Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:07, контрольная работа
Предмет – консультирование проблемных семей.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать проблемные семьи.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить типологию проблемных семей;
Провести эмпирическое исследование проблемных семей;
Сделать выводы.
Кроме того, семья нуждается в помощи и в вопросах общения с родителями, родственниками, особенно с теми, с которыми она вместе проживает. В результате роста количества разводов, нестабильности и деформации брака социальной помощи нуждаются семьи, которые не в состоянии обеспечивать должный уровень семейного воспитания и в которых создаются предпосылки для негативного направления в формировании личности ребенка. Это так называемые неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют спиртным, ведут аморальный образ жизни; неполные семьи; семьи, где между родителями, родителями и детьми имеют место постоянные конфликты; семьи с низким морально-культурным уровнем родителей; внешне благополучные семьи, то есть семьи, где при нормальных экономически-бытовых условий и наличия обоих родителей складываются неблагоприятные условия для воспитания детей вследствие педагогической необразованности и низкой педагогической культуры родителей, причем, педагогические ошибки родителей носят стабильный характер. Поэтому встает задача о подготовке родителей к качественного выполнения родительских обязанностей.
Социальной, педагогической и психологической помощи нуждаются также семьи группы риска, к которым на данном этапе развития общества мы относим многодетные семьи, одиноких матерей, несовершеннолетних матерей, семьи с детьми-инвалидами, родителями-инвалидами, малообеспеченные семьи.
Рекреативная функция семьи - это организация свободного времени и отдыха семьи. Рекреативная деятельность семьи осуществляется в будние и выходные дни, а также во время отпуска. Она выполняет роль сохранения семьи как целостной единицы, укрепляет семью, закрепляет лучшие традиции, имеет большое значение в воспитании детей, эмоциональном единении супругов. Кроме того, эта функция имеет значение для развития интересов и потребностей личности, выполняет культурную роль, формируя, развивая и воспитывая культурные, моральные и, духовные ценности и нормы. В стабильной семьи эта функция постоянно трансформируется и развивается. В дезорганизованный семьях эта функция по сути разрушается или выполняется частично. Это наблюдается и в повседневной жизни, когда члены семьи возвращаются домой с работы. В этот период свободное время семьи предназначенный для восстановления физических, моральных и эмоциональных сил, потраченных в течение трудового дня. Помимо восстановления потраченных сил, человек должен позаботиться о своем духовном и интеллектуальное развитие. И очень важно, чтобы это касалось каждого из супругов и детей. Во время отпуска почти все время можно посвятить досугу, что может больше способствовать развитию личности. 5
Проблема реализации рекреативной функции молодой семьи заключается в том, что сейчас ограничены условия для рационального проведения свободного времени. Ведь финансовые проблемы, о чем мы уже упоминали, не дают возможности посещать кино, театры, концерты, выставки, музеи, кафе и рестораны, реализовывать свои потребности в отдыхе, оздоравливать семью в санаториях, домах отдыха, на море, отправлять детей в летний лагерь, путешествовать. Самый реальный способ отдыха - поехать к родителям в село, родственников или знакомых. Следовательно, семья имеет очень ограниченные возможности для духовного развития своих членов. Неудовлетворительные жилищные условия современной молодой семьи и вынужденность проводить свой досуг в основном дома могут приводить к раздражительности, негативного стереотипа поведения в семье.
Итак, мы рассмотрели основные формы жизнедеятельности семьи - ее функции. Как видно из сделанного анализа, все функции между собой тесно связаны. Невозможность выполнения семьей одной функции ведет за собой просчеты в исполнении другой функции. Поэтому для поддержки и развития нормальной жизнедеятельности семьи необходима государственная политика, которая должна быть направлена на постоянное совершенствование условий для реализации экономического и духовного потенциала семьи и должен стремиться к тому, чтобы наименьшее количество семей нуждалась в помощи, льгот, бесплатных услуг и т.д. Для этого следует постоянно стимулировать внутренние резервы семьи (экономические, демографические, воспитательные, рекреативную), а также помогать реализовать их.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны четыре статуса семьи: социально-экономический (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический (благоприятный психологический климат), социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой (отношение к ребенку и его проблемам). 6
Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести: благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т. д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Л. М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.
2. Структурные изменения в
3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д.
4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность/неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как различно и содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи, оказываемой конкретной семье.
Галагузова М. А. выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:
1. Благополучные семьи успешно
справляются со своими
2. Семьи группы риска
3. Неблагополучные семьи, имея низкий
социальный статус в какой-
4. Асоциальные семьи. Семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.7
Алмазов Б. Н. также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:
— семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;
— конфликтные семьи. В таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
— нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;
— педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д.
Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Из опроса 304 старшеклассников г. Минска следует, что только 43 % опрошенных считают свою семью дружной и сплоченной, у 54 % подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33 % — с матерями. В конфликтных семьях, порождающих трудных детей, дело обстоит еще сложнее.
Получены следующие результаты: 48,2 % респондентов подвергались физическим наказаниям со стороны родителей, 77 % — оскорблениям со стороны учителей; 36,4 % ответили, что учителя использовали телесные наказания; 66,7 % подверглись унижениям и издевательствам со стороны сверстников. Исследователи подчеркивают: настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни».
Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это, естественно, привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и других ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений.
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. 8
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).