Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:01, реферат
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ".
Введение. 3
Классификация видов памяти 7
Классификация видов памяти по характеру психической активности 7
Двигательная память 7
Эмоциональная память 8
Образная память 8
Словесно-логическая 9
Классификация памяти по характеру целей деятельности 10
Долговременная память 12
Основные процессы и механизмы памяти 13
Запоминание 14
Механическое запоминание 15
Сохранение 17
Воспроизведение и узнавание 18
Забывание 20
Ассоциации 23
Развитие памяти. Мнемоника. 24
Основные приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания: 25
Заключение. 33
Список использованной литературы 35
Объем как общих знаний в мире, так и по отдельным направлениям, специльностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и десятки раз. При этом этот объем постоянно увеличивается, пополняясь все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из необходимых задач для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от все более динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.
Рассмотрим практические рекомендации по развитию памяти и мнемонических процессов.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" -- о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация -- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова -- чтобы запомнить медицинские термины, "супинациям и "пронация", используют созвучную и шуточную фразу "суп несла и пролила" ).
4. Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук -- запомнить это будет легко, если вы вообразите их "персонажами" яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт -- "карандаш" в "очках" подходит к полной даме "люстре", на которую шаловливо влезает "стул", на обивке которого сверкают "звезды". Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по "методу связок", полезно сильно искажать пропорции (огромный "жук"); представлять предметы, в активном действии ("карандаш" подходит); увеличивать количество предметов (сотни "звезд"); менять местами функции предметов ("стул" на даме "люстре").
5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, -- все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе".
6. Метод тренировки зрительной памяти -- метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.
7. Запоминание слов связыванием их в рассказ.
Исходные положения:
образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;
они должны быть в движении;
связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе "похожести".
Пример запоминания логически не связанных слов (дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тет-радь, носки, воздух.):
Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, ко-торая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда отк-рываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дож-дя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватае-тесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикреп-ленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превраща-ясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сто-рону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпи-чей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.
8. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).
Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взле-теть, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запомина-нии определяется присутствием в образе большего обьема перво-го слова.
9. Оживление (метод запоминания).
Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. те-перь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупраж-нявшись с живыми существами, переходите к оживленным предме-там по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно предс-тавлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предме-тами.
10. Взаимодействие с образами (метод запоминания).
Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Предс-тавьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять расс-каз, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подгото-вить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета, ка-ких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетек-ли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.
11. "Перетекание"
Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинако-вый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощуще-ния, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. До-ведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоми-нания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страни-цы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).
12. Синхронизация тактильного и зрительного восприятия.
Приготовьте 30 дощечек размером 100х200мм и следующие ма-териалы: клеенка, вата, мягкая материя, жесткая, пшено, го-рох, спички и т.д. Наклейте один-два слоя на каждую дощеч-ку, приготовьте десять слов или открыток. Закройте глаза, положите одну руку на дощечку (крупу и т.д.). Попросите, чтобы продиктовали слова с паузой в 30 секунд или смотрите на открытки, составляя рассказ. Во время запоминания каждого слова или открыток проводите пальцами по разложенным без Вашего участия дощечкам. Одно слово или открытка - одна дощечка. После запоминания попросите, чтобы дощечки поменяли местами.
Ваша задача - воспроизвести слово, закрыть глаза и разло-жить дощечки по порядку, пользуясь тактильными ощущениями и словами, которые Вы будете воспроизводить в воображении.
Показателем того, что Вы достигли научного ре-зультата будет - называя слово, Вы неосознанно (на начальном этапе занятий нужно делать это осознанно) ощущаете прикосно-вение к телу дощечки, соответствующей этому слову. Вариации: выполняете ту же работу, только босыми ногами, щекой, приклады-вая дощечки на солнечное сплетение и т.д.
Необходимо проработать все тело. В течение указанного вре-мени рекомендуется запоминать информацию с помощью доще-чек, вызывая тактильные ощущения и вызывая такие же ощущения мысленно, не пользуясь дощечками (запоминайте таким образом открытки, слова, слайды и т.д.). Когда Вы достигнете указанного результата возвращайтесь к первому разделу и, представляя в воображении (то есть стараясь ярко видеть и подключать однов-ременно тактильные ощущения, четко чувствовать всем телом од-новременно), проработайте все упражнения от начала до кон-ца, проецируя требования, предъявляемые к образам на тактильные ощущения.
13. Развитие слухового воображения.
а) Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния "пустоты" в голове. Постарайтесь "услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактиль-ными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).
б) Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и "перетекает" в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело. Затем представьте, что со-вершенно иной тональности звук завладел одной из зон те-ла. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощущение "убирается" с тела.