Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 07:19, доклад
Для психологической науки исключительно важное значение имеет тот тезис В. И. Ленина, который красной нитью проходит через весь труд «Материализм и эмпириокритицизм», что вопрос о природе и происхождении ощущений является как раз тем пунктом, где лежит исходное коренное различие между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом во всех их формах и разновидностях — с другой. «Для материалиста,— писал В. И. Ленин,— «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется комплексом ощущений. Для агностика «непосредственно дано» тоже ощущение, но агностик не идет дальше ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому признанию мира за наше ощущение».
ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОЗГА ОСОЗНАННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
(к 110-летию со дня рождения В. И. Ленина)
Н. И. ЧУПРИКОВА
НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Москва
В работах В. И. Ленина «Материализм
и эмпириокритицизм» и в «
Для психологической науки исключительно важное значение имеет тот тезис В. И. Ленина, который красной нитью проходит через весь труд «Материализм и эмпириокритицизм», что вопрос о природе и происхождении ощущений является как раз тем пунктом, где лежит исходное коренное различие между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом во всех их формах и разновидностях — с другой. «Для материалиста,— писал В. И. Ленин,— «фактически дан» внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир объявляется комплексом ощущений. Для агностика «непосредственно дано» тоже ощущение, но агностик не идет дальше ни к материалистическому признанию реальности внешнего мира, ни к идеалистическому признанию мира за наше ощущение».
Вместе с тем в
1) природа;
2) познание человека = мозг человека (как высший продукт той же природы) и
3) форма отражения природы в познании человека».
В трудах В. И. Ленина обосновано
глубокое и неразрывное единство,
но не полное тождество, не совпадение
гносеологического и
Постановка проблемы отражения в трудах В. И. Ленина является выдающимся примером ясной, последовательной диалектико-материалистической трактовки сложных вопросов сущности познания и деятельности мозга. Если постулат об ощущении как отражении природы, сформулированный «в полном согласии с естествознанием», составляет основной водораздел между материализмом и идеализмом, то тот же постулат является также и тем пунктом, где проходит водораздел между материализмом диалектическим и вульгарным. «От „вульгарных" материалистов Фогта, Бюхнера и Молешотта,— писал В. И. Ленин,— Энгельс отгораживался, между прочим, именно потому, что они сбивались на тот взгляд, будто мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь». Внимательное чтение тех страниц «Материализма и эмпириокритицизма», которые предшествуют этому высказыванию, указание на полное совпадение в этом вопросе взглядов Энгельса и Дидро, которые подробно цитировались В. И. Лениным в предшествующей главе книги, не оставляют сомнений, что речь идет о том, что мозг не может выделять мысль так, же, как печень выделяет желчь, потому что он выполняет совершенно другую функцию, нежели печень и все другие органы тела. Мозг — это единственный и уникальный орган, который выполняет функцию познания, отражения, тогда как все другие телесные органы осуществляют различные формы превращения материи и энергии. По-видимому, не составляют здесь исключения и процессы кодирования и передачи наследственной информации, поскольку они также сводятся к регуляции синтеза органических молекул в организме, т. е. к процессам превращения материи.
Из сказанного ясно, какое
фундаментальное значение имеет
знание и правильное теоретическое
понимание принципов, механизмов и
законов отражательной
Существует и вторая сторона
неразрывной связи между
Анализ истории понятия
рефлекса и некоторых его современных
интерпретаций приводит к выводу,
что если сущность рефлекса трактуется
в отрыве от постулата о деятельности
мозга как деятельности отражательной,
то это неизбежно приводит к неправильному,
искаженному пониманию природы
и внутреннего механизма
Характеризуя существо первоначального понятия рефлекса у Декарта и его ближайших последователей, М. Г. Ярошевский писал, что для «выполнения рефлекторных и ассоциативных действий организм, согласно приверженцам детерминистской линии в XVII в., не нуждается в информации о свойствах окружающей среды, так же как не нуждается в ней любой другой автомат. Сильная сторона такого подхода состояла в объяснении поведенческого акта воздействием внешних материальных процессов на материальную конструкцию, слабая — в том, что познавательное отношение к объекту (воспроизведение объекта в образе) выпадало из всеобщей причинной связи явлений материального мира». Эта характеристика полностью применима и к тому анатомо-физиологическому понятию рефлекса, которое в первой трети XIX в. было предложено М. Холлом уже на основе проведенного обобщения накопленных к тому времени фактических данных по анатомии и физиологии нервной системы. Трактовка М. Холлом сущности рефлекса получила широкое распространение и признание и, к сожалению, даже до настоящего времени не преодолена окончательно.
Рефлекс, в определении
М. Холла,— это детерминированный,
закономерный поведенческий акт, всегда
совершающийся как следствие
внешнего воздействия, приложенного к
определенной точке рецептивной
поверхности организма (либо вследствие
эндогенного воздействия), и основанный
на существовании фиксированных
анатомических связей в центральной
нервной системе между
Если сделать некоторые логические выводы из той трактовки сущности рефлекса, которая была дана М. Холлом, то нужно будет признать, что один и тот же стимул, как нажатие кнопки «пуск», должен запускать в ход самые разные реакции, если он прилагается к разным анатомическим путям, и, наоборот, разные стимулы, прилагаемые к одному и тому же входу, будут вызывать один и тот же эффект. Таким образом, никаких сведений о природе стимула в ответных рефлекторных действиях не используется. Они продукт одной лишь предсуществующей нервной организации. Не правда ли, очень знакомое рассуждение? По существу, в физиологических терминах это тот же самый вывод, к которому пришел современник М. Холла И. Мюллер, развивая взгляд, что наши ощущения не сообщают нам никаких сведений о свойствах вызывающих их объектов, поскольку ощущения целиком и полностью определяются строением чувствующих нервов и присущими каждому из них «специфическими энергиями».
В советской психологической
и философской литературе анализировались
методологические причины ошибочности
гносеологических выводов И. Мюллера,
которые он сделал из некоторых вполне
достоверных конкретно-научных
Успехи широкого комплекса наук о деятельности нервной системы и мозга выявили в последние десятилетия многие конкретные аспекты очень далеко идущей специализации и специфичности анализаторов. В настоящее время накапливаются данные, свидетельствующие о том, что эта специфичность должна быть характерной прежде всего для молекулярного уровня деятельности рецепторов и сенсорных нейронов. Я. А. Винников, опираясь на достаточно большой фактический материал, высказывает взгляд, что в процессе эволюции раньше всего была сформирована качественная сторона рецепции, связанная с образованием специфически чувствительных (чувствительных к определенным и только к определенным воздействиям) белковых молекул1. Поскольку рецепция осуществляется на молекулярном уровне, ее изучение должно составить, по мысли Я. А. Винникова, один из разменов молекулярной биологии. Дальнейшая эволюция воспринимающих приборов шла, согласно Я. А. Винникову, в двух планах. Во-первых, молекулярный уровень рецепции получал структурное завершение на клеточном уровне, что привело к формированию специфических рецепторных клеток: фоторецепторов, механорецепторов, хеморецепторов и т. д. Во-вторых, происходило усложнение воспринимающих, аппаратов за счет увеличения числа рецепторных клеток и все новых надстроек над ними, образующих своеобразные обширные экраны, приспособленные для отражения разнообразных структурных особенностей предметной действительности, которое не может быть осуществлено на молекулярном уровне. Второе положение находится в русле концепции А. А. Заварзина, согласно которому развитие пространственного зрения в процессе эволюции было закономерно связано с формированием рецептивных и анализаторных поверхностей, которые он назвал экранами: с увеличением их разрешающей способности и количества центральных экранов. Специфическую приспособленность такой нервной организаций дли отражения пространственных отношений вещей подчеркивал Г. И. Поляков. Экранный принцип строения нервных центров создает, по-видимому, столь большие возможности для отражения действительности, что в процессе эволюции экраны возникли и для отображения ее непространственных свойств (например, тонотопическая проекция в слуховом анализаторе).
Высокая специфичность разных
сенсорных систем проявляется, наконец,
в специфическом характере
Перечисленные факты приводят к выводу, что далеко идущая специализация воспринимающих систем мозга у высших животных и человека как бы закрепила, аккумулировала в cede многие постоянные особенности земной действительности, окружавшей живые существа в процессе их длительной эволюции. «В структурах мозга,— пишет Ф. А. Ата-Мурадова,— отражательная деятельность целого ряда поколений получила возможность эволюционного накопления в форме специфических структур и молекулярных процессов. Это явилось важнейшим фактором прогрессивной эволюции нервной системы». Вместе с тем эта специализация у высших позвоночных и человека такова, что она представляет собой только лишь общую схему, канву или каркас, позволяющий отражать множество самых различных объектов определенных классов. Так, например, в зрительном анализаторе имеется всего три специализированных аппарата цветового зрения, которые, однако, позволяют отразить множество цветов и оттенков всего цветового спектра; зрительные экраны позволяют отразить множество самых разных пространственных положений и отношений между объектами внешнего мира и т. д. Такой принцип организации, по-видимому, является общим для всех сенсорных систем высших позвоночных. На общем каркасе или в предсуществующей морфофункциональной схеме при действии конкретных раздражителей возникают самые разнообразные, иногда неповторимые и уникальные, пространственно-временные паттерны возбуждений, которые можно рассматривать как мозговые отображения соответствующих внешних объектов. Такое мозговое описание внешнего объекта было названо П. К. Анохиным [4] его информационным эквивалентом, который сохраняется на всем пути передачи информации, по анализатору, несмотря на ряд последовательных перекодировок. П. К. Анохин специально подчеркивал, что в процессе эволюции должны были сложиться такие принципы организации анализаторов, которые гарантируют точность передачи сведений о детальных параметрах объекта в высшие инстанции мозга. А развитие и усложнение специализированных анализаторных аппаратов рассматривается с этой точки зрения как условие, благодаря которому информационные эквиваленты внешних объектов становятся все полноценнее и более приближающимися к реальным объектам.
Все до сих пор сказанное имеет самое непосредственное отношение также и к трактовке сущности рефлекторной деятельности мозга.
Информация о работе Теория отражения, рефлекторная деятельность мозга осознанные ощущения человека