Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:55, курсовая работа
Цель работы – изучить факторы и механизмы формирования Я – концепция.
Предмет работы – Я – концепция.
Объект исследования – факторы и механизмы Я-концепции.
Задачи курсовой работы:
изучить общее представление и определение Я - концепции;
исследовать составляющие Я - концепции;
рассмотреть Я - концепцию в различных теориях личности;
Введение 2
Глава 1. Понятие Я – концепции и ее составляющие 5
1.1. Общее представление и определение Я - концепции 5
1.2. Составляющие Я - концепции 8
Глава 2. Психологические теории Я - концепции как предпосылки формирования ее структуры 10
2.1. Я - концепция в различных теориях личности 10
2.2. Структура Я - концепции 11
Глава 3. Социально-психологические факторы формирования Я - концепции и ее функции 15
3.1. Источники формирования и развития Я - концепции 15
3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции 18
3.3. Основные функции Я – концепции 24
Заключение 26
Список использованной литературы 32
Содержание
Развитие Я - концепции является самым главным процессом в жизни человека, который начавшись в подростковом возрасте не прекращается в течении всей жизни. От реальности, сформированной в подростковом возрасте Я - концепции зависят те успехи или не удачи которые произойдут с человеком в жизни.
Уже давно признано, что успех способствует успеху. Мы учимся действовать успешно на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль “банка информации” и формирует взгляд на себя как на успешного человека, который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередных задач или проблем.
Открытие такого феномена как образ собственного “Я” ознаменовало собой прорыв в психологии и области исследования творческой личности. О важности собственного образа Я говорят много примеров из области пластической хирургии. Многие хирурги замечали, что изменение черт лица ведет к изменению индивидуальности человека. В большинстве случаев пациенты с бросающимися в глаза уродствами или чересчур странными чертами лица после коррективной операции почти сразу испытывали заметное повышение чувства собственного достоинства, уверенности в себе. Видимо, существует нечто на что обычно оказывает влияние операции на лице. Человек менялся, если менялось это нечто. Выходит так, что у личности есть тоже есть свое лицо. Много других фактов из других областей жизни подтверждает, что Я – концепция, психическая и духовная картинка самого себя, сложившиеся у человека, – ключ к его личным качествам и поведению.
Итак, Я - концепция - ключ к нашей личности и поведению. Но это еще далеко не все. Я - концепция определяет и рамки наших возможностей - то, что мы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа собственного Я мы познаем себя, мы расширяем для себя и сферу возможного. Выходит, что выработка адекватного, реалистического представления о самом себе словно наделяет нас новыми способностями. Новыми талантами. Психология образа собственного “Я” проливает новый свет на концепцию позитивного мышления (широко распространенную на западе) и что еще важнее объясняет, почему оно в одних случаях дает результат, а в других нет. Дело в том, что позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлениями человека о самом себе.
Образ собственного Я меняется в лучшую или худшую сторону, не только путем рассуждений или накопления теоретических знаний, но прежде всего в процессе накопления практического опыта. Вольно или невольно мы сформировали собственный образ под впечатлениями переживаний в ходе прошлой созидательной деятельности. И мы можем изменить его таким же образом. Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о любви. А из того, который сам в полной мере испытал любовь. Наша уверенность в себе, самообладание – результат личного практического опыта, а не знакомства с чистой теорией. И в свете всего сказанного для построения у ребят положительного образа собственного Я необходимо создавать такую атмосферу, которая давала бы такой практический опыт. Сознаем ли мы или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается, но он есть присутствует во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев сложились бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений к нам других людей, особенно в детские годы. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрадывается в общую “Я - концепцию”, сразу же становится для нас реальной правдивой. Мы уже не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так словно оно соответствует истине.
Цель работы – изучить факторы и механизмы формирования Я – концепция.
Предмет работы – Я – концепция.
Объект исследования – факторы и механизмы Я-концепции.
Задачи курсовой работы:
Существует
масса определений этого поняти
Понятие Я - концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я.
Зародившись в зарубежной психологической литературе, в последние десятилетия XX в. понятие Я - концепция прочно вошло в обиход отечественной психологии. Однако в литературе нет единой трактовки этого понятия, ближе всего по смыслу к нему находится понятие «самосознание». Соотношение понятий Я - концепция и «самосознание» до сих пор точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я - концепцию в отличие от самосознания как результат, итоговый продукт процессов самосознания [3].
Что же означает термин Я - концепция, какой реальный психологический смысл в него вкладывается? Психологические словари трактуют Я - концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге «Развитие Я - концепции и воспитание» определяет Я - концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я - концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я - концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.
Каким образом происходит формирование Я - концепции индивида? Взаимосвязи человека с миром богаты и разносторонни. В системе этих взаимосвязей ему приходится выступать в разных качествах, в разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. И из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего Я. В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования — внешние и внутренние психологические особенности — происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего Я «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях... он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства» [4].
Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я, который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего Я, возникая из отдельных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я - концепции. В отличие от ситуативных образов Я -концепция создает у человека ощущение своей константности, самотождественности [5].
Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я - концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятия в целом, обусловливает основную линию поведения человека.
Какова структура Я - концепции? Р. Берне (как и многие отечественные психологи) выделяет три составляющих в структуре Я-концепции: когнитивную, оценочную и поведенческую. Когнитивная составляющая, или образ Я, включает представления индивида о самом себе. Оценочная составляющая, или самооценка, включает аффективную оценку этого представления о себе. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Такое деление Я - концепции на компоненты условно, на самом деле Я - концепция — это целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительной самостоятельностью, тесно взаимосвязаны.
Я - концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий [6].
Таким образом, развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я - концепции.
Раскроем содержание компонентов Я - концепции (у нас – идентичности):
1. Когнитивная составляющая – образ Я – представление о себе – самоидентичность, которая содержит два компонента: реальное Я и идеальное Я.
Образ Я представляет собой статичную ментальную фигуру, наполненную характеристиками и описаниями себя как реального Я. Описывая свой образ, мы формулируем основные характеристики нашего привычного самовосприятия, являя свою неповторимость, которая выражается уникальной комбинацией черт. Понятие «реальная» не означает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальное Я – это представление личности о себе в соответствии с желаниями – «каким я хотел бы быть» [7].
2. Самооценка, которая у Бернса выражается через позитивное отношение ко всему, что входит в сферу собственного Я. У нас это будет «эмоционально-оценочная идентичность», состоящая из публичной идентичности (реальные отклики на наше поведение) и социальной идентичности (воображаемые нами мнения о нас).
Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление реального и идеального образов. Расхождение между реальной и идеальной Я - концепцией может приводить как к позитивным (источник самосовершенствования и развития личности), так и негативным последствиям (различные внутриличностные конфликты и девиантное поведение). Имидж и работа по его созданию – это одно из позитивных последствий такого расхождения, это одно из средств приближения реального Я к идеальному. Желание приблизиться к идеальному образу порождает мотивацию к действию, в том числе и по созданию имиджа. Если по каким-то причинам идеальный образ не может актуализироваться, то самооценка человека становится низкой. Совпадение реального Я с идеальным или минимальное расхождение между ними – основа психического здоровья человека.
На самооценку
и последующее поведение
3. Поведенческая составляющая (практическая идентичность) – все возможные действия и реакции, вызванные первыми двумя составляющими.
Индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и делает его хорошо. Таким образом, проявилась его индивидуализация, его собственный выбор.
По поводу поведенческой составляющей Я-концепции Берне пишет, что «тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируе.тся или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями... На эту схему идентичности будем опираться в третьей главе, распознавая сдерживающие факты контекста.
Большой толковый социологический и психологический словари дают одинаковые определения идентичности и связанному с ней процессу идентификации. «Идентичность – это смысл и непрерывность, которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи и занимает место в обществе [9].
Неофрейдистский теоретик Эрик Эриксон предположил, что в юности наблюдается кризис идентичности. Именно на этой стадии молодой человек ищет идентичность, опробуя на опыте различные группы друзей, стили жизни, планы в карьере. В идеале к концу юности процесс стабилизируется и человек воспринимает себя, чувствует непринужденно с этой идентичностью. В представлении Эриксона, идентичность формируется в результате социальной интеракции, а проблемы происходят, если юноша ощущает отчужденность от общества, например, из-за этнических различий или безработицы».
В психологии и в социологии идентичности имеется много сходства, но есть и некоторые важные различия по поводу структуры идентичности и процесса ее формирования. Можно сказать, что психология делает акцент на изучении субъективного мира человека, в то время как социология – на взаимодействии человека с социумом, рассматривая больше социальную идентичность, ипостась психологической Я - концепции человека [10].
Информация о работе Факторы и механизмы формирования Я-концепция