Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования : овладеть навыками диагностики и коррекции уровня тревожности.
Объект исследования : эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования : уровень тревожности.
Введение……………………………………………………………………3-5 стр.
Глава I. Теоретические основы психологии тревожности…………….6-16 стр.
1.1 Основание для классификации психических состояний………………6 стр.
Определение психического состояния……………………………..6- 16 стр.
1.2 Состояние и виды тревожности……………………………...17-25 стр.
Состояние тревожности…………………………………………….17-19 стр.
Определенный уровень тревожности и виды тревожности по З.Фрейду…………………………………………………………………19-25 стр.
1.3Обоснование методов и методик…………………………………..26-32 стр.
Глава II Эмпирическое исследование уровня тревожности личности
2.1 Описание хода исследования. Классификация испытуемых …………………………………………………...33-36 стр.
2.2 Психолого-педагогические приемы и средства по работе психолога с лицами с повышенным уровнем тревожности………………………….37-41 стр.
Заключение………………………………………………………………41-44 стр.
Список литературы
Приложения
По мнению некоторых исследователей, в структуру психического состояния включаются цель деятельности, особенности направленности личности, оценка человеком данной ситуации, предвидение результата деятельности, общая напряженность, общий функциональный уровень, соотношение доминирующих и заторможенных психических компонентов и их организация в данной структуре. При этом отмечается, что одна и та же структура психического состояния в зависимости от ситуации может изменяться. В структуру психических состояний также включаются аффективные, когнитивные, волевые и мнемические компоненты, мотивационные, эмоциональные, активационные процессы. Такие примеры можно продолжить и дальше. Приведенные высказывания дают основание заключить, что структура целостного системного явления может изменяться в процессе функционирования, а также что структура – это набор компонентов или процессов системного явления.
Если же обратиться к положениям теории систем и теории регулирования, то под структурным основанием самоуправляемой системы понимается энергетическая и информационные составляющие, обеспечивающие жизнедеятельность биологической системы. В классической теории надежности, а также в инженерно-психологических теориях надежности человека-оператора под структурным основанием понимается тот элементный состав, без которого существование объекта или деятельность человека в данных условиях принципиально невозможна, т. е. это то, что необходимо для существования объекта, в том числе для возможности выполнения деятельности человеком-оператором. П. К. Анохин неоднократно подчеркивал, что цель функциональной системы в конкретной момент времени может изменять качественное своеобразие связи (т. е. информационного взаимодействия) между структурными элементами и это может приводить к изменению функций структурных элементов в данной ситуации, но структура системы остается неизменной. [ Теория функциональных систем,1970. С 192-194 ]
Такая позиция, по сути, высказывается многими исследователями, затрагивающими проблему психических состояний. В состав психического состояния включаются показатели психических процессов, физиологических реакций, переживания и поведение. Подчеркивается неотделимость друг от друга переживаний и физиологических изменений в организме. Психологический и физиологический аспекты психического состояния рассматриваются составляющими одного и того же явления. Приведем высказывания авторов, позиции которых позволяют сформулировать основные положения структуры психического состояния.
Е. П. Ильин, определяя состояние как системную реакцию, включает в структуру три уровня регулирования, которые образуют функциональную систему: психический – переживания; физиологический – соматика и вегетатика и третий – поведение человека. Состояние как целостная реакция личности в конкретной ситуации связано с формированием определенной функциональной системы, включающей переживания, гуморальную регуляцию со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы и двигательные уровни.
Т. А. Немчин в структуре психического состояния выделяет два блока – информационный и энергетический. Информация о диспозиции личности и параметрах ожидаемого (потребного) результата стимулирует структуры мозга, которые запускают активационные процессы соматической регуляции и обеспечивают энергетическую основу адаптации, приспособления к ситуации.
В. А. Ганзен выделяет три структурных элемента описания психического состояния – уровневость, субъективность-объективность и степень обобщенности. Первый элемент структуры подразумевает уровни организации функционирования соматики и психики человека: физиологический (включает нейрофизиологические, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций); психофизиологический (это вегетативные реакции, изменения психомоторики и сенсорики); психологический (особенности протекания психических функций и настроения); социально-психологический (здесь рассматриваются характеристики поведения, деятельности, отношения и сознания). Второй элемент структуры раскрывает наличие субъективной и объективной сторон психического состояния: субъективная – переживания, объективная – все то, что регистрируется исследователем. Третий элемент образуют три группы характеристик – общие, особенные и индивидные проявления личности в конкретной ситуации.[ Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека//Психические состояния/Под ред. А. А. Крылова.1981.]
А. О. Прохоров ставит вопрос о различиях в структурно-функциональной организации кратковременных и длительных психических состояниях, но «комплексы энергетических составляющих позволяют говорить о единой энергоинформационной структуре состояний». Принципиальность различий заключается в уровне энергетической составляющей состояния. В случае кратковременных состояний – высокий энергетический потенциал и поддержание высокой активности и эффективности всех подсистем целостной организации человека при осуществлении целенаправленной деятельности. При длительных состояниях – низкий уровень энергетической составляющей, который характеризуется комплексами пассивности, тяжести, напряженности переживаний, низким уровнем психической активности.
