Теоретические подходы к изучению взаимосвязи творческих способностей и типов мышления у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей, удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации. У каждого есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога и школьного психолога является систематическое целенаправленное развитие у школьников подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции. Способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
I. Теоретические подходы к изучению взаимосвязи творческих способностей и типов мышления у подростков
Понятия творческих способностей...……………… ……………….
Понятие мышления и его типов………………………...……………
Особенности творческого мышления…………………......................
Психологические особенности подросткового возраста и особенности проявления творческих способностей и типов мышления у подростков……....
II. Эмпирическое исследование.
2.1 Обоснование метода исследования…………………………………
2.2. Анализ полученных результатов……………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАВАЯ.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки подростка и уверенности в своих силах и возможностях.

Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно - личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества подростка, направленность творчества на результат.

В целом же подростковый возраст во многом благоприятен для развития творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических особенностей.

В отношении психологических особенностей подростков и юношей следует указать на неуравновешенность и неустойчивость настроения, неуверенность и нерешительность в сочетании с желанием самоутверждения, повышенную чувствительность, ранимость, стремление к самостоятельности. В этом возрасте особенно бурно развиваются память, мышление, способность к произвольной регуляции внимания, становятся острее ощущения и зрительная память. Большие сдвиги отмечаются в показателях зрительно-моторной координации, совершенствуются функции контроля за своим поведением. Именно в этом возрасте следует давать соответствующие задания, направленные на развитие и совершенствование проявлений памяти, мышления, функций внимания, координации. Отсутствие соответствующей работы на этом этапе возрастного развития достаточно трудно компенсировать впоследствии.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Главными личностными чертами подростка являются следующие:

  1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой.
  2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
  3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
  4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
  5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Таким образом, изучив особенности подросткового возраста, мы выяснили, что подростковый возраст - это весьма сложный период в жизни. В этот период организм претерпевает кардинальные изменения. Развёртывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребёнке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.

Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности.

Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из книг, кинофильмов, телевидения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование.

2.1. Обоснование метода исследования

 

Исходя из цели нашей курсовой работы: изучение связи творческих способностей и мышления у подростков, нами была предложена модифицированная методика Дж. Гилфорда направленная на изучение креативности и творческого мышления.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

  1. Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
  2. Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
  3. Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
  4. Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Общий интеллект не включается в структуру креативности. На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Мы провели исследования по батареи субтестов предложенных Е. Туник. Большинство субтестов являются модификацией тестов Гилфорда, предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет..

Исследование проходило в 8 «А» классе, КГУ средняя школа № 26. Количество детей в 8 «А» - 28 человек из них участвовало в исследовании 26, класс является естественно-математическим. Средний возраст учащихся 14-15 лет. Всего в исследовании приняло участие 26 подростков.

Время проведения исследования — 45 минут. Испытуемым были предложены 7 субтестов.

Первый субтест - использование предметов (варианты употребления). Задача данного субтеста перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Была предложена следующая инструкция: « газета используется для чтения. Вы должны придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?»

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 минуты. Ответы записывают сами испытуемые. Время засекается сразу после прочтения инструкции. Оценивается три показателя: беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число баллов; гибкость – число категорий ответов и оригинальность – число необычных и оригинальных ответов.

Второй субтест – последствие ситуации. Задачей данного субтеста является перечисление различных гипотетических ситуаций. Была предложена следующая инструкция: «вообразите, что случится, если животные смогут разговаривать на человеческом языке».

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 минуты. Ответы записывают сами испытуемые. Время засекается сразу после прочтения инструкции. Оценивается два показателя: беглость – общее число приведенных примеров; оригинальность – число оригинальных ответов.

Третий субтест – выражение. Задача данного субтеста - придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого: « придумайте как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». 

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 5 минут. Ответы записывают сами испытуемые, на доске записывают заданные четыре буквы для испытуемых. Время засекается сразу после прочтения инструкции. Оценивается три показателя: беглость – общее число приведенных примеров; гибкость — число слов, используемых испытуемым и оригинальность – число оригинальных ответов.

Четвертый субтест – словесная ассоциация. Задача - Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Предложена следующая инструкция: «Найдите как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? »

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 минуты. Ответы записывают сами испытуемые. Время засекается сразу после прочтения инструкции. Оценивается три показателя: беглость (беглость воспроизведения идей) – суммарное число приведенных определений; гибкость – число категорий ответов и оригинальность – число необычных и оригинальных ответов.

Пятый субтест – составления изображений. Задача субтеста - нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. Инструкция: «Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпишите четвертый рисунок».

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 8 минут. Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания. Время засекается сразу после прочтения инструкции. Оценивается два показателя: Беглость — гибкость - в данном показателе учитываются: число изображенных элементов (деталей); число использованных категорий фигур и оригинальность – число необычных и оригинальных элементов рисунка.

Шестой субтест – эскизы. Задача данного субтеста – превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Инструкция: Добавьте любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпишите название к каждому рисунку.

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 10 минут. Испытуемому предъявляется тестовый бланк формата А4, на котором изображены 20 квадратов с кругом посередине. Время засекается сразу после прочтения инструкции. Оценивается три показателя: Беглость — число адекватных задаче рисунков; гибкость – число изображенных категорий рисунков и оригинальность – рисунки, число которых используется один раз.

Седьмой субтест – спрятанная форма. Задачей данного субтеста является найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении. Инструкция для испытуемого: «Найдите как можно больше изображений на этом рисунке».

Информация о работе Теоретические подходы к изучению взаимосвязи творческих способностей и типов мышления у подростков