Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Научно-теоретические исследования в области профилактики наркомании проводятся во всем мире. «Как бороться с наркоманией?» — главный вопрос, стоящий перед исследователями.
Однозначного ответа до сих пор не существует. Многие концепции, на которых основывается профилактика наркомании в нашей стране и за рубежом, оказываются несостоятельными, так как в общественной жизни все время происходят изменения, за которыми не может угнаться ни одна из уже созданных теорий. Необходим постоянный поиск новых путей решения этой проблемы. Однако каждая теория содержит некоторые положения, которые могут оказаться универсальными социально-психологическими феноменами. Их необходимо учитывать при проведении профилактики наркомании и других форм отклоняющегося поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

2.koping-strategii.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Исследование стратегий преодоления  стресса, используемых студентами, показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации. Кроме того, было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.п.), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям (Newton T.L., Contrada R.J., 1992), а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегии. (FeltonB.J., RevensonT.A., 1987).

Исследуя половые различия в стиле преодоления стресса, Н. Эндлер и Д. Паркер пришли к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессии более эмоционален и более ориентирован на избегание. Однако и мужчины, и женщины с явно выраженной депрессивной симптоматикой более склонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией (Endler N.S.,Parker J.D.,1990).

По данным Н. Кьюпера  с соавторами, дистанцирование, самоизоляция рассматриваются как неэффективные  стратегии поведения, способствующие возникновению депрессии. Установлено  также, что при борьбе со стрессогенными событиями уязвимые люди используют неадекватные стратегии, преимущественно самоизоляцию (Kui per N.,1989).

Т. А. Вилле исследовал поведенческие копинг-стратегии, которые  включают действия, способствующие или  не способствующие употреблению психоактивных  веществ. Поведение, направленное на избегание контактов с людьми, употребляющими наркотики, облегчает противостояние социальному давлению и уменьшает вероятность наркотизации. Поиск социальной поддержки у лиц, не употребляющих наркотики, способствует прекращению наркотизации. Поведение же, направленное на реализацию поведенческой стратегии «поиск удовольствия», поиск поддержки у наркоманов, способствует усилению наркотизации (Wills T.A., 1985).

Интерес исследователей к проблеме совладания со стрессом привел к тому, что за последние 15 лет увеличилось число работ, авторы которых пытались не только изучить, но и измерить копинг-поведение, создавая для этой цели специальные анкеты.

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных копинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стра-тегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий» можно  считать одним из наиболее удачных  инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

1. Стратегия разрешения  проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной  поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные  способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.

Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 1996).

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих  стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек  может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в-третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Копинг-ресурсы

Как уже отмечалось выше, к копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями относятся: ресурсы личности (Я-концепция; интернальный ло-кус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффилиация;

эмпатия; позиция человека по отношению  к жизни, смерти, любви, вере; духовность; ценностная мотивационная структура личности) и ресурсы социальной среды (окружение, в котором живет человек, а также его умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку).

Представление человека о себе, или Я-концепция, в процессе взросления должна быть заменена на новую, соответствующую особенностям возраста. С точки зрения формирования адаптационных механизмов следует рассматривать Я-концепцию как важнейший личностный ресурс. Процессы формирования Я-концепции и других психологических механизмов адаптации к социальной среде осуществляются параллельно, оказывая выраженное влияние друг на друга. Я-концепция является сложно сконструированным образованием, отражает как возрастные, так и индивидуальные особенности и включена во множество связей и отношений с другими феноменами развития человека.

Интервальный локус контроля, или умение контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее, является личностным ресурсом, на основе которого формируется адаптационное поведение. Именно от этого ресурса во многом зависит выбор варианта адаптации к социальной среде и жизненный стиль человека.

По мнению Д. Роттера (автора данного понятия), субъективный контроль, или локус контроля, представляет собой «определенную степень  восприятия людьми событий, зависящих либо от собственного поведения (интернальный локус контроля) или от других людей, судьбы, удачи (экстеральный локус контроля)», а также трактуется как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого». Доказано, что люди с внутренним (интернальным) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность, более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации, чем «экстерналы».

Возможности, позволяющие оценивать  воздействие социальной среды и собственное поведение, тесно связаны с когнитивным развитием человека. Оно базируется на изменениях Я-концепции и формировании зрелого мышления. При этом необходимо учесть, что в подростковом и юношеском возрасте когнитивные процессы не статичны, а представляют собой динамичный процесс, ведущий от незрелости к зрелости, на который влияют биологические, индивидуальные факторы и опыт взаимодействия со средой. Процесс когнитивного развития происходит на различных уровнях и представляет собой развитие способности критически и концептуально мыслить. В процессе развития конкретного мышления и получения эмпирического опыта ребенок, подросток, а затем уже молодой человек приобретает способность мыслить абстрактными категориями, символами и гипотетическими измерениями. В то же время формируются более реалистические планы на будущее. Когнитивные процессы принимают участие в становлении личностной идентичности. Способность формировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы приводит к социальной адаптации и возможности решать более сложные проблемы. Когнитивное развитие влияет на формирование навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности. Негибкость и ограниченность поведенческих стратегий в детстве в большинстве случаев сменяется более адекватными творческими и эмпатическими навыками во взрослом периоде. Самоуважение, самоэффективность, являющиеся продуктом развития когнитивных процессов, создают возможность адекватно реагировать на стрессовые ситуации и справляться с ними.

Стремление быть вместе с людьми, умение сопереживать — аффилиация и эмпатия — являются коммуникативными личностными ресурсами, влияющими на поведение человека. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает и усугубляет стресс.

Аффилиация неразрывно связана  с эмпатией, которая определяется как постижение чужого эмоционального состояния, проникновение, вчувствование  в переживания другого человека. Это — целостный процесс, включающий физиологический, кинестетический, аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющий на качество общения и позитивные личностные изменения. Она является одним из ключевых факторов в развитии социального взаимопонимания, просоциального поведения и выступает важнейшим ресурсом преодоления стресса.

Человек переживает любое свое состояние  через призму сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества является знаком нарушения этой сети, знаком утраты жизненно важного во внутреннем мире личности (Амбрумова А. Г., 1996).

Социальная  поддержка — это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства (Cobb S.,1976). Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между различным количеством людей, по крайней мере, двумя — донором поддержки и ее реципиентом (получателем) и является функцией социальных сетей, которые характеризуют социальную среду личности.

Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. Они включают различные взаимоотношения между людьми, способствующие поддержанию здоровья (Glossary Health..., 1990; Steptoe A., et.al., 1994; Quick J.D., et.al., 1996).

Люди, получающие эффективную социальную поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к развитию заболеваний, поэтому важную роль в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций играет социально-поддерживающий процесс, включающий в себя три звена:

1) способность индивида  находить людей, готовых оказать ему помощь — поиск социальной поддержки;

2) наличие структур, способных  оказать поддержку (члены семьи, друзья, значимые другие, члены общественных организаций и т.д.) — сети социальной поддержки;

3) способность человека принимать  помощь от окружающих — восприятие социальной поддержки.

Выделяют следующие типы социальной поддержки:

Q эмоциональная или интимная — забота о другом, доверие и сопереживание ему;

Q инструментальная или материальная  — помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами;

Q информационная — содействие  в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

Q обратная связь или поддержка  в форме оценки — оценка  исполнения после разрешения  проблем.

К компонентам социальной поддержки относятся:

Q структура (семейный статус, число друзей, связи с родственниками, членами формальных и неформальных организаций и т.д.);

Q функции (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная);

Q эффект (удовлетворенность поддержкой) (Wills Т. А., 1985).

Социальная поддержка  смягчает воздействие стресса высокой  интенсивности, выступает как буфер  между стрессором и человеком. Высокая социальная поддержка нейтрализует негативное влияние стресса высокой интенсивности и обеспечивает сохранение здоровья. Низкая социальная поддержка при стрессе высокой интенсивности не оказывает буферного эффекта, что приводит к ухудшению здоровья.

Социальная поддержка содействует  процессам преодоления стресса в трех направлениях: за счет повышения самооценки; благодаря помощи других людей в изменении стрессовой ситуации; путем включения оценки значимого другого в свою систему, что меняет эмоциональный ответ на действие стрессогенного фактора и позволяет увидеть ситуацию «другими глазами» (Tois P.A.,1986). С.Кохен и С.Сайм полагают, что социальная поддержка снижает негативное действие стресса и увеличивает положительное путем повышения самооценки, усиления прочности иммунной системы, в результате чего уменьшается восприимчивость к болезням (Cohen S., Syme S., 1985).

Феномену социальной поддержки  и ее влиянию на адаптацию индивида в стрессовой ситуации посвящено  множество исследований.

Т. А. Вилле было установлено, что помощь членов семьи и друзей оказывает наиболее важное влияние на совпадающее поведение человека (Wills Т.А., 1987).

Существует связь между  социальной поддержкой и эффективностью лечения пациентов с зависимостями. Сравнительный анализ результатов исследования людей, прекративших курить и продолжающих курить, показывает, что продолжающие курить в основном общаются с социальным окружением, обеспечивающим поддержку курения. Прекратившие курить приобретали социальную поддержку из окружения некурящих (DuClemente С. С., Prochaska J.O., 1985). Пациентам с зависимостью от алкоголя свойственно эффективное восприятие поддержки со стороны партнеров по алкоголизации, которые имеют определенные возможности в плане приобретения алкоголя и его приема (Beatty W.W., 1993; Both B.M., 1992; Longabaugh R.M., 1993).

На группе больных  наркоманией была изучена взаимосвязь между импульсивностью, эмпатией, жизненным стилем и участием пациентов в работе 12-шаго-вой группы самопомощи. Исследования показали, что эмпатия способствует продолжительности воздержания и участия в работе группы. Эмпатия рассматривается как необходимая составляющая успешного участия в программе. Импульсивность способствует длительному употреблению наркотиков и повышает риск рецидива (McCown W., 1990).

Информация о работе Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