Теория социальных проблем и особенности социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном обществе нельзя не начать с уточнения понятия «личность». На мой взгляд, личность - это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и обусловлена биологическими особенностями.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Теоретические аспекты социализации……………………………...
Значение социализации………………………………………………
Основные положения теории социализации……………………….
Институты социализации……………………………………………
Фазы социализации…………………………………………………
Основные подходы к периодизации социализации………………..
Ресоциализация………………………………………………………
Социализация личности в современном обществе……………….
Механизмы социализации личности……………………………….
Проблемы социализации личности в современном обществе…..
Заключение…………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Контр работа по социализ. личности.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Российский государственный  социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  предмету

«Прогнозирование, проектирование и 

моделирование в социальной работе»

 

Теория  социальных проблем и 

особенности социализации личности

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса  заочной формы обучения гр. ЗС-11-09

Специальности «Социальная работа»

Попова  Наталья Леонидовна

Проверил: ст. преподаватель Кузьмина А.В.


 

 

Чебоксары 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………

3

     

1.

Теоретические аспекты социализации……………………………...

5

     

1.1.

Значение социализации………………………………………………

5

     

1.2.

Основные положения теории социализации……………………….

6

     

1.3.

Институты социализации……………………………………………

8

     

1.4.

Фазы социализации…………………………………………………

10

     

1.5.

Основные подходы к периодизации социализации………………..

12

     

1.6.

Ресоциализация………………………………………………………

17

     

2.

Социализация личности в современном  обществе……………….

19

     

2.1.

Механизмы социализации личности……………………………….

19

     

2.2.

Проблемы социализации личности в  современном обществе…..

21

     
 

Заключение…………………………………………………………..

31

     
 

Список используемой литературы ………………………………..

32

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном  обществе нельзя не начать с уточнения  понятия «личность». На мой взгляд, личность - это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность - это устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена общества или  общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и  обусловлена биологическими особенностями.

Также стоит отметить, что такое  социализация. Социализация-это процесс  усвоения человеком определенной системы  знаний, норм и ценностей, которые  позволяют ему функционировать  как полноправному члену общества.

Проблематика данной темы состоит  в том, что появление новых  и радикальное изменение традиционных каналов социализации поколения  в современном переходном обществе привели к увеличению количества людей, которые ведут асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных  причин к ним относятся инвалиды, алкоголики, бродяги, лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях  и т.п.

Актуальность данной темы, на мой  взгляд, обусловлена изменениями  в содержании процесса социализации современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений  и кризисных явлений в экономике  отражаются на структуре социализационной нормы и механизме «включения»  личности в общественную систему.

Сегодня, когда Россия входит в  глобальное информационное общество, большую актуальность приобретают  проблемы формирования информационной культуры и успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. В обществе нарастают социальные противоречия, так как большинство его норм и институтов было направлено на трансляцию алгоритмов поведения в достаточно стабильной и прогнозируемой социальной среде.

Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и  нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, которыми характеризуется процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление  нового типа личности - участника социальных преобразований.

Личность, успешно социализировавшаяся, не всегда может занять достойное  место в современном российском обществе в силу того, что социальные нормы - нестабильны, а механизм включения  личности в общественную систему  до конца не сформирован.

Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что я являюсь  одним из представителей нынешнего  поколения, переживающий современные  процессы изменений политических, экономических  и социальных институтов, организаций  в современном российском обществе. Тем самым это оказало противоречивое влияние на положение и развитие личности в современном обществе, поэтому я хочу детально изучить  данную проблему с тем, чтобы точно  знать какие проблемы могут реально  встать на моем жизненном пути к  социализации в современном российском обществе.

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

1.1 Значение социализации

Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического  материала соответствующего материала  и адекватного окружения. Психологи  научили шимпанзе и горилл множеству  разных вещей, в том числе пользоваться символами. Однако методы научения животных совершенно отличаются от тех относительно естественных способов, с помощью  которых дети осваивают речь и  получают многие другие навыки. В эволюции шимпанзе и горилл не происходит ничего такого, что позволило бы им создавать  собственные символы. Следовательно, у них отсутствуют уникальные способности к речи и мышлению, характерные для нормальных человеческих существ. Совершенно ясно, что для  осуществления человеческой социализации необходима соответствующая генетическая основа.

Об этом свидетельствуют случаи с детьми, выросшими в условиях крайней изоляции.

В 1799 г. В лесах Аверона на юге  Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там  один. Он передвигался на четвереньках, ел, как животное, и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух у него чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшем треске ветки или звука разгрызаемого  орешка он подскакивал, тогда как  хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или  вытаскивать пищу из очень горячей  воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные  звуки, не пытаясь вступать в общение  со своим новым окружением, которое  он рассматривал скорее как препятствие  к удовлетворению своих потребностей.

В начале 19 века известный психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым  слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, - следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя. Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.

При рассмотрении истории Виктора  встает вопрос: почему он не смог полностью  освоиться в человеческом обществе? Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких  детей. Большую часть этих «детей-волков»  или «детей-газелей», обнаруженных в Вест- Индии, а также пятилетнего  Тарзана, перелетавшего с ветки  на ветку в лесах Сальвадора, удалось  перевоспитать. Создается впечатление, что чем они были моложе в тот  момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По-видимому, в процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее не усваиваются, как в случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет.

 

1.2 Основные положения  теории социализации

Социализация общество индивид

В социологии разработано множество  теорий. Они отражают различные научные  направления, которые строятся на разных основаниях рассмотрения и объяснения социальной реальности. В зависимости  от того на каких основаниях строится та или иная теория социализации, создаются  теоретические модели этого процесса, предлагаемые в качестве достоверного и обоснованного аналога социализации. Наиболее плодотворны исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, этико-субъективная школа, символический интеракционизм, феноменологическая социология. Дальнейшее развитие теории скорее не в направлении создания единой парадигмы, а в русле поиска новых интерпретаций социализации. Новые исследовательские решения строятся скорее путем контаминации теоретических подходов, их развития, а не устранения концептуального разнообразия.

Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического  материала и адекватного окружения.

Серьезный вклад в концептуализацию феноменов социализации внес американский социолог Ф. Гиддинг. В своей теории он отстаивал идею социального принуждения  как основного механизма социализации, которую он определял как процесс  превращения населения в общество. Особую роль в этом процессе он отводил  воздействию группы (или общества в целом) на индивида, которое может  осуществляться как благодаря общественному  мнению, так изаконодательному регулированию  его поведения. Среди механизмов принуждения (ученый называет их «социальными силами») Ф. Гиддингс выделяет «волевой процесс» и «искусственный отбор для сознательного выбора».

Существует два наиболее выраженных взгляда на существование социализации. Согласно одному из них, она выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Согласно иной позиции, социализация - это процесс формирования родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой.

Склоняясь больше к первой точке  зрения, в самом общем виде под  социализацией можно понимать процесс  усвоения личностью образцов поведения, норм и ценностей, принятых в обществе. Этот аспект касается ее характеристики как существенного элемента социального  взаимодействия, предполагающего желание  людей изменить свой собственный  имидж, улучшить представление себя в глазах других, осуществляя свою деятельность с их интересами. Следовательно, социализация связана с выполнением  социальных ролей (нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в  зависимости от социального статуса  или позиции в обществе) личности.

Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно она изложена в  книге, посвященной проблемам семьи, социализации процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено  рассмотрению такого органа первичной  социализации как семья, которая  «включает» личность в социальные структуры.

Таким образом, можно сказать, что  социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя с одной  стороны процесс активного воспроизводства  индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности; с другой стороны, усвоение индивидом социального  опыта, систему социальных связей путем  вхождения в социальную среду.

Следует также сказать, что одним  из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах.

 

1.3 Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие  общества на личность осуществляется или непосредственно через общество, или через группу. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те группы, в которых личность приобщается  к системам норм и ценностей, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На трудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных  обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно  как институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают  первые навыки взаимодействия, осваивают  первые социальные роли, осмысливают  первые нормы и ценности. Роль семьи  как института социализации, естественно  зависит от типа общества, от его  традиций и культурных норм.

Информация о работе Теория социальных проблем и особенности социализации личности