Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:39, контрольная работа
Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном обществе нельзя не начать с уточнения понятия «личность». На мой взгляд, личность - это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и обусловлена биологическими особенностями.
Введение………………………………………………………………
Теоретические аспекты социализации……………………………...
Значение социализации………………………………………………
Основные положения теории социализации……………………….
Институты социализации……………………………………………
Фазы социализации…………………………………………………
Основные подходы к периодизации социализации………………..
Ресоциализация………………………………………………………
Социализация личности в современном обществе……………….
Механизмы социализации личности……………………………….
Проблемы социализации личности в современном обществе…..
Заключение…………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………..
Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары
Контрольная работа
по предмету
«Прогнозирование, проектирование и
моделирование в социальной работе»
Теория социальных проблем и
особенности социализации личности
Выполнила студентка 4 курса заочной формы обучения гр. ЗС-11-09 Специальности «Социальная работа» Попова Наталья Леонидовна Проверил: ст. преподаватель Кузьмина А.В. |
Чебоксары 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Теоретические аспекты социализации………………………… |
5 |
1.1. |
Значение социализации……………………… |
5 |
1.2. |
Основные положения теории социализации………………………. |
6 |
1.3. |
Институты социализации…………………………………………… |
8 |
1.4. |
Фазы социализации………………………………… |
10 |
1.5. |
Основные подходы к |
12 |
1.6. |
Ресоциализация………………………………………… |
17 |
2. |
Социализация личности в современном обществе………………. |
19 |
2.1. |
Механизмы социализации личности………………………………. |
19 |
2.2. |
Проблемы социализации личности в современном обществе….. |
21 |
Заключение…………………………………………………… |
31 | |
Список используемой литературы ……………………………….. |
32 | |
ВВЕДЕНИЕ
Анализ проблем и особенностей
социализации личности в современном
обществе нельзя не начать с уточнения
понятия «личность». На мой взгляд,
личность - это итог развития человека,
наиболее полное воплощение человеческих
качеств. Но следует дать более определенное
научное понятие «личность». Итак,
личность - это устойчивая система
социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества или
общности. Понятие «личность» отличают
от понятий «индивид» и «
Также стоит отметить, что такое
социализация. Социализация-это процесс
усвоения человеком определенной системы
знаний, норм и ценностей, которые
позволяют ему функционировать
как полноправному члену
Проблематика данной темы состоит
в том, что появление новых
и радикальное изменение
Актуальность данной темы, на мой
взгляд, обусловлена изменениями
в содержании процесса социализации
современного российского общества.
Преобразования, происходящие под влиянием
новых технологий, рыночных отношений
и кризисных явлений в
Сегодня, когда Россия входит в глобальное информационное общество, большую актуальность приобретают проблемы формирования информационной культуры и успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. В обществе нарастают социальные противоречия, так как большинство его норм и институтов было направлено на трансляцию алгоритмов поведения в достаточно стабильной и прогнозируемой социальной среде.
Социализация как общественное
явление определяется характером самого
общества, его свойствами и потребностями.
В условиях постепенного перехода от
одной социокультурной
Личность, успешно социализировавшаяся, не всегда может занять достойное место в современном российском обществе в силу того, что социальные нормы - нестабильны, а механизм включения личности в общественную систему до конца не сформирован.
Мой интерес к данной проблематике
объясняется тем, что я являюсь
одним из представителей нынешнего
поколения, переживающий современные
процессы изменений политических, экономических
и социальных институтов, организаций
в современном российском обществе.
Тем самым это оказало
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Значение социализации
Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала соответствующего материала и адекватного окружения. Психологи научили шимпанзе и горилл множеству разных вещей, в том числе пользоваться символами. Однако методы научения животных совершенно отличаются от тех относительно естественных способов, с помощью которых дети осваивают речь и получают многие другие навыки. В эволюции шимпанзе и горилл не происходит ничего такого, что позволило бы им создавать собственные символы. Следовательно, у них отсутствуют уникальные способности к речи и мышлению, характерные для нормальных человеческих существ. Совершенно ясно, что для осуществления человеческой социализации необходима соответствующая генетическая основа.
Об этом свидетельствуют случаи с детьми, выросшими в условиях крайней изоляции.
В 1799 г. В лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Он передвигался на четвереньках, ел, как животное, и кусал тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух у него чрезвычайно развиты, но очень своеобразны; при малейшем треске ветки или звука разгрызаемого орешка он подскакивал, тогда как хлопанье дверью не вызывало у него ни малейшей реакции. Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей воды, не испытывая при этом, по-видимому, никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные звуки, не пытаясь вступать в общение со своим новым окружением, которое он рассматривал скорее как препятствие к удовлетворению своих потребностей.
В начале 19 века известный психиатр Пинель обследовал мальчика и заявил, что тот страдает неизлечимым слабоумием. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с таким диагнозом. По его мнению, поведение ребенка, которого назвали Виктором, - следствие очень ранней и длительной изоляции от людей. Итар был убежден, что путем надлежащего обучения он даст возможность мальчику вступить в лоно общества и жить нормальной жизнью. Он решил взять это на себя. Однако после пятилетних усилий Итар был вынужден признать, что ему никогда не удастся достичь поставленной цели. Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу: он так никогда и не смог научиться играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его поведение в сексуальном плане было еще менее адекватным. Вплоть до смерти в возрасте 40 лет никаких заметных улучшений в его поведении не произошло.
При рассмотрении истории Виктора встает вопрос: почему он не смог полностью освоиться в человеческом обществе? Ведь впоследствии в разных частях земного шара находили и других таких детей. Большую часть этих «детей-волков» или «детей-газелей», обнаруженных в Вест- Индии, а также пятилетнего Тарзана, перелетавшего с ветки на ветку в лесах Сальвадора, удалось перевоспитать. Создается впечатление, что чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По-видимому, в процессе развития имеются некие оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее не усваиваются, как в случае Виктора, начавшего обучаться лишь в 12 лет.
1.2 Основные положения теории социализации
Социализация общество индивид
В социологии разработано множество теорий. Они отражают различные научные направления, которые строятся на разных основаниях рассмотрения и объяснения социальной реальности. В зависимости от того на каких основаниях строится та или иная теория социализации, создаются теоретические модели этого процесса, предлагаемые в качестве достоверного и обоснованного аналога социализации. Наиболее плодотворны исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, этико-субъективная школа, символический интеракционизм, феноменологическая социология. Дальнейшее развитие теории скорее не в направлении создания единой парадигмы, а в русле поиска новых интерпретаций социализации. Новые исследовательские решения строятся скорее путем контаминации теоретических подходов, их развития, а не устранения концептуального разнообразия.
Человеческая социализация предполагает
наличие соответствующего генетического
материала и адекватного
Серьезный вклад в концептуализацию
феноменов социализации внес американский
социолог Ф. Гиддинг. В своей теории
он отстаивал идею социального принуждения
как основного механизма
Существует два наиболее выраженных взгляда на существование социализации. Согласно одному из них, она выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Согласно иной позиции, социализация - это процесс формирования родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой.
Склоняясь больше к первой точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, норм и ценностей, принятых в обществе. Этот аспект касается ее характеристики как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего желание людей изменить свой собственный имидж, улучшить представление себя в глазах других, осуществляя свою деятельность с их интересами. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей (нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе) личности.
Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно она изложена в книге, посвященной проблемам семьи, социализации процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации как семья, которая «включает» личность в социальные структуры.
Таким образом, можно сказать, что
социализация представляет собой двусторонний
процесс, включающий в себя с одной
стороны процесс активного
Следует также сказать, что одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах.
1.3 Институты социализации
На всех стадиях социализации воздействие
общества на личность осуществляется
или непосредственно через
На трудовой стадии социализации такими
институтами выступают: в период
раннего детства - семья и играющие
все большую роль в современных
обществах дошкольные детские учреждения.
Семья рассматривалась
Информация о работе Теория социальных проблем и особенности социализации личности