Таким образом, в качестве базовой основы структуры психического состояния следует выделять энергетическую и информационную составляющие. Информационная составляющая – это процессы субъективного отражения действительности. Энергетическая составляющая представляет собой совокупность биохимических и физиологических процессов в организме. В предыдущем параграфе рассмотрен процесс протекания приспособительной реакции личности на изменение внешних или внутренних условий, заключающийся в функциональном взаимодействии уровней функционирования соматики и психики человека – биохимического, физиологического, психического, социально-психологического, функциональное взаимодействие которых и составляет структуру психического состояния. Напомним позицию В. Н. Мясищева. Уровень активации центральной нервной системы, следствием которого является «уровень активности-пассивности нервно-психической деятельности», – это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая – это отношение субъекта, выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами или особенностями ситуации.
Вопросы структуры и функций тесно взаимосвязаны. Это основа организации функционирования любого целостного явления. В психологической литературе дается чрезвычайно широкий перечень функций психического состояния, ставится вопрос о «многофункциональности психического состояния». Разными авторами называются следующие функции: регулирования или регуляторная; интеграции психических процессов и психологических свойств; дифференциации психических состояний; отражения и организации психических процессов и формирования качеств личности; замещения недостатка информации; организующая и дезорганизующая; ориентирования в среде; оценки степени совпадения полученного результата и цели деятельности; согласование потребностей и устремлений с возможностями и ресурсами индивида; уравновешивания человека с внешней средой и т. д. Из приведенного перечня можно сделать одно важное заключение. Роль и значение психического состояния в функционировании соматики и психики, поведении, деятельности и жизнедеятельности человека чрезвычайно велика. Еще раз обратимся к положениям теории систем. Психика в целом представляет собой функциональную систему. Если же в такой системе выделяются категории психических явлений, то они рассматриваются структурными элементами системы. В этом случае каждая категория должна выполнять свои функции, несводимые к функциям других категорий.
Не вдаваясь в анализ, какие из перечисленных функций могут выполняться одной из трех категорий психических явлений, попробуем ответить на вопрос: какая функция не может выполняться психическими процессами и психическими свойствами? И такой функцией оказывается «уравновешивание» человека с постоянно изменяющейся внешней средой. Следует отметить, что ряд авторов, ставя вопрос о функциях психического состояния, выделяют главную, и в качестве такой называется именно функция уравновешивания. Функция уравновешивания заключается в активной организации процесса взаимодействия человека с конкретными объективными условиями. Уравновешенность – это сохранение характера динамики и взаимодействия подсистем психики и сомы в промежутках времени между двумя последовательными, значимыми для субъекта изменениями среды. Уравновешенность субъекта с социальной и предметной средой обеспечивает адекватность регуляторных процессов. И дальше авторы заключают, что в зависимости от ситуации и личностного смысла функция уравновешивания может реализоваться в интеграции или дезинтеграции психики и соматики, активизации или торможении психической активности, развитии или самосохранения.[ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: 1998.]
В заключение приведем
Вывод:
1. В данной главе мы рассмотрели понятие «классификация».
2. Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам. Необходимость классифицировать изучаемое явление это своего рода упорядочивание разнообразных фактов проявления изучаемого явления, на основе которого становится возможным выделение общих положений его существования – структуры, функций, компонентного состава.
3. Рассмотрение классификации психических состояний по Н. Д. Левитову и описание внутренней структуры психических состояний в работах В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко.
4. Рассмотрение структуры психических
состояний по Т. А. Немчину, а также различия в структурно-функциональной
организации кратковременных и длительных
психических состояниях по А. О. Прохорову.
1.2 Состояние и виды тревожности
Состояние тревожности
Существует широкий спектр различных определений тревоги и тревожности. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя ещё полвека назад это различие было неочевидным. Сейчас эта дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии [Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: 1998.].
В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [Краткий психологический словарь].
В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».[ Прикладная психология. - 1999. - № 1. - С. 41-47.]
Тревожность (англ. anxiety ) —
Вопрос о причинах тревожности открыт; в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу ( свойства н . с .), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. Выделяется устойчивая тревожность — частная , «связанная» (школьная, экзаменационная, межличностная и др.) и общая , «разлитая», свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и неадекватная тревожность, или собственно тревожность — в благополучных для индивида областях действительности ( Л . И .Божович , В. Р. Кисловская).
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может явиться предвестником невроза , а также его симптомом и механизмом развития.[Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, стр. 234 ].
"...Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом...." [А. М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика»,стр. 1].
Эмоции и чувства представляют
собой отражение реальной действительности в форме
переживаний. Различные формы переживания
чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы,
страсти и д. р.) образуют в совокупности
эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие
виды чувств, как нравственные, интеллектуальные
и эстетические. По классификации, предложенной
К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные
и производные.
К фундаментальным относят:
1)интерес-волнение,
2)радость,
3)удивление,
4)горе-страдание,
5)гнев,
6)отвращение,
7) презрение,
8)страх,
9)стыд,
10)вину.
Остальные – производные. Из
соединения фундаментальных эмоций возникает
такое комплексное эмоциональное состояние,
как тревожность, которая может сочетать
в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
[Психология эмоций, 160 с. ]
“Тревожность – это склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся
низким порогом возникновения реакции
тревоги: один из основных параметров
индивидуальных различий”.[ Немов Р. С. Психология: Учеб.
Пособие для студентов высш. пед. учеб.
заведений , 1998. – 632 с].
Определенный уровень тревожности
и виды тревожности по З. Фрейду.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.