Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др . Поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».

Содержание

Введение.
1.Понятие личности
2.Направленность и мотивы деятельности человека. Самооценка
3.Общая характеристика способностей человека
4.Уровни развития способностей и индивидуальные различия
5.Понятие о темпераменте

6. Типы темперамента

7.Характер человека

8.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
9. Методики:
-.Методика Диагностики Социально-Психических Установок
Личности в Мотивационно- Потребностной Сфере О. Ф. Потёмкиной
-. Методика Диагностики Самооценки Мотивации Одобрения
(Шкала Лживости) Д. Марлоу И Д. Крауна
-. Методика Диагностики Темперамента Я. Стреляу
-. Методика Определения Типа Хактера по К. Юнгу
-. Методика « Дифференциально - Диагностический Опросник» (ДДО)
Е. А. Климова
10. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по психодиагностике 3,6.docx

— 125.30 Кб (Скачать файл)

5. Я никогда ни к  кому не испытывал антипатии.

6. Был случай, когда я  бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить  об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно  слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я  придумал вескую причину, чтобы  оправдаться.

10. Случалось, я пользовался  оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю  свои ошибки.

12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я  настаивал на том, чтобы делали  по-моему.

14. У меня не возникает  внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не  возникает досады, когда высказывают  мнение, противоположное моему.

16. Перед длительной поездкой  я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

17. Были случаи, когда я  завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают  люди, которые обращаются ко мне  с вопросами.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

20. Я никогда с улыбкой  не говорил неприятных вещей.

Ключ для обработки  результатов опроса: ответы

«Да» - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.

«Нет»- на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью

соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать  как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

 

     МЕТОДИКА  ДИАГНОСТИКИ  ТЕМПЕРАМЕНТА Я. СТРЕЛЯУ

 

Тест- опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, пред-

полагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».

Инструкция: Вам будет  предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На ответы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам.

Отвечайте «да» «не знаю», «нет». Не пропускайте какого-либо вопроса.

ВОПРОСЫ

1. Относите ли Вы себя  к людям, легко устанавливающим  товарищеские контакты?

2. Способны ли Вы воздержаться  от того или иного действия  до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?

3. Достаточно ли Вам  непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли Вы работать  в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли  Вы во время дискуссий от  неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вы возвращаетесь  к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (после отпуска, каникул и т.д.)?

7. Будучи увлеченным работой,  забываете ли Вы об усталости?

8. Способны ли Вы, поручив  кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?

9.Засыпаете ли  Вы одинаково легко ложась в разное время дня?

10. Умеете ли Вы хранить  тайну, если Вас об этом просят?

11. Легко ли Вам возвращаться  к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев?

12. Можете ли Вы терпеливо  объяснять кому-либо что-то непонятное?

13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения?

14. Вызывает ли у Вас  монотонная работа скуку или сонливость

15. Легко ли Вы засыпаете  после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, если  нужно, воздержаться от проявления  своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя, как обычно, в кругу незнакомых Вам людей?

18. Трудно ли Вам сдерживать  злость или раздражение?

19. В состоянии ли Вы  владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли вы, когда  это требуется, приспособить

свое поведение к поведению  окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь  за выполнение ответственных работ?

22. Влияет ли обычное  окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы переносить неудачи?

24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите Вы так же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас  раздражение неожиданные изменения  в распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на  все готовый ответ?

27. В состоянии ли Вы  вести себя спокойно, когда ждете  важное для себя решение?

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска ,каникул

29. Обладаете ли Вы быстротой  реакции?

30. Легко ли Вы приспосабливаете  свою походку или манеры к  походке или манерам людей более медлительных?

31. Ложась спать, засыпаете  ли Вы быстро?

32. Охотно ли Вы выступаете  на собраниях, на семинарах?

33. Легко ли Вам испортить  настроение?

34. Легко ли Вы отрываетесь  от выполняемой работы?

35. Воздерживаетесь ли  Вы от разговоров, если они мешают другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать  на что-либо?

37. При совместном выполнении  какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером?

38. Всегда ли Вы задумываетесь  перед выполнением какого-либо важного дела?

39. Если Вы читаете какой-либо  текст, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений автора

40. Легко ли Вы вступаете  в разговор с попутчиком?

41. Воздерживаетесь ли  Вы от убеждения кого-либо в том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?

42. Охотно ли Вы беретесь  за работу, требующую большой  ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы  изменить уже принятое Вами решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли Вы привыкаете  к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать  ночью, после того, как работали  весь день?

46. Быстро ли Вы читаете  беллетристическую литературу?

47. Часто ли Вы отказываетесь  от своих намерений, если возникают препятствия?

48. Сохраняете ли Вы  самообладание в ситуациях, которые  того требуют?

49. Просыпаетесь ли Вы  обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы  воздержаться от моментальной, импульсивной реакции?

51. Можете ли Вы работать  в шумной обстановке?

52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду прямо в глаза?

53. Успешно ли Вы сдерживаете  волнение перед экзаменом, накануне  встречи с начальником и т.п.

54. Быстро ли Вы привыкаете  к новой среде?

55. Нравятся ли Вам частые  перемены?

56.Востанавливаете ли  вы свои силы полностью после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа?

57. Избегаете ли Вы занятий,  выполнение которых требует разнообразных  действий в течение короткого времени?

58. Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?

59. Ожидаете ли Вы окончания  речи кого-либо, прежде чем начинаете говорить сами?

60. Умея плавать, прыгнули  бы Вы в воду, чтобы спасти  утопающего?

61. Способны ли Вы к  напряженной учебе, работе?

62. Можете ли Вы воздержаться  от неуместных замечаний?

63. Придаете ли Вы значение  постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т.п.?

64. Легко ли Вам переходить  от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли Вы  все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете  встречающиеся Вам препятствия?

67. Воздерживаетесь ли  Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

68. Испытываете ли Вы  скуку, когда занимаетесь стереотипной  деятельностью, которая всегда  выполняется одинаково?

69. Удается ли Вам соблюдать  запреты, обязательные в общественных местах?

70. Воздерживаетесь ли  Вы во время разговора, выступления  или ответа на вопросы от  лишних движений и жестикуляций?

71. Нравится ли Вам оживленное  движение вокруг?

72. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий?

73. В состоянии ли Вы  длительное время сосредотачивать  внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы задания,  требующие быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть  собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения?

77. Можете ли Вы после  окончания порученной Вам работы  терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы  так же четко и после того, как стали свидетелем каких-либо неприятных событий?

79. Быстро ли Вы просматриваете  газеты?

80. Случается ли Вам  говорить так быстро, что Вас  трудно понять?

81. Можете ли Вы нормально  работать не выспавшись?

82. В состоянии ли Вы  длительное время работать без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы и т.п.

84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы быстро  на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите  обычно?

87. Можете ли Вы спокойно  работать, если ожидаете гостей?

88. Легко ли Вы меняете  свое мнение под влиянием разумных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли приспособиться  к ритму человека более медлительного, чем Вы?

91. Можете ли Вы планировать  свои занятия так, чтобы выполнять  в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел.

92. Может ли веселая  компания изменить Ваше угнетенное  состояние?

93. Умеете ли Вы без  особого труда выполнять несколько  действий одновременно?

94.Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных  манипуляции/

96. Сохраняете ли Вы  спокойствие, если кто-либо из близких страдает?

97. Самостоятельны ли Вы  в трудных жизненных условиях?

98. Свободно ли Вы чувствуете  себя в большой или незнакомой  компании?

99. Можете ли Вы сразу  прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)

100. Легко ли вы приспосабливаетесь  к методам работы других людей?

101. Нравится ли Вам  часто менять род занятий?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли  Вы от смеха в неподходящих случаях?

104. Начинаете ли Вы  работать сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы  выступить против общественного  мнения, если Вам кажется, что  Вы правы?

106. Удается ли Вам преодолеть  состояние временной депрессии (подавленности)?

107. Нормально ли Вы  засыпаете после сильного умственного  утомления?

108. В состоянии ли Вы  спокойно долго ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли  Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. Можете ли Вы спокойно  аргументировать свои высказывания во время бурного разговора?

111. Можете ли Вы мгновенно  реагировать на необычную ситуацию?

112. Ведете ли Вы себя  тихо, если Вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли Вы  без особых внутренних колебаний  на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно  работать?

115. Охотно ли Вы меняете  места развлечений, отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть  к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы оказать  помощь в неожиданном случае?

118. Присутствуя на спортивных  соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119. Нравятся ли Вам  занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми?

120. Владеете ли Вы мимикой?

121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений?

122. Считаете ли Вы себя  смелым человеком?

123. Прерывается ли у  Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Можете ли Вы преодолеть  нежелание работать в момент неудачи?

125.В состоянии ли Вы  длительное время стоять сидеть  спокойно, если Вас об этом  просят?

126. В состоянии ли Вы  преодолеть свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?

127. Легко ли Вы переходите  от печали к радости?

128. Легко ли Вы выходите  из равновесия?

129. Соблюдаете ли Вы  без особых затруднений обязательные  в Вашей среде правила поведения?

130. Нравится ли Вам  выступать публично?

131. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительного подготовительного периода?

132. Готовы ли Вы прийти  на помощь другому, рискуя жизнью.

133. Энергичны ли Ваши  движения?

134. Охотно ли Вы выполняете  ответственную работу?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. При подсчете удобно использовать трафарет с прорезями, соответствующими ключу

по шкалам. При наложении  трафарета на лист с ответами, совпадение крестика в прорези с кодом соответствует оценке в два балла; если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку; ответ «не знаю» оценивается в один балл.

Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности.

КОДЫ ОПРОСНИКА

Сила процессов возбуждения:

Да: 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60,61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134;

Нет: 47, 51, 107, 123;

Сила процессов торможения:

Информация о работе Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера