Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:39, контрольная работа
Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном обществе нельзя не начать с уточнения понятия «личность». На мой взгляд, личность - это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и обусловлена биологическими особенностями.
Введение………………………………………………………………
Теоретические аспекты социализации……………………………...
Значение социализации………………………………………………
Основные положения теории социализации……………………….
Институты социализации……………………………………………
Фазы социализации…………………………………………………
Основные подходы к периодизации социализации………………..
Ресоциализация………………………………………………………
Социализация личности в современном обществе……………….
Механизмы социализации личности……………………………….
Проблемы социализации личности в современном обществе…..
Заключение…………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………..
В последние годы негативный взгляд
на жизнь пенсионеров подвергается
критическому пересмотру. Похоже на то,
что меняется само отношение к
работе и выходу на пенсию. Кроме
того, исследования показывают, что
на пенсии человек более всего
страдает от нехватки денег, а в том
случае, когда люди имеют гарантированный
и достаточный для
Некоторые ученые придают этому этапу социализации особое внимание. Так, Э. Эриксон считал, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности.
Наконец, завершающий этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности.
Осознание надвигающейся смерти требует
от индивида приспособления к новому
определению собственной
На этом этапе происходит осмысления пройденного жизненного пути, его анализ, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.
1.6 Ресоциализация
Ресоциализация - это усвоение новых ценностей, норм, мировоззрения и моделей поведения. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.
В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем то что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по - иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства.
Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде. Этот процесс еще более интенсивен при психотерапии или вступлении в религиозную группу, поскольку в этих случаях люди подвергаются воздействию идей, противоречащих их прежнему мировоззрению. Если эти идеи прививаются, коренным образом меняется не только поведение индивида, но и его восприятие жизни.
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1 Механизмы социализации личности
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации.
Так французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным механизмом социализации подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский выделял механизмом социализации закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах.
К механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно появляется тогда, когда человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям его окружения.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.
Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
Стилизованный механизм социализации
действует в рамках определенной
субкультуры. Под субкультурой понимается
комплекс морально-психологических
черт и поведенческих проявлений,
типичных для людей определенного
возраста или определенного
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.
Важная роль в процессах социализации
принадлежит механизму
2.2 Проблемы социализации личности в современном обществе
Сегодня российское общество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, предъявляющими высокие требования к интеллектуальным и адаптивным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Одна из главных угроз - консервация отсталости в российском обществе - во многом обусловлена низкой информационной культурой и неэффективными процессами социализации личности.
Эта проблема весьма актуальна в
России, где наблюдается высокая
неравномерность интеграции социальных
слоев в информационное пространство;
многочисленные социальные группы россиян
сегодня не имеют возможности
и мотивации к формированию информационной
культуры. Отсутствие интереса к знаниям
и возможностям информационно-коммуникационных
технологий (или ограничение данного
интереса только рекреационными возможностями)
снижает интеллектуальные, творческие
способности человека и, как следствие,
его экономическую и социальную
активность, ограничивает мобильность,
возможности получения
Таким образом, существует противоречие
между потребностями
Проблемы социализации в современном
российском обществе связаны с тремя
обстоятельствами: 1) изменением (разрушением)
системы ценностей, в результате
чего старшее поколение не всегда
может подготовить молодежь к
жизни в новых условиях; 2) коренным
и очень быстрым изменением социальной
структуры общества; неспособностью
многих новых социальных групп обеспечить
воспроизводство своих рядов; 3) ослаблением
системы формального и
В современном обществе создается
парадоксальная ситуация - с одной
стороны, наше общество все чаще сталкивается
с задачами (как профессиональными,
так и повседневными), успешное решение
которых непосильно отдельно взятому
человеку и требует кооперации усилий
у групп людей. Подобная кооперация
подразумевает владение знаниями, умениями
и навыками межличностного взаимодействия.
Вследствие этого на современном
отечественном рынке труда
Такая тенденция в обществе негативно сказывается на процессе социализации современного человека. Усвоение социального опыта не заканчивается с завершением стадии целенаправленного привития человеку общепринятых правил норм в школе и других учебных заведениях, этот процесс стихийно продолжается всю жизнь. Поскольку процесс социализации неразрывно связан с индивидуализацией личности, ее становлением и развитием, то можно говорить о том, что современное общество в какой - то степени препятствует развитию и, более того, саморазвитию личности.
В современных условиях, из-за сложности профессиональной ориентации, что часто приводит к неправильному выбору профессии или неправильному подбору профессии, получаем не только неполноценного специалиста, но и недовольную жизнью личность, которой трудно найти свое место в жизни.
Следует выделить отдельно и обратить особое внимание на главнейший компонент социализации - формирование мировоззрения. Трансформация общества и образа Мира, как и производимых им типов личности, их отношений к социальной действительности, к природе, к друг другу порождает потребности в новых мировоззренческих ориентациях, которые обеспечивали бы более совершенные формы социального быта. В эпоху научно-технической революции здесь проявляются две тенденции: с одной стороны, - формирование мировоззрения облегчено, а, с другой стороны, - затруднено. Мировоззрение есть единство двух моментов. Один момент - знание, информация о действительности, а другой момент - позиция, отношение к окружающей среде, человечеству, к данному обществу, к самому себе. Сегодня информация дается легко, а формирование позиции является сложным процессом.
Проблема социализации личности, специфика профессионального становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.
В настоящее время проблематика становления и развития личности профессионала, а также вопросы профессиональной социализации активно исследуются А.К. Марковой, Е.А. Климовым, О.Г. Носковой, Н.А. Перинской, С.В. Новиковым, О.В. Ромашовым, В.Д. Шадриковым.
Изменения, происшедшие в последние
10 лет во всех сферах политической,
экономической и социальной жизни
Российского общества, породили многочисленные
проблемы. Одна из наиболее актуальных
- критическое осмысление перемен
в социальной и духовной жизни, определение
тенденций дальнейшего
Современное общество требует от человека
не только политехнизма знаний, высокого
культурного уровня, глубокой специализации
в отдельных областях науки и
техники, прочных знаний, умений и
навыков в учебной
Информация о работе Теория социальных проблем и особенности социализации личности