Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Научно-теоретические исследования в области профилактики наркомании проводятся во всем мире. «Как бороться с наркоманией?» — главный вопрос, стоящий перед исследователями.
Однозначного ответа до сих пор не существует. Многие концепции, на которых основывается профилактика наркомании в нашей стране и за рубежом, оказываются несостоятельными, так как в общественной жизни все время происходят изменения, за которыми не может угнаться ни одна из уже созданных теорий. Необходим постоянный поиск новых путей решения этой проблемы. Однако каждая теория содержит некоторые положения, которые могут оказаться универсальными социально-психологическими феноменами. Их необходимо учитывать при проведении профилактики наркомании и других форм отклоняющегося поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

2.koping-strategii.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ

Научно-теоретические  исследования в области профилактики наркомании проводятся во всем мире. «Как бороться с наркоманией?» — главный вопрос, стоящий перед исследователями.

Однозначного ответа до сих пор не существует. Многие концепции, на которых основывается профилактика наркомании в нашей стране и за рубежом, оказываются несостоятельными, так как в общественной жизни все время происходят изменения, за которыми не может угнаться ни одна из уже созданных теорий. Необходим постоянный поиск новых путей решения этой проблемы. Однако каждая теория содержит некоторые положения, которые могут оказаться универсальными социально-психологическими феноменами. Их необходимо учитывать при проведении профилактики наркомании и других форм отклоняющегося поведения.

Одна из теорий, на которой  базируются многие европейские и западные программы, — теория социального научения А. Бандуры. Согласно этой теории личность человека изменяется под воздействием требований социальной среды, в результате чего происходит обучение определенным формам поведения. Поведение человека является результатом тех воздействий, которые оказывает на него социальная среда (Bandura A., 1977). Человек налаживает поведенческий опыт реагирования на требования среды. Меняет стиль своего поведения таким образом, чтобы проблемы взаимодействия с окружающей социальной действительностью были менее травматичными, а само поведение — более эффективным. В детстве этот процесс происходит преимущественно неосознанно, по мере взросления человек действует более сознательно и целенаправленно.

В связи с этим А. Бандура  предлагает осевое, наиболее важное, по его мнению, понятие — самоэффективность. Это понятие — комплексное. Оно характеризует степень осознования человеком эффективности своего поведения, умение управлять поведением и контролировать его для достижения определенных жизненных целей.

Данные положения теории А. Бандуры широко используются в современных научно-обоснованных профилактических программах, цель которых — осознание процесса формирования собственного поведения. Развитие же самоэффективности является одной из основных превентивных целей. В представленных программах самоэффективность не только достигается, но измеряется ее уровень, повышение которого является одним из критериев эффективности профилактической программы в целом.

Существенное влияние  на разработку современных профилактических программ оказала также транзакциональная теория стресса и копинга Р. Лазаруса. По мнению Р. Лазаруса, развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса (Lazarus R.S., 1980,1981). Поведение рассматривается как результат взаимодействия между человеком и окружающей средой.

Р. Лазарус вводит понятие «копинг» (coping) — преодоление стресса, совладание с ним. Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, называют копинг - поведением или совладающим поведением.

Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг - стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов или копинг - ресурсов). Совпадающее поведение является результатом взаимодействия копинг - стратегии и копинг - ресурсов.

Успешность адаптации  к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов. Низкое развитие приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг - поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности.

С. Фолькман выделяет следующие виды копинг - ресурсов:

  • физические (здоровье, выносливость и т.д.);
  • психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.);
  • социальные (социальные связи человека и другие виды социальной поддержки).

Она подразделяет их на личностные и средовые копинг - ресурсы. (Folkman S., 1984). К копинг - ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся:

Ресурсы личности:

Q ресурсы когнитивной сферы — возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека;

Q я-концепция, или представление человека о себе;

Q интерналъный локус контроля — умение контролировать свою жизнь и принимать на себя ответственность за нее;

Q аффилиация — умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми;

Q эмпатия — умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт;

Q позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере;

Q духовность человекаё1;

Q ценностная мотивационная структура личности.

Ресурсы социальной среды:

Q система социальной поддержки — окружение, в котором живет человек (семья, общество);

Q социально-поддерживающий процесс — умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку.

