Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования : овладеть навыками диагностики и коррекции уровня тревожности.
Объект исследования : эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования : уровень тревожности.
Введение……………………………………………………………………3-5 стр.
Глава I. Теоретические основы психологии тревожности…………….6-16 стр.
1.1 Основание для классификации психических состояний………………6 стр.
Определение психического состояния……………………………..6- 16 стр.
1.2 Состояние и виды тревожности……………………………...17-25 стр.
Состояние тревожности…………………………………………….17-19 стр.
Определенный уровень тревожности и виды тревожности по З.Фрейду…………………………………………………………………19-25 стр.
1.3Обоснование методов и методик…………………………………..26-32 стр.
Глава II Эмпирическое исследование уровня тревожности личности
2.1 Описание хода исследования. Классификация испытуемых …………………………………………………...33-36 стр.
2.2 Психолого-педагогические приемы и средства по работе психолога с лицами с повышенным уровнем тревожности………………………….37-41 стр.
Заключение………………………………………………………………41-44 стр.
Список литературы
Приложения
2.2 Психолого-педагогические
приемы и средства по работе
психолога с лицами с
Существуют несколько групп источников и причин возникновения и развития тревожности. Эти группы условно можно разделить на психофизиологические, генетически (биологически) предопределенные, наследственные причины и источники, т.е. те, что даны индивиду изначально, а также на социальные источники и причины, которые приводят к возникновению и развитию тревожности в результате взаимодействия индивида в социальной среде.
В настоящее время для диагностики тревожности используются разнообразные методические подходы, среди которых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением, экспертные опросы, тесты-опросники и проективные тесты. При этом каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и ограничения (Бурлачук JI. Ф., Морозов С. М., 1999).
Ситуативная тревожность является динамичным образованием, вследствие чего становятся возможными её регуляция и коррекция. При определенных условиях за относительно короткий промежуток времени возможно существенное снижение уровня ситуативной тревожности личности.
В связи с этим, актуальна профилактика тревожности, заключающаяся в применении специальных психологических средствах снижения уровня тревожности (в том числе и ситуативной) и научении способам снижения тревожности. Это необходимо для нормального эмоционального развития личности, её успешной адаптации в среде, в которой проходит её жизнедеятельность. Особую актуальность эта необходимость приобретает при работе с людьми, имеющими высокий уровень тревожности.
Метод наблюдения позволяет собрать информацию о разнообразных проявлениях тревожности в поведении, причем даже в том случае, если эта тревожность им самим не осознается. Однако проведение наблюдения — очень трудоемкое мероприятие, требующее от психолога максимальной сосредоточенности. Кроме того, отсутствие стандартизированной процедуры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, затрудняет интерпретацию полученных результатов.
Метод экспертных опросов позволяет определить интенсивность проявления тревожности во взаимодействии личности со значимыми другими. Таким образом, диагностические данные приобретают дополнительный объем. Однако достоверность этих данных напрямую зависит от социально-перцептивных способностей субъекта оценивания, то есть способности психолога заметить признаки тревожности в поведении того или иного субъекта (или их отсутствие — ведь возможен и эффект приписывания несуществующей тревожности).
Стандартизированные опросники тревожности позволяют получить количественные эквиваленты выраженности различных видов тревожности в структуре эмоциональных свойств личности, что облегчает процедуру их обработки, интерпретацию полученных данных и сопоставление различных тестируемых групп. В то же время, к недостаткам такого типа методов можно отнести их зависимость от уровня развития рефлексии испытуемых, с одной стороны, и от их стремления продемонстрировать социально желательные образцы поведения, с другой.
Стандартизированные проективные методики во многом позволяют избежать эффекта социальной желательности. Но их проведение требует индивидуального общения с каждым испытуемым, что при фронтальной диагностике очень трудоемко. Кроме того, использовать такие методики с испытуемыми затруднительно в силу зачастую присущего им стремления к демонстрации той или иной жизненной позиции, собственного остроумия и т. д., искажающих полученные результаты.
