Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:07, контрольная работа
Предмет – консультирование проблемных семей.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать проблемные семьи.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить типологию проблемных семей;
Провести эмпирическое исследование проблемных семей;
Сделать выводы.
Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:
— психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;
— педагогические поручения, например: организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.;
— педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.
Объектом воздействия социального педагога
могут быть все взрослые члены семьи, ребенок
и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах
ребенка, социальный педагог призван оказывать
необходимую помощь и поддержку семье.
В его задачи входит установление контактов
с семьей, выявление проблем и трудностей
семьи, стимулирование членов семьи к
участию в совместной деятельности, оказание
посреднических услуг в установлении
связей с другими специалистами (психологами,
медицинскими работниками, представителями
правоохранительных органов и органов
опеки и попечительства и др.). Специалисты
в области социальной педагогики (М. А.
Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Е. Я. Тищенко,
В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность
социального педагога с семьей протекает
по трем направлениям: образовательному,
психологическому, посредническому. Рассмотрим
названные направления работы.
Предметом социально-педагогического консультирования являются:
- в сфере жизнеобеспечения - трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.;
- в сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;
- в сфере семейного здоровья - диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т. д.;
- в сфере духовного и
- в сфере воспитания детей - решение
проблем школьной дезадаптации,
диагностика и коррекция
- в сфере внутренних и внешних
коммуникаций семьи - восстановление
новых позитивных социальных
связей, разрешение конфликтов, гармонизация
детско-родительских и
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная.
Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.
Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.
Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами, невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относиться к каждому члену семьи, понимать его и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.
Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер.
1. Установление контакта. На этом
этапе важно создание
2. Сбор информации. Уточняются проблемы
семьи, то, как они видятся участникам
процесса. Важно, чтобы консультант
выделял эмоциональные и
3. Определение целей
4. Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.
5. Обобщение. На этом этапе подводятся
итоги работы, обобщаются достигнутые
во время консультации
Таким образом, рассмотренные основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи. 9Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяет назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и на общественном уровнях:
- упрочение положения семьи
в условиях развития
- расширение сети семейных
- диагностика семейного
Семья - это социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, состоящие в браке, их детей (собственных или приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет сою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей. Семья всегда выступает моделью конкретного исторического периода развития общества, отражает его экономические, нравственные и духовные противоречия. Итак, современные экономические преобразования, демографические проблемы, кризис в политике, культуре - все это отражается на жизнедеятельности современной семьи, при этом углубляется ее дезорганизация.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений.
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей.
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.
Описание выборки.
В экспериментальном исследовании принимало участие 10 супружеских пар:
N п/п Имя Возраст Стаж семейной Брак Профессия
Татьяна
35
Надежда
39
3. Андрей 32 11 1 брак конструктор
Светлана
30
Надежда
38
Елена
38
Геннадий
37
Наташа
37
8. Геннадий 38 3 2 брак водитель
Елена
32
Галина
30
10. Игорь 28 9 1 брак продавец
Лариса
28
Методики исследования: