Теория социальных проблем и особенности социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном обществе нельзя не начать с уточнения понятия «личность». На мой взгляд, личность - это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и обусловлена биологическими особенностями.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Теоретические аспекты социализации……………………………...
Значение социализации………………………………………………
Основные положения теории социализации……………………….
Институты социализации……………………………………………
Фазы социализации…………………………………………………
Основные подходы к периодизации социализации………………..
Ресоциализация………………………………………………………
Социализация личности в современном обществе……………….
Механизмы социализации личности……………………………….
Проблемы социализации личности в современном обществе…..
Заключение…………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Контр работа по социализ. личности.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику  систематическое образование, которое  само по себе есть важнейший элемент  социализации, но кроме того школа  обязана подготовить человека к  жизни в обществе и в более  широком смысле. По сравнению с  семьей школа в большей мере зависит  от общества и государства, хотя эта  зависимость различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные  представления человеку как гражданину о жизненных ценностях и нормах, и следовательно, способствует его  вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности  ребенка в плане его общения. Здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая среда общения  со сверстниками, что само по себе выступает  как важнейший институт социализации.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком институте  социализации, как вуз. Хотя проблематика студенчества занимает все более  значительное место в системе  различных общественных наук, пока исследований высших учебных заведений  в данном контексте нет.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Естественно, что каждый из названных  институтов социализации обладает целым  рядом других функций, их деятельность не может быть сведена только к  функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

 

1.4 Фазы социализации

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Социализация обычно предполагает происхождение  трех фаз.

Первая фаза, когда люди думают о моделях поведения, связанных  с новой для них ролью, экспериментируют с ними и применяют их к себе. Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией. Дети естественным образом  знакомятся с такими взрослыми ролями, как супруги и родители, когда  играют «в семью». Школы и университеты, аспирантура, испытательный срок и  реабилитационные программы являются более формальными институциональными структурами, призванными служить  для подготовки членов общества к  новым социальным ролям.

Вторая фаза, когда после приобретения индивидами своего нового статуса они  обнаруживают, что должны постоянно  модифицировать, адаптировать и «переписывать» свои роли с целью приспособления к изменяющимся обстоятельствам. К  примеру, когда молодая пара вступает в брак, новоиспеченным супругам предстоит  выработать новые межличностные  навыки, поскольку когда они были детьми, большая часть супружеских  ролей была от них скрыта.

Третья фаза - с течением жизни  индивиды не только принимают на себя все новые и новые роли, они  должны также освобождаться от многих ролей. Такие ритуалы, как процедура  выпускных экзаменов, церемония  бракосочетания, банкет по поводу выхода на пенсию, похороны являются социально отлаженными механизмами, призванными облегчить людям восприятие факта временности некоторых ролей.

Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника - члена трудового коллектива, в  любом случае придется анализировать  фазу адаптации.

Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живых организмов к  меняющимся условиям жизни в результате изменения морфологических и  физиологических особенностей и  поведения. В социологии же адаптация - это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей  среды, а также изменение среды  в соответствии с новыми условиями  и целями деятельности.

Основной функцией адаптации является освоение относительно стабильных условий  среды, решение повторяющихся типичных проблем, путем использования принятых способов социального поведения, действий.

Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний  процесс социализации, приобретая при  этом активную и пассивную формы.

Пассивная форма адаптации проявляется  в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей, безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно  означает одобрение всего того, к  чему нужно приспосабливаться.

Активная форма заключается  в стремлении личности не только освоить  нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности  ими и желании их изменить.

Сутью адаптационных процессов  выступает взаимодействие личности - субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет  позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид  выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исходя из которого адаптационный процесс зависит не только от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

Адаптация личности имеет большое  видовое разнообразие, выступая как  социально-профессиональная, социально-психологическая, социально-политическая, социокультура. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных  процессов. Конечно, в объективной  реальности все направления адаптации  не изолированы друг от друга, а наоборот взаимосвязаны и обусловлены.

Процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в  социологических показателях. В  первом случае это может быть высокий  социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность  содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации  станет дезадаптация и ее конкретные проявления - текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение  и т.д.

В условиях современной России, переживающей переходное состояние к новому социальному  обустройству, проблема адаптации личности приобретает особое значение ее социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность  личности пережить чрезвычайную, кризисную  ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.

 

1.5 Основные подходы к  периодизации социализации

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается  к периоду гражданской зрелости человека. Но эта точка зрения является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении того имеет ли социализация границы существуют две основные точки зрения. Одни авторы полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.

Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в  рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит  в том, что существует три основных этапа социализации - дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом  человека на пенсию). В этой позиции  нетрудно обнаружить присутствующий в  качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К.Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой  подход представляется вполне обоснованным и имеющий полное право на существование  и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа.

Такой же уязвимостью отличается и  другой подход, в соответствии с  которым его авторам более  целесообразным представляется выделение  первичной и вторичной социализации (или ресоциализации). При этом к  этапу первичной социализации относят  период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной  социализации (ресоциализации)- период ее социальной зрелости.

Выделяют три главных критерия этапов социализации:

1) время физического и социального созревания;

2) характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;

3) основные социальные институты (агенты) социализации.

В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы  социализации:

Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста).

Основная форма деятельности на этом этапе - общение. По мнению (достаточно спорному) некоторых исследователей, на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.

Детство (от 3 до 6-7 лет).

В средние века той концепции  детства, которая характерна для  нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких  взрослых. Произведения искусства и  письменные документы средневековья  изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих  одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности.

На данном этапе основной формой деятельности становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится принимать на себя различные социальные роли - мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и т.п.

Здесь наряду с семьей возникает  новый социальный институт социализации - дошкольное образовательное учреждение.

Подростковый возраст (от 6-7 до 13-14 лет).

В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально  значимый в жизненном цикле индивида. В подростковый период у индивидов  происходят изменения в росте  и развитии, которые можно считать  поистине революционными. После многих лет пребывания в положение младших  и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому  сложению, росту и силе. Эти изменения  сопровождаются быстрым развитием  органов деторождения, что свидетельствует  о сексуальной зрелости.

В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих  переломов, характеризующих особенности  социализации. Во- первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять  значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации.

Ранняя зрелость, или молодость.

Последние тенденции в развитии западного мира - рост индустрии  услуг, увеличение сроков обучения и  чрезвычайно высокий образовательный  ценз в постиндустриальном обществе - удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между  подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность - молодые девушки и юноши в  возрасте выпускников школы. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная деятельность.

В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для  мировоззренческой рефлексии, адекватного  осознания себя, своих способностей и предназначения.

Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся  значение семьи, сохраняющееся - учреждений образования и резко возрастающее - социальной микросреды, товарищеского  окружения.

Средний возраст, или зрелость (от 20-25 до 35-40 лет).

Зрелый возраст лишен той  конкретности, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Этот этап характеризуется  активностью в профессиональной сфере, т.к. основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Также характеризуется созданием собственной семьи, в связи с этим личность превращается из «объекта» в «субъект» социализации. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, деятельность общения.

Пожилой возраст, или старость (от 35-40 до 55-65).

Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному.

Общества различаются по тому, насколько  уважительно они относятся к  старости. Во многих аграрных обществах, включая императорский Китай, пожилые  люди пользовались особым почетом и  уважением. У жителей Северной Бирмы  долгая жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную  жизнь в предыдущей инкарнации. Люди выказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень. Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего, и  самое главное - пожилых ждет выход  на пенсию.

В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные  цели пожилых, очень мало, и они  очень размыты.

Информация о работе Теория социальных проблем и особенности социализации личности