Типология проблемных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

Предмет – консультирование проблемных семей.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать проблемные семьи.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить типологию проблемных семей;
Провести эмпирическое исследование проблемных семей;
Сделать выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Типология проблемных семей.doc

— 818.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Вот почему объектом исследования данной работы выбрана семья, как малая социальная группа, а предметом исследования - межличностные супружеские отношения. 

Объект исследования – проблемные семьи.

Предмет – консультирование проблемных семей.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать проблемные семьи.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить типологию проблемных семей;
  2. Провести эмпирическое исследование проблемных семей;
  3. Сделать выводы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОЛОГИИ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ

1.1. Функции  и основные параметры современной  семьи

Семья - это социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, состоящие в браке, их детей (собственных или приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет сою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей. Семья всегда выступает моделью конкретного исторического периода развития общества, отражает его экономические, нравственные и духовные противоречия. Итак, современные экономические преобразования, демографические проблемы, кризис в политике, культуре - все это отражается на жизнедеятельности современной семьи, при этом углубляется ее дезорганизация. 1

Семья как социальный институт находится в состоянии острого кризиса, что, конечно, негативно влияет на выполнение им основных функций, то есть на жизнедеятельность семьи: материально-экономическое обеспечение, жилищно-бытовые условия. Это, в свою очередь, создает определенный морально-психологический климат, который влияет на духовность семьи, воспитание детей, организацию свободного времени членов семьи.

В особо сложных условиях в период кризиса оказалась молодая семья, которая определяется как социальная группа, в которой возраст мужчины и женщины или одного из них не превышает 28 лет. В России насчитывается 10,3 млн. молодежи (в возрасте от 15 до 28 лет), что составляет 19,1 процента общей численности населения. В стране проживает 2 млн. 400 тыс. молодых семей, в которых рождается 80 процентов всех рождающихся в России детей. То есть 46,6 процента молодых людей находятся в браке, и хотя статистика несовершенна и не успевает за количеством разводов, можно сказать, что 50 процентов молодежи состоит в браке (или была замужем. Есть молодежь, которая готовится к браку. Итак, вопросы брачно-семейных отношений волнуют молодежь: как подготовиться к браку, как выбрать спутника жизни, как жениться, сохранить семью, предотвратить семейным распрям, как воспитывать детей и др.

Перед молодой семьей стоят особенно острые проблемы материально-экономического и жилищно-бытового характера. Неопределенность будущего, незанятость в сфере общественного производства, нестабильность заработков, неподготовленность к семейной жизни и выживания в таких условиях отрицательно сказываются не только на демографической ситуации в России, но и на внутрисемейных процессах, характере взаимоотношений членов семьи, ее отношений с окружающей средой, воспитании детей, организации свободного времени.

Рассмотрим каждую функцию семьи и определим, как современная семья справляется с ее выполнением.

Материально-экономическую функцию семьи составляют ее бюджет, организация потребительской деятельности, участие в общественном производстве, получения профессии, восстановление утраченных на производстве сил. Семья должна участвовать в общественном производстве, получать профессию, зарабатывать себе на жизнь, на восстановление потерянных на производстве сил. ли современная семья эффективно выполнять эту функцию? Как свидетельствуют данные социологических исследований (4), подавляющее большинство семей имеет жизненный уровень ниже прожиточного минимума; более 50 процентов этих семей находятся за чертой бедности, а прибыль молодой семьи вдвое ниже необходимые нужды. Кроме того, немало молодых людей не заняты или не полностью занято в системе общественного производства вследствие его кризисного состояния, сокращений, имеет нестабильные заработки. Поэтому, чтобы содержать семью, люди вынуждены заниматься так называемой коммерческой деятельностью. Особенно трудно семьям, воспитывающим детей, неполным, многодетным семьям. Эти явления становятся причиной обнищания семей, что сказывается на здоровье членов семьи, их интеллектуальному развитию, а в будущем - на развитии общества, генофонде страны. 2

Жилищно-бытовая функция - это обеспечение семьи жильем, ведение домашнего хозяйства, организация домашнего быта. Эта функция тесно связана с предыдущей. По данным социологических исследований (4), лишь 5-7 процентов молодых семей, в брак, обеспечении собственным жильем. Через 5 лет совместного проживания собственное жилье имеют 23% молодых семей, остальные либо проживают с родителями, или нанимают (48,5 процента) отдельную квартиру или комнату в общежитиях (особенно это касается студенческой семьи). Молодые семьи даже не имеют четких перспектив относительно получения жилья. Все эти проблемы негативно сказываются на организации домашнего обихода и в целом - на микроклимате семьи.

Итак, в активный период жизни, благоприятный для получения профессии, совершенствования профессиональных качеств, рождения и воспитания детей, молодая семья не имеет надлежащих экономических и бытовых условий для своего становления, нормального развития и воспитания здорового поколения.

Репродуктивная (демографическая) функция семь "и заключается в воспроизведении жизни, продолжении человеческого рода, т.е. в рождении детей. Подразумевается воспроизведения не только количественный, но и качественное (рождение физически и психически здорового поколения, без биологических и психических аномалий) Как известно, для воспроизводства населения и его естественного прироста каждая семь я должна иметь двух-трех детей. Итак, трудные материально-экономические и жилищно-бытовые условия существования молодой семьи негативно отражаются на воспроизведении населения России, в свою очередь через определенное время будет оказывать негативное влияние на общее развитие общества: не хватать рабочих рук, будет наблюдаться недостаточное развитие науки, дальнейшее уменьшение количества населения и т.п. Сложность ситуации, в которой находится сейчас молодая семья, негативные явления, имеющие место в молодежной среде (алкоголизм, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем) скажутся и на качественном воспроизводстве населения.

Коммуникативная функция семьи предусматривает создание благоприятного семейного микроклимата, необходимого для психически-эмоционального воссоздания сил членов семьи, внутрисемейного общения супругов, родителей и детей, семьи и окружающей микро- и макросреды, а также ее общение с духовными и интеллектуальными достижениями общества (средства массовой информации, литература, искусство и т.д.). Психологический климат семьи - это устойчивый эмоциональный настрой, результат особенностей и качества взаимоотношений членов семьи. Психологический климат семьи может изменяться и зависеть от самих членов семьи. Он может быть благоприятным, неблагоприятным (конфликты, ссоры, нервозность), противоречивым (или полное согласие, то ссоры. Характерные признаки благоприятного семейного микроклимата - сплоченность членов семьи, доброжелательность, чувство защищенности, терпимость, взаимное уважение, взаимопомощь, чуткость, сострадание, стремление помогать друг другу, сопереживание, ответственность за семью и каждого ее члена. Большое значение для психологического климата семьи имеет внутрисемейные общения. Семейный микроклимат, на который влияют устойчивый положительный эмоциональный настрой, взаимопонимание, доброжелательность, сказывается на настроении членов семьи, общем стиле их жизни. В такой семье имеющееся желание вместе проводить свободное время, ВЫХОДНЫХ дни, отпуск. Она открыта как для внутрисемейного (между супругами, супругами и детьми, супругами и родителями), так и для внесемейных (с друзьями, соседями, знакомыми) общения, создает душевный комфорт, спасает от нервных перегрузок. 3

Нервозность, отсутствие бытовых удобств, постоянная раздражительность, грубость, ссоры, распри, забота только о собственном комфорте, отсутствие милосердия у членов семьи приводят к негативному эмоционально-психологического микроклимата. Такие жизненные условия супругов, а также детей предопределяют депрессивные состояния, эмоциональное перенапряжение, дефицит позитивных эмоций, стрессовые ситуации. К последним могут приводить неумение рационально решать материально-экономические и жилищно-бытовые проблемы, сексуальная дисгармония, конфликтность, прогрессирующее на основе алкоголизма, аморального поведения, наличия у членов семьи таких качеств личности, как ревность, чрезмерная обидчивость, эгоизм, нежелание жертвовать собственными интересами, удобствами ради ближнего.

В последнее время в семьях, особенно молодых, наблюдается много разводов. В условиях социально-психологического стресса молодежь по сути не подготовлена ни морально, ни материально к созданию семьи, не желает иметь детей. По статистическим данным, в России распадается каждый второй-третий брак. Однако в отдельных регионах процесс разводов имеет свою специфику. Например, в Житомирской области в 1-4 местах 1994 распалось 80 процентов браков, в Крыму - 65,5 процента, на Кировоградщине распадается треть молодых семей, живущих вместе до пяти лет; в Донецкой области за последние 2 года зарегистрировано 82298 браков, а распалось за этот период - 54193. Такая же картина наблюдается на Полтавщине и в других регионах России, причем цифры постоянно растут.

Кроме того, стали распространенными деформированные брачно-семейные процессы: молодежь не хочет официально регистрировать брак, рожать детей, откладывая это до лучших времен. Все эти явления приводят к росту числа внебрачных детей среди очень молодых матерей. Их в России родилось в 1993 г. 13,0 процентов в городах и 12,8 процента - в селах. Следовательно, растет число детей рожденных вне брака, в том числе у несовершеннолетних матерей.

Увеличивается количество неполных семей, дети в таких семьях не имеют должного материального обеспечения. Кроме того, воспитание ребенка одним из родителей, преимущественно матерью, негативно отражается на формировании личности, как мальчика, так и девочки.

В нормальной, благополучной семье все проблемы, как правило, имеют рациональные способы решения, не затрагивая интересы любого из ее членов: каждый имеет свои свободы, возможности удовлетворять собственные потребности. Дезорганизация брачно-семейных отношений приводит к снижению социальной активности человека, сказывается на ее работоспособности, ухудшает состояние психического и физического здоровья, негативно влияет на процесс семейного воспитания, увеличивает количество детских заболеваний, способствует формированию раннего девиантного поведения, невротических, психосоматических расстройств, увеличению суицидных поступков.

Распадение браков способствуют не только сложные материально-экономические и жилищные условия семьи, но и медико-социальная, социально-психологическая и психолого-педагогическая неподготовленность молодежи к семейной жизни, неумение рационально решать семейные проблемы и предотвращать конфликтные ситуации, отсутствие правовых, юридических, медицинских, экономических, сексологических, наркологических и психолого-педагогических знаний, необходимых для молодых супругов. 4

Воспитательная функция заключается в передаче детям взрослыми членами семьи социального опыта. Правильное семейное воспитание развивает способности, здоровые интересы и потребности ребенка, формирует правильное мировоззрение, позитивное отношение к труду, способствует прививанию гуманных моральных качеств, пониманию необходимости придерживаться правовых и моральных норм жизни, поведения, что способствует развитию физического совершенства детей, укреплению их психического здоровья, выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Эта функция - одна из важнейших. Ее цель - передать подрастающим поколениям в процессе вхождения в систему общественных отношений социального опыта, знаний, ориентаций, норм и ролей, умений и навыков, необходимых для моральной жизнедеятельности. Успех воспитания зависит от воспитательного потенциала семьи, который в свою очередь зависит от ее материальных и бытовых условий, численности и структуры семьи, взаимоотношений, которые складываются между всеми членами семьи, личного примера родителей, их педагогической культуры, специфики самого процесса семейного воспитания.

Социальная ситуация, в которой находится современная молодая семья, приводит к тому, что, воспитывая детей, родители сталкиваются с целым рядом проблем. Учитывая то, что обществом ставится задача усилить семейное воспитание, школа и социальные службы должны помогать семье в создании нормальных психолого-педагогических и эмоционально-нравственных условий для полноценного воспитания детей, развития их познавательных интересов, физического совершенствования, нормального общения с родителями и другими членами семьи, в приобретении родителями умений, необходимых для решения сложных проблем семейного воспитания. Требование современного общества улучшить качество семейного воспитания и повысить ответственность родителей за воспитание детей часто сталкивается с проблемой материальной необеспеченности семьи, сосредоточенности родителей на поисках средств для того, чтобы, прежде всего, обеспечить их нормальным питанием, одеждой, то есть удовлетворить физические потребности ребенка. Вследствие этого духовное развитие ребенка остается часто без внимания родителей, на него не хватает уже ни сил, ни времени.

Информация о работе Типология проблемных семей