Рисуночные проективные методы не имеют возрастных ограничений, благодаря чему являются универсальным психодиагностическим средством, позволяющим исследовать те аспекты отношений испытуемого к миру или самому себе, в которых он не отдает себе отчета, или же, замечая их, стремится скрыть от других людей (как вариант — от психолога). Однако у этих методов также есть вполне очевидные недостатки. К их числу можно отнести отсутствие стандартизированной процедуры обработки и интерпретации данных, что ставит точность интерпретации результатов в зависимость от опыта психолога и тем самым снижает достоверность полученных результатов. То же касается и потенциальной сопоставимости данных, полученных с помощью методик такого рода.[Микляева А. В., Румянцева П. В. «Школьная тревожность» 53-55 стр. ]
К психологическим средствам регуляции психических состояний личности (в том числе и ситуативной тревожности) можно отнести социально-психологический тренинг, коммуникативные и сюжетно-ролевые игры. Большинство исследователей указывает на эффективность применения социально-психологического тренинга для регуляции ситуативной тревожности, развития способностей, личностных качеств, умений и навыков. Вместе с тем, подчеркивается эффективность групповых методов работы при проведении социально-психологического тренинга. Эта тенденция характерна и для коммуникативных и сюжетно-ролевых игр.
Вышеуказанные средства доказывают свою эффективность при их системном применении в условиях временного коллектива на фоне специально организованной, совместной, творчески ориентированной деятельности. Психологическое содержание социально-психологического тренинга, коммуникативных и сюжетно ролевых игр как средств снижения ситуативной тревожности является феноменом, который позволяет утверждать, что групповые формы регулирующего воздействия в условиях временного коллектива доказывают свою эффективность. Она становится возможной в силу того, что при воздействии на всю группу мы оказываем влияние на каждого отдельного её члена. В связи с этим выявлена динамика ситуативной тревожности, которая прослеживается в устойчивом снижении её уровня как в период регулирующего воздействия, так и после.
Вывод:
Заключение
Вопрос изучения динамики тревожности у курсантов является крайне важным для стабилизации успешности подростка в учебной и иной деятельности.
Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, частоте распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в последнее десятилетие.
Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Как любое сложное психологическое явление, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный и эмоциональный аспекты, при доминировании эмоционального.
Проведенная работа показала, что существуют некоторые факторы тревожности как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности и именно они являются выражением неудовлетворения значимых потребностей человека.
Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных или с экзаменационными испытаниями, или c повышенной эмоциональной или физической нагруженностью, порожденной причинами иного характера.
Ч. Д. Спилбергер, исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность.
Ситуационная тревожность - это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.
Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.
Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.
Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.
Обычно, тревожные курсанты - это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У курсантов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.
Таким образом, в данной курсовой работе мы рассмотрели понятие тревожности, виды и то, как влияет высокий уровень тревожности на личность курсантов. Так же, мы провели исследование уровня тревожности курсантов-юношей и курсантов-девушек, сравнили полученные результаты с помощью таблиц и математической статистики. Получив результаты качественной и количественной обработки, можно утверждать, что гипотезы подтвердились. А значит, что различия уровня тревожности у курсантов-юношей и у курсантов-девушек - есть.
Список литературы
1. Айзенк, Х., Психологические теории тревожности: учебник для вузов/ Под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001.-247с.
2.Астанов В.М. Тревога и тревожность.Хрестоматия, первое издание,2001 г.
3. Габдреева, Г. Ш, Практикум по психологии состояний: учебное пособие/ Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова.-М.: Речь, 2004.-480с.
4. Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека//Психические состояния/Под ред. А. А. Крылова.1981.
5. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ, 1995.
6. Левитов Н. Д. «О психических состояниях человека». М, 1964. С. 18-21; 34-35.
7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, стр. 234 8. 8.Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.
9.Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: 1997.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1998.
11.Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений , 1998. – 632 с
12.Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. - М.: “ВЛАДОС”. - 1999г.
13. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
14. Петровский А.В., Ярошенко М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001.