Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:19, контрольная работа
Цель же данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть такое психологическое воздействие в деловом общении, как манипуляция.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
Выявить психологическую природу манипуляции;
Рассмотреть технологии методов и приёмов манипулятивного воздействия в межличностном общении;
Определить является ли знание приёмов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищённости личности, её информационно-психологической безопасности.
Введение 3
Психологическая природа манипуляции 4
Технология методов и приёмов манипуляции в деловом общении 8
Заключение 12
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Психологическая
природа манипуляции
Технология методов и приёмов манипуляции в деловом общении 8
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Умение
вести себя с людьми надлежащим образом
является одним из важнейших, если не
важнейшим, фактором, определяющим шансы
добиться успеха в бизнесе, служебной
или предпринимательской
Цель же данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть такое психологическое воздействие в деловом общении, как манипуляция.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
Выявить
психологическую природу
Рассмотреть технологии методов и приёмов манипулятивного воздействия в межличностном общении;
Определить
является ли знание приёмов и методов
манипулятивного воздействия
Эта тема
является довольно актуальной в настоящее
время, так как знание технологии
приёмов и методов
Каждый, кто
борется за свои убеждения, кто ищет
правильные решения, кто утверждает
истину, должен не только сам быть вооружён,
но и хорошо знать своего оппонента.
Умение распознать ту или иную уловку,
показать, с какой целью она
использована, дать достойный отпор
противнику – необходимое качество
полемиста. [4, с. 215]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МАНИПУЛЯЦИИ
Практика делового общения предоставляет обширное поле для манипуляций самого разного толка. Причём нельзя сказать, что все участники общения в этом плане равны. Ясно, что у начальников больше возможностей манипулировать подчинёнными (хотя есть и обратная практика), у обладателей различных ресурсов (материальных, информационных и пр.) больше выбор манипулятивных возможностей, чем у лиц, таковыми ресурсами не располагающих и т.д.
Впрочем, главное преимущество манипулятора заключается в том, что он является активной, нападающей стороной. Причём нападение-то это скрытое, закамуфлированное. Манипулятивный эффект может быть также существенно усилен, если нападающий опирается на объективно выгодные для него условия и обстоятельства процесса общения. [7, с. 306]
Рассмотрим, что же такое манипуляция и манипулятивное общение.
Манипулирование
в общении – скрытое
Манипуляция один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. [9]
Существует три вида манипуляции:
психологическое воздействие на сознание;
использование
психологических «рычагов»
искусство, требующее ловкости и знания человеческой природы.
Несмотря на творческое содержание любого манипулятивного акта, именно манипуляции не повезло в нашей отечественной прессе. Но оценивать её только с негативной стороны не совсем верно, так как манипуляция – всего лишь действие, а вот за кадром стоит сам манипулятор.
Манипулирование может быть как осознанным, так и неосознанным. [3, с. 32-33]
Российским исследователем феномена манипуляции Е.Л. Доценко выделен следующий перечень источников, создающих преимущество манипулятору.
Манипулятор может обладать некоторым собственным набором преимуществ:
статусными (ролевая позиция, должность, возраст);
деловыми (квалификация, аргументы, способности, знания).
Манипулятор может привлечь силу третьих лиц:
представительскую поддержку («я от Иван Петровича»);
конвенциональное преимущество (традиции, мораль).
Сила манипулятора может быть извлечена из самого процесса взаимодействия:
динамическая сила (темп, паузы, инициатива);
позиционное преимущество (эксплуатация эмоционального тона прежних или актуальных отношений).
Сила добывается из слабостей партнёра или его психических ценностей. [7, с. 306-307]
В современном деловом взаимодействии реально наметились три тенденции:
Первая – усиление роли общения в процессе финансовых и информационных услуг.
Вторая
– ослабление роли непосредственного
общения и внедрения
Третья – усиление роли общения в деловом взаимодействии.
Исследования
эффективных генеральных
Впервые манипулятивные технологии были апробированы на Западе, а затем и в России в информационных и политических технологиях. При этом применяется совокупность таких манипулятивных приёмов, как:
искажение информации, которое варьируется от откровенной лжи до частичных деформаций;
утаивание информации – сокрытие её определённых тем методами частичного освещения;
приём особой компоновки тем, который наводит получателя интерпретации на вполне однозначные выводы;
выбор определённого момента подачи информации (в удобное и неудобное для телезрителей время);
подпороговая подача информации в виде определённых аудиальных и визуальных сигналов.
Теоретические основы манипулятивного общения были заложены в одном из крупных направлений американской психологии – оперантном бихевиоризме Б. Скиннера.
Активное
внедрение манипулятивных технологий
в России началось в конце 1980-х
гг. в средствах массовой информации.
Были применены манпулятивные
Как отмечает
ведущий исследователь
Характер
и смысл манипуляции особенно
отчётливо выступает при
При манипулятивном
общении истинные цели воздействия
на партнёра либо скрываются от адресата
манипуляции, любо подменяются другими.
Манипулятор (а в качестве такового
может выступать отдельный
Следует отметить также, что в манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная личность, а как носитель «нужных» манипулятору психологических качеств. К примеру, манипулятор в деловом взаимодействии может использовать такие психологические характеристики партнёра, как доброта, отзывчивость, обидчивость. Своего наибольшего успеха манипуляция достигает тогда, когда она остаётся незаметной и когда адресат манипуляции верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. [8, с. 262-264]
ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ МАНИПУЛЯЦИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Применяемые манипуляторами способы и приёмы воздействия в зависимости от их содержания и направленности можно условно разбить на три группы:
организационно-процедурные;
логико-риторические;
личностные.
Организационно-процедурные приёмы. Поскольку деловое общение – процесс во многом формализованный и бюрократически организованный, он открывает немало возможностей влиять на партнёров, переключая организационные рычаги взаимодействия. Если, например, руководитель проводит совещание и желает во что бы то ни стало добиться нужного ему решения, то он может воспользоваться следующими приёмами.
Выбор времени и места проведения совещания. Назначьте его на конец рабочего дня и проведите в тесном и душном помещении – уступчивость оппонентов наверняка увеличится.
Определение повестки дня. Если нужное решение под вопросом – данный пункт задвигается в самый конец. Предварительное ознакомление с повесткой дня заинтересованных сторон не осуществляется.
Подбор и установление очерёдности выступлений. Поддерживающим – зелёный свет, оппонентам – регламентные ограничения.
Дозирование информации. Не устраивающую информацию замалчиваем, теряем, игнорируем и пр.
Управление
дискуссией. Разжигание или утихомиривание
страстей, прерывание оппонентов вопросами,
затягивание обсуждения, объявление
незапланированных перерывов, предложения
«прекратить прения» или «
Подведение итогов. Произвольное резюмирование с «нужной» расстановкой акцентов.
Организация
ненужного совещания. Руководитель
не хочет лично принимать
Немало
организационно-процедурных
Логико-риторические приёмы. Риторика – это в конечном счёте искусство убеждать. Убеждают обычно сильными аргументами. Однако, если таких аргументов недостаёт, в ход могут быть пущены манипулятивные (или спекулятивные) приёмы аргументации. Наиболее распространены среди них следующие.
Неопределённость выдвигаемого тезиса или ответа, многословие, «забалтывание» проблемы.
Подмена тезиса. Проявляется в том, что, сформулировав тезис, говорящий доказывает в итоге нечто другое, близкое или сходное с заявленным тезисом положение. Чаще всего встречается частичная подмена тезиса. Начинают, например, с утверждения «все олигархи - жулики», продолжают видоизменённым «большинство олигархов…», а заканчивают вполне нейтральным «некоторые из них…».
Аргумент к личности. Считается разновидностью подмены тезиса и проявляется в склонности заменять обсуждение проблемы обсуждением конкретных лиц, в проблему вовлечённых.
Несоблюдение
логического закона достаточного основания.
Выдвигаемый тезис
Неправомерные аналогии. («Общество – это большая семья. В семье, правда, бывают конфликты. Но и в обществе они нередки. В семье не может быть равенства родителей и детей: первые опытны и мудры, вторые пока неразумны. Значит, и в обществе не может быть равенства социальных групп»).
Информация о работе Технология методов и приёмов манипуляции в деловом общении