Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 01:52, тест
Дифференциальная психология изучает: 1) психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.2) индивидуально-психологические различия между людьми. Предметом исследования дифференциальной психологии является: 1)закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий 2) индивидуальные психологические различия между людьми, традиционно относимые к области темперамента, характера…
Генограмма — вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями
родства,
фиксируют психологические
Деперсонализация — неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации; чувство
своей эмоциональной измененности.
Депрессивные состояния— состояния подавленного настроения и угнетения
потребностей. По К. Ясперсу, выделяют депрессивные реакции — психологически
понятные ответы на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его
начального настроения, и фазы — состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как
обострение трудных особенностей характера.
Диатетическая пропорция (пропорция настроения) — по Э, Кречмеру, смесь радости и
грусти, обычно присущая настроению циклоида.
Динамичность нервной системы — скорость образования условных реакций.
Дисгармонический инфантилизм — результат неравномерности развития, приводящий к
сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.
Диссоциация — примитивная психологическая защита, заключающаяся в образовании
множественной личности, способной реагировать одной из своих частей, приводя к слабой предсказуемости поведения.
Дисфория — особое состояние психики, состоящее из мрачно-тоскливого настроения,
тревожной подозрительности и мрачной злобноватости.
Дифференциальная когнитология — область психологии способностей, обращенная к
проблеме генезиса креативности (творческих способностей, талантливости, гениальности
человека).
Дифференциальная психология — отрасль науки, изучающая психологические различия
между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих
различий (наука о закономерностях психического варьирования). Понятие введено В.
Штерном в 1900 году.
Дифференциальная психофизиология — наука об индивидуальных особенностях психики
человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.
Интеллектуализация — вторичная психологическая защита, приводящая к отделению
аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств.
Импулъсивностъ/рефлексивность — тенденция к более или менее развернутому анализу
задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для
решения проблемы.
Интуитивная реакция — отвлечение от конфликта и обесценивание его значения.
Интроверсия — рефлексия, препятствие контакту с объектами, сомнение и недоверие к
ним (по К.-Г. Юнгу). Затруднения в общении (по Г.Ю. Айзенку).
Интегральная индивидуальность — особая форма бытия отдельного человека,
саморегулируемая
живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных
внешних и внутренних изменений (по В.С. Мерлииу).
Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов и способов
деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством
эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое
(приобретаемое прижизненно) Качество, возникающее на основе свойств нервной системы
в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект
взаимодействия человека со средой.
Интроекция — примитивная психологическая защита, в результате которой идущее извне
ошибочно воспринимается как приходящее изнутри; обычно встречается вместе с
проекцией и проективной идентификацией.
Ипсилатеральный — расположенный в том же полушарии.
Квалификационный профиль — часть профессиограммы, в которой количественно
определены необходимые работнику качества.
Когнитивный стиль в широком смысле слова — способ переработки информации, ее
получения, хранения и использования.
Компартментализация (раздельное мышление) — вторичная психологическая защита,
задача которой состоит в возможности конфликтующим состояниям сосуществовать без
чувства стыда или тревоги.
Контрлатералъный — расположенный в противоположном полушарии.
Кристаллизованный интеллект — это широкая область интеллекта, включающая умения
формулировать суждения, анализировать проблемы и строить обобщения. Этот тип
интеллекта развивается с опытом и
образованием, опирается
на осведомленность и
человека (по Д. Хорну).
Лабильность нервной системы — скорость возникновения и прекращения нервных
процессов.
Личность — системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-
исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности,
пристрастности, осознанности (по А.Н. Леонтьеву).
Локус контроля — склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с
ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж. Роттером).
Интерналы — люди с внутренним локусом контроля.
Экстперналы — люди с внешним локусом контроля.
Мезоморфный тип — отличающийся могучим сложением, имеющий квадратную голову,
широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии.
Метод генеалогический — метод исследования семей и родословных.
Метод моральных дилемм — использование историй с незавершенным концом для
диагностики уровня морального сознания человека и выявления его способности к
моральной аргументации (использовался Л. Кольбергом).
Методы психогенетичеекие направлены на выделение факторов среды и
наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.
Норма — понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития
человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных
стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое
содержание.
Нормальные значения показателей — расположенные в средней части кривой
нормального распределения. Обычно их больше, чем субнормальных или
супернормальных.
Ноогенные неврозы — неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей
(по В. Франклу).
Одаренность можно понимать как: 1) качественно своеобразное сочетание способностей,
обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от
специфических), обусловливающие широту. возможностей человека, 3) умственный
потенциал — интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не
способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных,
обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врож-1
денных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня)
Пикник — плотный, толстый человек.
Пластичность в структуре темперамента — показатель вязкости или гибкости мышления
и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой,
стремление к разнообразию (по В.М. Русалову).
Подвижность нервной системы — переделка знаков раздражителей, скорость смены
возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой
обучаемости.
Поворот против себя (аутоагрессия) — вторичная психологическая защита, состоящая в
перенаправлении негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя.
Полезависимостъ/поленезависимо
признаков при выделении фигуры.
Половой диморфизм — наличие различий в анатомофизиологических признаках у
мужских и женских особей.
Половой дицсихизм — наличие различий психических качеств и процессов у
представителей различного пола.
Половой дихрономорфизм — временное несовпадение проявления женских и мужских
признаков.
Профессиограмма — описание социально-экономических, санитарно-гигиенических,
психологических и других особенностей профессии.
Профессионально значимый признак — характеристика индивидуальности, которая
имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности.
Просоциальное поведение служит сохранению и укреплению существующих социальных
систем (по Я. Рейковскому).
Психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике
человека.
Психологические защиты — это глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные
способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть
мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют
собой результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем детстве
стрессов, защит, усвоенных по образцам значимых других, а также наиболее эффективных
индивидуально выработанных защит. Первичные защиты, согласно психоаналитической
традиции, имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром, а
вторичные защиты — с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.)-
Психогенетика — пограничная с генетикой область психологии, предметом которой
является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль
среды и генотипа в их формировании.
Психогностика — форма донаучного познания психики людей, выявляющая и
устанавливающая отношения
между определенными
характеристиками и
особенностями характера
Психэстетическая пропорция — сосуществование в одном человеке
сверхчувствительности и холодности; особенность характера шизоидного человека (по Э.
Кречмеру).
Самоактуализация — это развертывание потенциала личности из самого себя, из
внутренних противоречий и намерений (по А. Маслоу). Стремление и способность
человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать
таланты и способности.
Сексуализация (инстинктуализация) — вторичная психологическая защита, состоящая в
склонности наполнять
эротическим содержанием
Сензитивный период — период особой чувствительности к развитию задатков
способностей или психических функций вообще (по Н.С. Лейтесу).
Сиблинги — братья и сестры.
Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению — это способность выдерживать
длительное или часто повторяющееся возбуждение.
Сила нервной системы к торможению — это способность выдерживать часто
повторяемое действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания
дифференцировок.
Симультанность — одномоментность.
Синдром Марфана — особая форма диспропорционального гигантизма — результат
системного дефекта соединительной ткани.
Синтальность— диапазон изменчивости черты внутри группы (по Р. Кеттеллу).
Синтонность (от греч. — созвучность, согласованность) — непосредственность,
способность реагировать на состояние других людей и отвечать им в тон настроения.
Склонности — феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в
терминологии В. Штерна).
Специальная теория индивидуальности — это учение о происхождении,
функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств
человека.
Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся
условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Среда — изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей
жизни.
Стиль лидерства (руководства) — способ управления группой или: организацией,
основанный на типичном методе принятия решения (по К. Левину). Чаще всего выделяют
стили автократический (авторитарный, директивный), демократический (кооперативный,
недирективный) и свободный (попустительский). В современной психологии управления
выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функциональный» стиль) и
сосредоточенный на взаимоотношениях в группе (аффективный» стиль), цели которых
открываются самими названиями.
Стиль жизни — уникальное соединение черт, способов поведения и привычек,
определяющих неповторимую картину существования человека (по А. Адлеру). Стиль
жизни определяется проблемой (дефектом, изъяном), в результате которого возникает
цель, приводящая к появлению присущего человеку индивидуального способа жизни и
позволяющая освободиться от чувства неполноценности. Адлер выделял 4 стиля:
управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный.
Стиль общения — результат образования устойчивых привычных связей между
доминирующими потребностями, целями, ценностями и . способами общения,
психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими
людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов.
Стиль родительского воспитания — способ воздействия на детей, характеризующийся
уровнем контроля за их поведением и эмоциональной теплотой отношений. Чаще других
выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили.
Стиль человека — устойчивая субъектно-специфическая система способов
осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика
формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении
субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.
Текучий интеллект — это те способности, благодаря которым человек обучается всему