всего  они сочетаются друг с другом так, что у одного и того же человека обнаруживаются признаки разных типов темперамента. К тому или иному типу человека относят на основании того, что в его психологии и поведении доминируют черты какого-либо одного из описанных типов. Встречается немало людей, которых вообще нельзя отнести ни к одному из представленных  типов темперамента, так как у них свойства нервной системы, характерные для каждого типа, «перемешаны».

 

7.Характер человека

          В отличие от темперамента характер человека относится не к внешним, динамическим особенностям поведения, а к внутренним, психологическим основам поступков, зависит от личности человека и от его личного отношения к тому, что он делает. В характере проявляются воля и мотивация поведения человека. Если с определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, то его характер воспитывается при жизни.

Характер – это более  основательная характеристика личности, чем темперамент, поэтому для  описания характера используется словосочетание «черты характера», а не «свойства  характера». Чертой личности в психологии называют устойчивую особенность личности – такую, которая определяет поступки человека. Термином «свойство» обозначают какую-либо отдельную частную сторону психологии человека, от которой скорее зависит стиль, а не суть поведения. По своей сути поступки людей мало зависят от темперамента, поэтому его особенности называют свойствами.

Информация о работе Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера