Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 21:26, курсовая работа
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей, удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации. У каждого есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога и школьного психолога является систематическое целенаправленное развитие у школьников подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Введение…………………………………………………………………….
I. Теоретические подходы к изучению взаимосвязи творческих способностей и типов мышления у подростков
Понятия творческих способностей...……………… ……………….
Понятие мышления и его типов………………………...……………
Особенности творческого мышления…………………......................
Психологические особенности подросткового возраста и особенности проявления творческих способностей и типов мышления у подростков……....
II. Эмпирическое исследование.
2.1 Обоснование метода исследования…………………………………
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоритические подходы к изучению взаимосвязи творческих способностей и типов мышления у подростков
II. Эмпирическое исследование.
2.1 Обоснование метода исследования…………………………………
2.2. Анализ полученных результатов…
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания. Процесс творчества связан с особенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в познании, в случае искусства — в создании.
Главной целью школы как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, из познавательных интересов, творческих способностей, общеучебнных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей, удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации. У каждого есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога и школьного психолога является систематическое целенаправленное развитие у школьников подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Вообще, творчество это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение. Как отмечают исследователи, творчество есть результат деятельности воображения, направленной на воссоздание и трансформирование прошлого опыта, его дополнение за счет продолжения сюжета, развития эпизодов, введения новых персонажей и прочее.
В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.
Цель исследования: изучить связь творческих способностей и мышления у подростков.
Объект исследования: творческое мышление подростков.
Предмет исследования:
Гипотеза:
Глава 1. Теоритические подходы к изучению взаимосвязи творческих способностей и творческого мышления у подростков
Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
Чтобы точнее понять, что понимается под творческими способностями, необходимо рассмотреть их с разных точек зрения. Разные авторы определяют творческие способности по-своему.
Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.
Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.
Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Немов Р.С. понимал под творческими способностями то, что определяет создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности
Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности личности, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это “особая точка” индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.
Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б. выделяет следующие параметры:
Богданова Т.Г. в своей книге: “Диагностика познавательной сферы ребёнка” выделяет совокупность множества способностей:
Дж. Рензулли предлагает ориентироваться на рейтинг прошлых и настоящих достижений. Важно поддерживать в человеке с детства уверенность в своей одарённости, так как это в большей мере должно привести к усилению мотива достижения, а следовательно обеспечить более высокие достижения независимо от реального уровня собственно одарённости.
Также, особенно важны работы Л. С. Выгодского. Он признаёт за всеми людьми, а не только за избранными, склонность к творчеству, выявляющуюся по-разному, в основном, в зависимости от культурных и социальных факторов.
Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого человека, но выражены они у каждого в разной степени. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности, это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности, это умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Можно говорить о том, что творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности. При этом применительно к детям творчество определяется как форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение. Уровень развития творческих способностей необходимо определять общими критериями направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости мышления. Важным условием для развития творческих способностей является развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.
Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку отражение объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия ее новых планов и средств их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.
Выделяют следующие виды мышления: теоретическое и практическое, каждое из которых еще подразделяется на два подвида. Так теоретическое мышление делится на понятийное и образное, а практическое – на наглядно-образное и наглядно-действенное.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым с помощью органов чувств.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.
Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него осуществляться не может.
Особенность наглядно-действенного же мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практически преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
В нашей курсовой работе мы рассмотрим такие типы мышления как предметное, символическое, знаковое и образное.
Люди с практическим складом ума обладают предметным мышлением, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.