Тренировка памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ".

Содержание

Введение. 3
Классификация видов памяти 7
Классификация видов памяти по характеру психической активности 7
Двигательная память 7
Эмоциональная память 8
Образная память 8
Словесно-логическая 9
Классификация памяти по характеру целей деятельности 10
Долговременная память 12
Основные процессы и механизмы памяти 13
Запоминание 14
Механическое запоминание 15
Сохранение 17
Воспроизведение и узнавание 18
Забывание 20
Ассоциации 23
Развитие памяти. Мнемоника. 24
Основные приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания: 25
Заключение. 33
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Тренировка памятиd.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

в) Соощущения. Возьмите пять дощечек с  наклеенными на них  различными материалами. Попросите, чтобы  Вам подобранными заранее предме-тами ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, по-ложив правую руку поочередно на каждую из дощечек, восприни-мать и запоминать (один звук - одну дощечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеен-ку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с зак-рытыми глазами клеенки, которая при каждом прикосновении изда-ет "стеклянный" звук, т.е. Вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал. Цель упражнения - достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикос-новение соответствующего материала. 

14. Развитие вкусового  воображения. 

Тренировка вкусовых ощущений. Сконцентрируйте внимание на кончике языка в течение  одной -двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте гла-за, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуй-те сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответству-ющие вкусовые ощущения по предложенной схеме. Вы должны достигнуть следующего: представив пред-мет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и од-новременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем это должно происходить неосознанно.

15. Развитие обонятельного  воображения. 

а) Сконцентрируйте  внимание на кончике носа и постарайтесь представить запах лимона, розы и  т.д. На начальном этапе уп-ражнение выполняется с закрытыми глазами. Глаза смотрят пря-мо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется только внимание. Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объ-ект в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положи-те перед собой на расстоянии полуметра. Теперь, концентрируя внимание на кончике носа, старайтесь вызвать запах этого предмета. Если это удалось, откладывайте предмет все дальше и дальше, старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе уберите его. Теперь Вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, помогая тем самым вызвать запах этого предмета (соответственно в этот момент Вы должны концентрироваться на кончике носа).

б) Возьмите несколько  предметов с различными запахами и поп-робуйте их запомнить с  закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, лег-кий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосоз-нанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение или представление.

16. Запоминание  текстовой информации посредством  выделения ключевых слов и  установления связей между ними.

1. Возьмите два  карандаша (красный и синий). Прочитывая  текст, подчеркните красным карандашом  ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.

2. Проверьте,  связаны ли логическим переходом  эти сло-ва-опоры. Например: кран-стол. Мы понимаем, что идет описание  кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет,  поэтому выделите в таких местах дополнительные опоры синим карандашом.

3. Выпишите слова  на отдельный лист и подчеркните  опо-ры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, под-черкнутые  красным и синим цветом).

4. Составьте  с ним рассказ и воспроизведите  слова на дру-гом листке.

5. Сверьте с  контрольным листом, исправьте ошибки (в во-ображении).

6. Теперь вызывайте  слово за словом в воображении  и по ним воспроизводите текст.  После отработки таким образом  30-60 страниц текста процесс начинает  выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.

Заключение.

Память человека - одно из важнейших направлений  исследований как психологии, так  и биологии, физиологии, и, казалось бы, далеких от изучения человека различных  технико-матемтических наук. Исследование памяти, понимание ее функционирования не является сугубо теоретической задачей. Оно имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно из важнейших свойств человека, позволяющее ему ориентироваться в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение ею необходимыми в современном обществе знаниями и умениями, навыками.

С развитием  кибернетики, других направлений, работающих над созданием искусственного интеллекта изучение памяти стало необходимостью и для технических наук. Без понимания механизма функционирования мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных систем.

Не каждому  человеку от природы дана совершенная  память, способная освоить необходимую  ему информацию. Конечно можно  использовать для хранения и выборки  информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.

Поэтому так  важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного  потока поступающей информации.

С развитием  общества объем информации, которой  человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда-нибудь человеческий мозг уже не сможет вместить все что  ему нужно. Однако природа наделила нас громадными резервами памяти, многие из которых еще неизучены или даже неизвестны. Поэтому, как представляется в этом вопросе мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником.

Список  использованной литературы

1) Блонский П.П. [Текст]: Память и мышление. - М.: "Просвещение". - 2005. - 197с.

2) Пугач Ю.К. [Текст]: Развитие памяти. Система приемов. - Краснодар. - 2004. - 98с.

3) Маклаков А.Г. [Текст]: Общая психология. - СПб.: издат. "Питер". - 2001. - 326с.

4) Даниел Лапп [Текст]: Улучшение памяти в любом возрасте.- М.: изд. "Мир" 1993.

5) Каменская Б.И.  и Венн А.М. [Текст]: Память человека.- М.: издательство "Наука". - 1973г. -217с.

6) Бехтерева, Н. А. [Текст]: Механизмы управления  памятью.- М.: издательство "Наука" .- 1979. - 184с.

7) Лядиус, А.Р. [Текст]: Память в процессе  развития. - М.: изд. "Мир". - 1990. - 286с.

8) Хванливин, М.М. [Текст]: Функциональная и  структурная организация  памяти в норме  и патологии. - М.: 1999 . - 308с.

Информация о работе Тренировка памяти