Учебно-познавательная мотивация подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является выявление уровня учебно-познавательной мотивации и его различия в зависимости от половой принадлежности подростков.
Для достижения поставленной цели, мною будут решены следующие задачи:
1)Сбор, обобщение и систематизация результатов исследования проблемы, содержащихся в научной литературе
2)Эмпирическое исследование уровня учебно-познавательной мотивации у школьников 8 класса

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………4
Глава 1.Теоретический анализ особенностей учебно-
познавательной мотивации подростков
1.1.Мотивация учебной деятельности в школе………………13
1.2.Возрастные изменения мотивации обучения
школьников…………………………………………………….17
1.3.Формирование мотивации учения школьников………….24
Глава 2.Организация и методы исследования
2.1.Характеристика выборки…………………………………..25
2.2.Описание методов исследования………………………….25
Глава 3.Эмпирическое изучение особенностей учебно-
познавательной мотивации подростков
3.1.Описание результатов исследования……………….……..28
3.2.Эмпирическое изучение взаимосвязи …………………….29
3.3.Выводы………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………31
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 84.53 Кб (Скачать файл)

Анализируя средние результаты по методикам (7,3 по «Направленность на приобретение знаний» и 5,45 по «Направленность на отметку»), можно

сказать, что у испытуемых результат по первой методике выше среднего, а по

-27-

второй- средний.

Теперь построим гистограммы по результатам взятых мною двух методик. Первая-«Направленность на приобретение знаний» (рисунок №1) и «Направленность на отметку» (рисунок №2).

 

Рис.1. Гистограмма методики «Направленность на приобретение знаний»

По горизонтали отмечены границы  баллов, набранных по тесту; по вертикали- частота этих баллов.

Наибольшая частота в промежутке от 8 до 10 баллов, это показывает, что направленность на приобретение знаний у испытуемых достаточно высока.

 

 

 

 

 

-28-

Рис.2.Гистограмма методики «Направленность на отметку»

В этой методике наибольшая частота в промежутке от 4 до 6 баллов, что свидетельствует о невысокой направленности испытуемых на отметку.

Таким образом, можно сказать, что направленность на приобретение знаний у испытуемых выше, чем направленность на отметку, девочки больше ориентированы на отметку, чем мальчики.

3.2.Эмпирическое изучение  взаимосвязи

При сравнении результатов девочек и мальчиков методики «Направленность на приобретение знаний» по критерию Стьюдента для несвязанных выборок было выявлено, что различия между этими результатами статистически не значимы (tэмп.=0,82; tкр.0,05=2,07 ;tкр.0,01=2,82).

При сравнении результатов девочек и мальчиков методики «Направленность на отметку» по критерию Стьюдента для несвязанных выборок было обнаружено, что различия между этими результатами статистически не значимы (tэмп.=0,8tкр.0,05=2,07tкр.0,01=2,82).

-29-

При сравнении результатов методик «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» мальчиков по критерию Стьюдента для связанных выборок было выявлено, что различия не являются статистически значимыми (tэмп.=2,1;tкр.0,05=2,2;tкр.0,01=3,11).

При сравнении результатов методик «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» девочек по критерию Стьюдента для связанных выборок было обнаружено, что результаты в зоне неопределенности- не относятся к категории значимых, но и не относятся к категории не значимых (tэмп.=2,3;tкр.0,05=2,2;tкр.0,01=3,11).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у девочек по сравнению с мальчиками направленность на отметку выше.

3.3.Выводы

На основании проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1.В методике «Направленность  на приобретение знаний» статистически  значимых различий между мальчиками  и девочками нет, т.е. и те, и  другие также нацелены на приобретение  знаний

2.В методике «Направленность  на отметку» результаты при  статистической обработке показывают, что и мальчики и девочки  на одинаковом уровне нацелены  на отметку.

3.Для мальчиков одинаково  важны и знания и отметки, про  девочек же нельзя однозначно  сказать- нельзя сказать, что одинаково важно, но и не сказать, что нацелены на отметку.

4.У испытуемых направленность  на приобретение знаний выше  среднего, а на отметку- средняя.

Таким образом, гипотеза нашего исследования не подтвердилась, сни-

-30-

жения мотивации у подростков не обнаружена. Можно предположить, что это связано с тем, что с недавнего времени введена государственная итоговая аттестация школьников в 9 классе и единый государственный экзамен в 11 классе, этим и мотивированы подростки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-31-

Заключение

Целью данной курсовой работы было  выявление уровня учебно-познавательной мотивации и его различия в зависимости от половой принадлежности. Она была достигнута в процессе исследования темы.

В результате исследования выявлено, что средний результат по методике «Направленность на приобретение знаний» у девочек 7,25, а у мальчиков 7,42. Это результат выше среднего. В методике «Направленность на отметку» девочки набрали 5,8 баллов, а мальчики 5,1.Это средний результат.

Сравнение девочек и мальчиков по уровню важности приобретения знаний статистических различий не дало. Такой же результат оказался и при  сравнении важности отметки.

Также выяснилось, что для девочек важнее оценка, но при статистической проверке результат оказался в зоне неопределенности.

В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.

 

 

 

 

 

-32-

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков//Вопросы психологии.-2002.-№6.-С.38-45.

2.Акулина Н.Н. Влияние общего  интеллекта и мотивации на  успешность усвоения знаний//Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции.-Спб.,2003.

3.Ассев В.Г.  поведения и формирования  личности.-М.,2005.

4.Баканов Е.Н., Иванников В.А.О  природе побуждения//Вопросы психологии.-2006.-№4.

5.Божович Л.И.Личность и ее  формирование в детском возрасте.-М.:Педагогика,2002.-321 с.

6.Брунер Дж.О познавательном развитии: Исследование развития познавательной деятельности.-М.,2008.

7.Валеев Г.Х.Методология и методы  психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3-5х курсов педагогических вузов.-Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т,2009.-134 с.

8.Возрастная и педагогическая  психология: Учебник/ под. ред .Гамезо.-М.:Наука,2005.-176 с.

9.Выготский Л.С.Педагогическая  психология.-М.,2003.-340 с.

10.Гебос А.И.Психологические условия  формирования положительной мотивации  к учению//Воспитание, обучение, психологическое  развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР.Ч.1.-М.,2003.

11.Грабал В.Некоторые проблемы  мотивации учебной деятельности  учащихся//Вопросы психологии.-2007.-№1.

12.Дусавицкий А.К.Формула интереса.-М.,2005.-198 с.

13.Захаров А.И.Неврозы у детей  и психотерапия.-СПб.,2004.С.91.

-33-

14.Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.-СПб:Питер,2010.-512с.

15.Ильин Е.П.Сущность и структура  мотива//Психологический журнал.-2002.-№2.

16.Ковалев В.И.Мотивы поведения  и деятельности.-М.,2003.-232 с.

17.Кон И.С.Психология ранней юности.-М.,2010.-345с.

18.Леонтьев А.Н.Деятельность.Сознание.Личность.-М.:Просвещение,2002.-245с.

19.Леонтьев А.Н.Потребности, мотивы, эмоции.-М.,2003.-375с.

20.Магомед-Эминов М.Ш.Мотивация  достижения: структура и механизмы:Автореф.дис. …канд.-М.,2007.-142с.

21.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.Формирование мотивации учения.-М.,2006.-212с.

22.Мильман В.Э.Внутренняя и внешняя  мотивация учебной деятельности//Вопросы  психологии.-2003.-№5.

23.Морозова Н.Г.Учителю о познавательном  интересе//Психология и педагогика,№2,2006.-252с.

24.Москвичев С.Г.Проблема мотивации  в психологических исследованиях.-Киев,2008.-312с.

25.Немов Р.С.Психология.Учебник.-М.:Просвещение:ВЛАДОС,2007.-146с.

26.Подласый И.П.Педагогика: Новый  курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн.-М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2007.0Кн.1:Общие основы. Процесс обучения.-576с.

27.Соколова Е.Т.Мотивация и восприятие  в норме и патологии.-М.,2002.-234с.

28.Ушинский К.Д.Избранные педагогические  сочинения.-М.,2004.

29.Шацкий С.Т.Избранные педагогические  сочинения.-М.,2007.-Т.2-476с.

30.Vernon M.D/Human Motivation.-Cambridge,2004.-P.135.

-34-

31.Young P.T.Motivation of behavior.-N.Y.,2002.-P.376.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-35-

Приложение 1.

Методика «Направленность на приобретение знаний»

 
 
Текст опросника

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:  
 а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2. После получения хорошей отметки ты:  
 а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:  
 а) да;

б) нет.

4. Что для тебя учеба:  
 а) познание нового;

б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:  
 а) да;

б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:  
 а) да;

б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

                                                                  -36- 
 а) да;  
б) нет. 
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) да;

б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:  
 а) да;  
б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:  
а) да;  
б) нет. 
11. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:

а) учиться;  
б) болеть.

12. Что для тебя важнее — отметки или знания:  
 а) отметки;  
б) знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-37-

                                       Приложение 2.

 

Методика "Направленность на отметку"

Текст опросника

Вопросы

Да

Нет

1

Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?

   

2

Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?

   

3

Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?

   

4

Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?

   

5

Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?

   

6

Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?

   

7

Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?

   

8

После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно не спросят?

   

9

Тревожит ли тебя ожидание опроса?

   

10

Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?

   

11

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать что отметку за ответ не поставят?

   

12

После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?

   

 

 

 

 

 

 

-38-

                                                                                                Приложение 3.

1.Сравнение результатов  девочек и мальчиков методики  «Направленность на приобретение  знаний» по t-критерию Стьюдента для несвязанных выборок.

Х1

Х2

Х1-Х1ср.

Х2-Х2ср.

(Х1-Х1ср.)2

(Х2-Х2ср.)2

10

9

2,58

1,75

6,6564

3,0625

4

10

-3,42

2,75

11,6964

7,5625

5

11

-2,42

3,75

5,8564

14,0625

10

9

2,58

1,75

6,6564

3,0625

8

5

0,58

-2,25

0,3364

5,0625

6

3

-1,42

-4,25

2,0164

18,0625

8

6

0,58

-1,25

0,3364

1,5625

8

7

0,58

-0,25

0,3364

0,0625

4

7

-3,42

-0,25

11,6964

0,0625

7

7

-0,42

-0,25

0,1764

0,0625

9

8

1,58

0,75

2,4964

0,5625

10

5

2,58

-2,25

6,6564

5,0625


 

 

Х1ср.=7,42          Х2ср.=7,25

Tэмп.=0,2                Ткр.0,05=2,074               Ткр.0,01=2,819

Ткр.>Тэмп.

Полученное эмпирическое значение t (0.2) находится в зоне незначимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

-39-

Приложение 4.

2.Сравнение результатов  девочек и мальчиков методики  «Направленность на отметку»  по t-критерию Стьюдента для несвязанных выборок.

Х1

Х2

Х1-Х1ср.

Х2-Х2ср.

(Х1-Х1ср.)2

(Х2-Х2ср.)2

8

2

2,17

-3,08

4,7089

9,4864

6

2

0,17

-3,08

0,0289

9,4864

7

11

1,17

5,92

1,3689

35,0464

7

6

1,17

0,92

1,3689

0,8464

6

5

0,17

-0,08

0,0289

0,0064

6

6

0,17

0,92

0,0289

0,8464

3

2

-2,83

-3,08

8,0089

9,4864

5

5

-0,83

-0,08

0,6889

0,0064

8

4

2,17

-1,08

4,7089

1,1664

6

7

0,17

1,92

0,0289

3,6864

5

8

-0,83

2,92

0,6889

8,5264

3

3

-2,83

-2,08

8,0089

4,3264

Информация о работе Учебно-познавательная мотивация подростков