Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:01, реферат
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ".
Введение. 3
Классификация видов памяти 7
Классификация видов памяти по характеру психической активности 7
Двигательная память 7
Эмоциональная память 8
Образная память 8
Словесно-логическая 9
Классификация памяти по характеру целей деятельности 10
Долговременная память 12
Основные процессы и механизмы памяти 13
Запоминание 14
Механическое запоминание 15
Сохранение 17
Воспроизведение и узнавание 18
Забывание 20
Ассоциации 23
Развитие памяти. Мнемоника. 24
Основные приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания: 25
Заключение. 33
Список использованной литературы 35
в)
Соощущения. Возьмите
пять дощечек с
наклеенными на них
различными материалами.
Попросите, чтобы
Вам подобранными
заранее предме-тами
ударяли, допустим, о
стол. В это время Вы
должны, по-ложив правую
руку поочередно на
каждую из дощечек, восприни-мать
и запоминать (один звук -
одну дощечку). Например,
о стол ударили стеклянным
предметом, соответственно
Вы услышали удар стекла
о стол. В это же время
Вы рукой воспринимаете
клеен-ку, наклеенную
на дощечку. Представьте,
что Вы касаетесь с зак-рытыми
глазами клеенки, которая
при каждом прикосновении
изда-ет "стеклянный"
звук, т.е. Вы можете
представить, скажем,
рюмку, сделанную из
клеенки, и таким образом
запомнить ощущение.
Затем, когда Вы будете
воспроизводить этот
образ, Вы сможете считать
звук и материал. Цель
упражнения - достигнуть
состояния, когда Вы
будете воспринимать
звук в виде тактильных
и слуховых ощущений,
т.е. при восприятии
определенного звука
Вы должны ощутить прикос-новение
соответствующего материала.
14. Развитие вкусового воображения.
Тренировка вкусовых ощущений. Сконцентрируйте внимание на кончике языка в течение одной -двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте гла-за, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуй-те сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответству-ющие вкусовые ощущения по предложенной схеме. Вы должны достигнуть следующего: представив пред-мет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и од-новременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем это должно происходить неосознанно.
15. Развитие обонятельного воображения.
а) Сконцентрируйте
внимание на кончике носа и постарайтесь
представить запах лимона, розы и
т.д. На начальном этапе уп-ражнение
выполняется с закрытыми
б) Возьмите несколько предметов с различными запахами и поп-робуйте их запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, лег-кий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосоз-нанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение или представление.
16. Запоминание
текстовой информации
1. Возьмите два
карандаша (красный и синий). Прочитывая
текст, подчеркните красным
2. Проверьте,
связаны ли логическим
3. Выпишите слова
на отдельный лист и
4. Составьте
с ним рассказ и
5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в во-ображении).
6. Теперь вызывайте
слово за словом в воображении
и по ним воспроизводите текст.
Заключение.
Память человека - одно из важнейших направлений исследований как психологии, так и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.
С развитием кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных систем.
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.
Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.
С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще неизучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.