Тренировка памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ".

Содержание

Введение. 3
Классификация видов памяти 7
Классификация видов памяти по характеру психической активности 7
Двигательная память 7
Эмоциональная память 8
Образная память 8
Словесно-логическая 9
Классификация памяти по характеру целей деятельности 10
Долговременная память 12
Основные процессы и механизмы памяти 13
Запоминание 14
Механическое запоминание 15
Сохранение 17
Воспроизведение и узнавание 18
Забывание 20
Ассоциации 23
Развитие памяти. Мнемоника. 24
Основные приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания: 25
Заключение. 33
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Тренировка памятиd.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

ИрГУПС

Реферат по дисциплине Информационная культура на тему:

"Тренировка памяти"

Выполнила:

студентка группы

Башкирова В.А.

Проверила: Плюта Н. В.

Иркутск

2011

Содержание:

  • Введение. 3
  • Классификация видов памяти 7
  • Классификация видов памяти по характеру психической активности 7
    • Двигательная память 7
    • Эмоциональная память 8
    • Образная память 8
    • Словесно-логическая 9
  • Классификация памяти по характеру целей деятельности 10
    • Долговременная память 12
  • Основные процессы и механизмы памяти 13
    • Запоминание 14
    • Механическое запоминание 15
    • Сохранение 17
    • Воспроизведение и узнавание 18
    • Забывание 20
  • Ассоциации 23
  • Развитие памяти. Мнемоника. 24
    • Основные приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания: 25
  • Заключение. 33
  • Список использованной литературы 35

Введение

Память - самая  долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Для каждого  из нас память уникальна. Память позволяет  нам осознавать и собственную  индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек  утрачивает собственное " я ", перестает  существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающие клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при  необходимости и возможности  воспроизводятся.

"Без памяти, - писал Рубинштейн - мы бы существовали  мгновения. Наше прошлое было  бы мертво для будущего. Настоящее  по мере его протекания, безвозвратно  исчезло бы в прошлом".

Память лежит  в основе способностей человека и  является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

Более точно  и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения  информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и "интеллектуальных умений". Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. (Голубев "Индиви-дуальные особенности памяти" М. "Педагогика" 1980г.)

Индивидуальные  различия всегда универсальные. В животном мире они могут перекрывать видовые  различия, а у людей в размах этих различий столь велик, что от них нельзя отвлекаться, поскольку конкретное проявление любого общего закона всегда включает в себя "фактор личности" и "фактор индивидуальности". Так подчёркивая актуальность разработки данного направления. (Б.М.Теплов)

Размах индивидуальных различий памяти человека весьма велик случай выдающихся памяти наблюдаются не только у мнемистов профессионалов, но и музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий.

Даже в обычных  группах людей индивидуальные различия памяти значительны. Эти различия носят количественные и качественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания.

Поэтому исследование данной проблемы является важным и  необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Т.к. память является важнейшей определяющей характеристикой  психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что "было в прошлом". Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие: "человек остался бы вечно в положении новорожденного". (И.М.Сетченов).

Будучи важнейшей  характеристикой всех психологических  процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Классификация видов памяти

Существует несколько  основных подходов в классификации  памяти. В настоящее время в  качестве наиболее общего основания  для выделения различных ви-дов  памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенно-стей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Классификация видов памяти по характеру  психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя-ти не существу-ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память -- это запоминание, сохранение и воспроизведение  различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.

Наиболее  точно движения воспроизводятся  в тех условиях, в которых они  выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто производим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом пли с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности.

Эмоциональная память -- это память на чувства. Данный вид  памяти заключается  в нашей способности  запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о  том, как удовлетворяются  наши потребности  и интересы, как  осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память очень важна в жизни и деятельности каждого челове-ка. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про-шлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных представлений. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

Образная  память -- это запоминание, сохра-нение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся пред-метов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности,

которые характер-ны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустой-чивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому вос-произведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение  представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усилива-ются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения  образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Многие  исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память. Подобное разде-ление связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Словесно-логическая память выражается в  запоминании и  воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас и про-цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью  данного вида памяти является то, что  мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится  только смысл данного  материала, а точное сохра-нение подлинных  выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение  мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем  случае материал вообще не подвергается смысловой  обработке, то буквальное заучивание его оказывается  уже не логическим, а механическим запоминанием.

Развитие  обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает  иногда с большей  легкостью, чем у  взрослых. В то же время в запоминании  смысла взрослые, наобо-рот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла, прежде всего, запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае, очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, по гораздо хуже запоминают смысл.

Информация о работе Тренировка памяти