___________________________________________________________________

1  В качестве атрибутивного, основополагающего свойства человека, определяющего все другие свойства и объединяющие их в единую целостность, гуманистически ориентированная педагогика рассматривает духовность. Духовность в контексте гуманистического видения понимается как сущностная характеристика, позволяющая человеку «обладать представлением о себе» (И. Кант), осознавать свое личностное «Я». Духовность характеризуется такими свойствами, как идеальность, субъективированность, активность, относительная неизменность и т.д. Она функционирует как самосознание, самопознание человеком своего «Я» и проявляется в определенных состояниях психики человека: совесть, долг, ответственность, стыд, менталитет и т.д. Духовность позволяет человеку понять законы окружающей действительности, осознать уникальность, неповторимость самого себя, понять свое личностное «Я», выработать программы регулирования и управления своим поведением, понять свое место, роль и предназначение в мире, обществе. Особое значение имеет духовность в момент осуществления выбора человеком определенного типа поведения (активное – пассивное – девиантное – деликвентное – конформное), а также при решении человеком проблемы смысла своей жизни. Человек выбирает систему ценностей, стратегические цели, которые выступают ориентиром его личностного развития (это и есть решение проблемы смысла жизни). Решая данную проблему, человек выбирает один из возможных вариантов действия, например, таких как «жить или умереть» (А. Камю), «иметь или быть» (Э. Фромм). Каждый человек, решая эти проблемы, в качестве целевого ориентира выбирает одну из стратегических задач: обладание собственностью, властью, стремление к наслаждению, полному удовлетворению своих потребностей, стремление к славе, популярности, стремление к личностному самоутверждению и реализации всех своих сущностных сил и своего предназначения и т.д. Гуманистическая педагогика особо выделяет необходимость в реализации человеком своего предназначения в мире, в полном развертывании своих возможностей и способностей, в стремлении к истине, добру, красоте, благу и т.д., понимает высший смысл жизни человека в самой жизни (Э. Фромм).

В последнее время  исследование различных форм преодоления стресса становится основой разработки программ профилактики различных заболеваний, в том числе зависимости от психоактивных веществ. Концепция копинга является одной из центральных в современной теории стресса, а умение успешно преодолевать стресс рассматривается как основной фактор, который помогает человеку эффективно справляться с негативными воздействиями стрессовых ситуаций.

Копинг - поведение

Работы, посвященные изучению феномена копинг-по-ведения, появляются в зарубежной психологии со второй половины XX века. Как уже отмечалось, понятие «coping» в переводе с английского языка означает «преодоление» (соре — преодолевать). В работах немецких авторов используется термин «bewaltigung» (преодоление). Отечественные исследователи понятие «копинг - поведение» интерпретируют как совпадающее поведение или психологическое преодоление. Копинг - поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно - средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход — неопсихоаналитический. Копинг - процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг - процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процесс совладания с проблемой.

В случае неспособности  личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем (Haan N., 1977).

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный  на оценку, — преодоление стресса,  включающее в себя попытки  определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный  на проблему, — совладание со  стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный  на эмоции, — преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие. (Billings A.G., MoosR.H., 1984).

В третьем подходе  копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р. Лазарус выделил  три типа стратегий совладания с  угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие — нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

Q регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

Q управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и характер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения (GalagherD.,1990).

Выделяются два вида когнитивной активности — первичная и вторичная оценка.

Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями. Вторичная оценка дополняет первичную. Она определяет, какими методами можно повлиять на негативное событие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации. За когнитивной оценкой ситуации следует выработка механизмов преодоления стресса.

Если у животных поведенческий ответ на неблагоприятные воздействия среды проявляется преимущественно избеганием, уходом от угрожающей ситуации, агрессией, то у человека при преодолении стресса включаются когнитивные мыслительные процессы принятия адаптационного решения (Lazarus R.S., 1984).

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс разрешения социальных проблем или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совпадающего поведения — стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности .(D'Zurilla T.J., NezuA., 1982).

Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса.

  1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.

2. Определение и формулирование  проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3. Генерация альтернатив, разработка  многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального  варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения  с последующей проверкой, подтверждением  его эффективности.

Копннг-стратегня

Проблеме совладания со стрессом посвящено множество  исследований. Среди них наиболее популярны работы, изучающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческих стратегий), их связь с копинг-ресурсами (личностными ресурсами) и другими психологическими характеристиками. В этих работах определяются стили совпадающего поведения, изучается его влияние на процессы адаптации, самочувствие людей. Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения.

Установлено, что психическое  и физическое самочувствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активных совпадающих поведенческих стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия. А к его ухудшению и нарастанию негативной симптоматики приводят избегание проблем и применение пассивных стратегий, направленных не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения (Nakano К., 1991).

В использовании копинг-стратегий  существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий (Petrosky М., BirkimerJ., 1991).

Информация о работе Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