Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:19, контрольная работа
Цель же данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть такое психологическое воздействие в деловом общении, как манипуляция.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
Выявить психологическую природу манипуляции;
Рассмотреть технологии методов и приёмов манипулятивного воздействия в межличностном общении;
Определить является ли знание приёмов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищённости личности, её информационно-психологической безопасности.
Введение 3
Психологическая природа манипуляции 4
Технология методов и приёмов манипуляции в деловом общении 8
Заключение 12
Список использованной литературы
Метод допроса. Суть метода заключается в стремлении как можно больше и чаще задавать вопросы – «ударный» инструмент любого общения.
Метод Сократа. Задача – с начала беседы не давать партнёру повода сказать «нет». Начав издалека и задавая простые вопросы, вынудить собеседника несколько раз сказать «да». После чего последнему и в ответе на основной вопрос будет труднее произнести «нет».
Использование «вопросов-капканов»: вымогательство («Это вы, конечно, признаете?»); неприемлемая альтернатива («Вы хотите возврата к тоталитаризму?»); контрвопросы (вместо ответа существу задаются встречные вопросы).
Метод изоляции.
Выдёргивание отдельных фраз из контекста
речи собеседника, их изоляция и преподнесение
со смыслом, противоположным сказанному.
Склонный к эпатажу публики В.В.
Маяковский в своё время выдал
фразу: «Я люблю смотреть, как умирают
дети». Вообще-то он имел в виду смерть
фигуральную – превращение
Метод апелляции – взывание к высоким, но не слишком определённым моральным нормам и принципам. («Неужели вам за державу не обидно?»)
Метод переключения на второстепенную тему.
Замедление темпа – нарочито замедленное проговаривание вслух наиболее слабых мест в аргументации партнёра и т.д.
Справедливости ради следует отметить, что многие из вышеприведённых риторических приёмов могут оказаться и следствием элементарных логических ошибок человека, плохо знакомого с культурой речи. Манипулятивные же намерения наших партнёров по общению, как правило, выдают дополнительные сопутствующие признаки: псевдооткрытость, избыточная лесть, ускоренный темп речи, общий напор, требование принять решение сию же минуту и пр.
Манипулятивные приёмы личностного характера. В эту группу манипулятивных приёмов включены те, в целом не слишком хитрые, уловки, в которых конечная цель (какая-либо выгода) достигается микроскопическим изменением психологического состояния партнёра по общению. В результате чего тот теряет способность здраво рассуждать и начинает реагировать на раздражители автоматически, т.е. подчиняться «орудиям влияния». Российские исследователи Г.В. Грачёв и И.К. Мельник выделяют такие «личностные уловки»:
раздражение оппонента, выведение его из равновесия («Вы, оказывается, не знаете такой элементарщины?»);
собственное возвышение и восхваление («Да вы соображаете, с кем говорите? Я столько лет в этом бизнесе…»);
подмазывание аргументов («Такой исключительно проницательный и эрудированный человек, как Вы…»);
срыв диалога или уход от обсуждения;
палочные доводы («Вы понимаете на что вы замахиваетесь? Это вам не 37-й год…»);
чтение в сердцах («Только ваша исключительная скромность и ложный стыд не позволяют Вам признать…»);
мнимое равнодушие;
приобщение к тайнам «верхов» и т.д. [7, с. 307-309]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный
хозяйственный руководитель, любой
администратор обеспечивает своей
деятельностью решение
Именно
поэтому сегодня повсюду, где
существует рыночная экономика, где
готовят молодых специалистов по
направлениям экономики и менеджмента,
в программы специальных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Задание 1 В конкретной деловой ситуации у Вас возникла необходимость в создании позитивного эмоционального фона общения с деловым партнером. Какие механизмы межличностной перцепции Вы используете для его создания: идентификация, рефлексия, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция? Аргументируйте свой ответ.
Ответ: я бы использовал эмпатию и аттракцию. Эмпатию для того, что показать, что собеседник мне не безразличен (пусть собеседник «поплачется в желетку»), а аттракцию-для формирования позитивного отношения ко мне.
Задание 2 Ваш деловой партнер недоверчив, настроен скептически, занимает выжидательную позицию. С помощью какой техники влияния можно модифицировать его состояние? Раскройте содержание этой техники. Аргументируйте свою позицию.
Техники влияния: 1) техники расположения (пейсинг, раппорт, разрушение барьера стереотипизации; 2) техники привлечения внимания (резкие изменения сенсорного фона, создание привлекательного имиджа); 3) техники побуждения («призыв – вызов», инициирование).
Ответ: можно вызвать модифицирование состояния делового партнёра техникой расположения.
Пейсинг (либо отражение чувств) — это рвение показать собеседнику, что мы осознаем его чувства. Как приятно говорить с чутким собеседником, который делит ваши эмоции и переживания, не обращая особенного внимания на содержание речи, существо которой тотчас не имеет особенного значения и для вас самого.
Пейсинг значит, что вы показываете
другому человеку более близкие
ему стороны собственной
В результате пейсинга возникает раппорт-это когда собеседник чувствует себя комфортно при общении с тобой.
Так как люди придерживаются определённых стереотипов, то их необходимо разрушить, чтобы показать, что вы не такой как представители других компаний, благодаря которым и сложился данный стереотип. Это можно сделать методом аргументации.
Задание 3 Приведенные ниже высказывания воспринимаются с трудом. Сформулируйте их правильно. Обоснуйте свою позицию.
А. «В силу слабой оценки финансовой деятельности нашей фирмы, мы не смогли принять участие в региональном конкурсе на получение гранта».
В. «Нам известно, что в прошлом году этот коммерческий банк потерпел полное фиаско».
С. «По линии технологии обучения менеджеров наша фирма весьма преуспела».
Д. «В ежегодном финансовом форуме приняли участие семь человек известных банкиров».
Ответ:
В исходном тексте употребляется местоимение «мы», и создаётся впечатление, что в конкурсе хотели принять участие сотрудники фирмы, а не их компания. Да и вообще, первая часть предложения звучит сложно и её трудно воспринимать на слух.
«Нам известно, что в прошлом году банк Х потерпел полное фиаско»
Так как в исходном тексте банк потерпел полное фиаско ещё в прошлом году, то неуместно сейчас говорить «этот банк».
Исходный текст очень трудно воспринимается на слух, так как в нем подряд 4 существительных.
В исходном тексте непонятно
зачем употребляется слово «
Задание 4.Раскройте особенности проявления в деловой коммуникации невербальных средств кодирования (кинесики, паралингвистики, экстралингвистики, такесики, проксемики) по сравнению с вербальным и средствами. Приведите примеры согласованного и несогласованного соотношения вербальной и невербальной информации из Вашей практики.
Вербальная коммуникация |
Невербальная коммуникация |
1. Абстрактность: - передача сообщения может - возможно обсуждение явлений,
не относящихся - возможно использование |
1. Конкретность: - передача сообщения может
- коммуникация связана с - использование абстрактных |
2. Дискретность. Составные элементы вербального сообщения - буквы, слова, предложения, фразы - четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам. |
2. Континуальность. Невербальные сообщения трудно разложимы на отдельные единицы. |
3. Определенность. Вербальное сообщение легко кодируется и декодируется. Между носителями языка существует определенное согласие относительно формы, значения и употребления языковых единиц. |
3. Вероятностность. Невербальное сообщение трудно поддается декодированию. Невербальный язык гораздо более неустойчивый и вариативный, что проявляется как в самих единицах, так и в правилах их комбинирования. |
4. Линейная временная последовательность: - элементы вербального - декодирование вербального |
4. Пространственно-временная целостность: - несколько элементов - невербальное сообщение |
5. Осознанность, произвольность. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать. |
5. Неосознанность, непроизвольность. Невербальная коммуникация спонтанна, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми. |
6. Организованный процесс обучения языку. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил. |
6. Спонтанное изучение. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами, путем подражания. |
Пример согласованного соотношения вербальной и невербальной информации: когда собеседник говорит, что внимательно слушает Вас и вникает во все слова, а голова у него чуть наклонена набок.
Пример несогласованного соотношения вербальной и невербальной информации: Ваш собеседник уверяет, что та информация, которую Вы ему говорите, очень важна для него. Да что там важна - практически жизненно необходима. Он буквально клянется в вечном доверии и готовности к сотрудничеству. Вот только при всем этом, Вы можете обратить внимание, что его руки жестко сцеплены между собой, а то и вовсе скрещены на груди, что явно говорит о его настороженности по отношению к Вам в общем и Вашим словам в частности
Задание 5. Ниже приведены два высказывания. Ответьте на каждое из них в оптимальной технике слушания: поощрение, прояснение, перефразирование, эмпатия, резюмирование, выражение сопереживания. Раскройте содержание выбранной техники слушания и обоснуйте свой ответ.
А. «Все, что Вы заставляете нас делать, скучно и неинтересно»
В. «У меня и так очень большая нагрузка, а Вы даете мне еще одно дополнительное задание. Я и так возвращаюсь домой очень поздно»
Ответ:
А. Если я Вас правильно понимаю, Вы считаете учёбу в университете скучной и неинтересной?
Перефразирование. Перефразирование — практически универсальный прием. Его можно использовать и в деловой беседе, и в личном общении, и в разговоре, что называется, «о погоде, о природе». Но особенно эффективно оно в следующих случаях:
1. При коммерческих переговорах,
когда необходимо полное
2. В конфликтных ситуациях или
во время дискуссий. Если мы,
прежде чем высказать
Тут вступает в действие общий закон: у человека обычно возникает желание вернуть психологический «плюс» тому, кто его дал. Но даже если этого и не случится, у собеседника не будет повода и оснований внутренне считать что от него отмахнулись, даже не вникнув в его слова.
Информация о работе Технология методов и приёмов манипуляции в деловом общении