Факторы и механизмы формирования Я-концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить факторы и механизмы формирования Я – концепция.
Предмет работы – Я – концепция.
Объект исследования – факторы и механизмы Я-концепции.
Задачи курсовой работы:
изучить общее представление и определение Я - концепции;
исследовать составляющие Я - концепции;
рассмотреть Я - концепцию в различных теориях личности;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие Я – концепции и ее составляющие 5
1.1. Общее представление и определение Я - концепции 5
1.2. Составляющие Я - концепции 8
Глава 2. Психологические теории Я - концепции как предпосылки формирования ее структуры 10
2.1. Я - концепция в различных теориях личности 10
2.2. Структура Я - концепции 11
Глава 3. Социально-психологические факторы формирования Я - концепции и ее функции 15
3.1. Источники формирования и развития Я - концепции 15
3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции 18
3.3. Основные функции Я – концепции 24
Заключение 26
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

я- концепция.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

С концепцией идентичности тесно связано понятие идентификации.

Идентификация (процесс приобретения идентичности) – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию  походить, насколько возможно, на этого  человека.

Понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения  Эдипового комплекса через идентификацию с родителем того же пола. Этот процесс ведет к вбиранию нравственных ценностей родителей и формированию Суперэго («сверх - Я»).

Использование термина не всегда является столь  строгим, отражая также мимолетное чувство эмпатии к другому  человеку. Идентификация – это также способ познания другого человека [11].

Г.М. Андреева, разбирая процесс познания другого человека, отмечает его этапы:

1. В первую  очередь воспринимаются физические  характеристики, поведение;

2. Затем представление  о намерениях, мыслях, способах, эмоциях, установках другого человека;

3. В финале  определяются отношения субъекта  и объекта восприятия.

Восприятие  включает в себя следующие компоненты, активизация которых необходима для того, чтобы установить согласованные  действия и отношения [12]:

  • селективность (значимость целей познающего, опыт);
  • стереотипизацию, т.к. объект восприятия категоризуется на основе сходства с прежними впечатлениями субъекта;
  • активное участие объекта восприятия в транзакции;
  • учет роли ожиданий, желаний, опыта (объекта).

 

2.2. Структура Я - концепции

Таким образом, восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными  характеристиками воспринимаемого  индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Познавая другого, формируется и познающий. Представление о другом (точное, полное, адекватное) тесно связано с уровнем собственного самопознания.

В процессе идентификации  другой должен быть дан в рамках обширной социальной деятельности –  соотнесение себя с ним происходит в процессе принятия совместных решений [13].

Л.С. Выготский  писал, что «личность становится для себя тем, что она есть в  себе, через то, что она представляет собой для других».

Андреева выделяет 5 ступеней познания человека: восприятие, эмоциональная оценка, понимание поступков, формирование стратегии изменения его поведения, формирование стратегии построения своего поведения. Осознание себя через другого включает идентификацию и рефлексию. Поставить себя на место другого – это определение подходит для двух феноменов: идентификации и эмпатии. В чем их разница? Идентификация – это рациональное осмысление проблем другого и осознанное свое действие с позиции другого: «я строю свое поведение так, как строит его этот другой». Эмпатия – эмоциональный отклик, чувства, аффективное понимание: «я сочувствую ему, но я строю свое поведение по-своему». Разные психологи выделяют различные классификации эмпатии. Рефлексия – это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Эти механизмы ведут к познанию другого и себя, а также к построению и поддержанию крепкой Я – концепции [14].

Согласно гуманистической  психологии, люди стремятся к постижению себя, самопознанию как для своего блага, так и для блага других людей и последующих поколений. Представитель данного направления английский психолог и педагог Р. Бернс считает, что общее самочувствие личности определяется ее Я - концепцией. Я - концепция – это множественные установки человека по отношению к себе в этом мире; целостная система представлений о себе. В своем исследовании мы придерживаемся общей структуры Я - концепции Бернса, называя ее, однако идентичностью. Сам Бернс также употребляет синонимы, например, самосознание. Однако самосознание подразумевает оценочный аспект и является составляющей Я - концепции. Я - концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Это определение созвучно когнитивно-конструктивистской парадигме, находящейся в основе нашего анализа эмпирического материала. Переформулируя суть данного подхода для Я - концепции, получаем: отношение к внешнему воздействию и влиянию формируется исходя из ментальных схем, в том числе через призму Я - концепции, так как она содержит все когнитивные установки, направленные на себя. Я - концепция – это результат индивидуального психического развития, который, с одной стороны, относительно устойчив, а с другой – подвержен внутренним изменениям [15].

В отличие от ситуативных я - образов (ситуативных  идентичностей: когда человек видит  и ощущает себя в каждый момент и/или в нетипичных ситуациях), Я - концепция дает ощущение постоянной определенности и самотождественности. Я - концепция включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Как мы показали ранее, эти три компонента на социально-психологическом уровне реализуются в практиках в социальном взаимодействии. В отличие от рассмотренных социологических теорий, гуманистическая психология рассматривает те же компоненты вне исторических позиций и контекста. Психологи данного направления концентрируются на содержании Я - концепции. Представитель другого направления психологии, неофрейдист Эриксон устанавливает корреляции психического развития со структурой социума. Согласно его подходу, на каждой стадии психосоциального развития индивид неизбежно испытывает определенный кризис, означающий новый поворотный пункт в его формировании как члена общества. Эриксон рассматривает воспитание как процесс переключения антисоциальных интенций в социально приемлемые формы.

Согласно Бернсу, положительная Я - концепция определяется тремя факторами: убежденностью  в импонировании другим людям, уверенностью в способности к определенному виду деятельности, в своей компетентности и чувством собственной значимости, которое проистекает из первых двух категорий.

Прежде чем  построить структуру Я - концепции, Берне предлагает читателям своей  книги «Развитие «Я - концепции» и воспитание» заполнить тест, в котором перечислены характеристики личности и даны графы для выражения оценки этих характеристик у себя. Как было указано, Я - концепция содержит три компонента. Когнитивная составляющая – статичная картина, содержащая качества и характеристики, которые мы себе приписываем. Любая характеристика сопряжена в той или иной мере с оценкой (социально детерминированной). Источниками оценок являются субъективные интерпретации реакций других людей (это есть социальная идентичность в социологических теориях), а также то обстоятельство, что они воспринимаются на фоне объективно существующих стандартов и через призму ценностей, усвоенных человеком в течение жизни (это есть социальная детерминация). Обладание определенными характеристиками воздействует на поведение в свете значимых для персоны ценностей. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. У человека с нормальной самооценкой преобладает позитивное отношение к тому, что входит в сферу Я. Любое описание себя содержит оценку, поэтому биографию вполне правомерно рассматривать как источник самооценки человека, и реконструировать из биографии его Я - концепцию.

По Бернсу, Я - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свои действия и будущее развитие. Представим схему самоидентичности, которую мы будем реконструировать в биографиях. В основе этой схемы структура Я - концепции Бернса [16].

 

Глава 3. Социально-психологические факторы формирования Я - концепции и ее функции

3.1. Источники формирования и развития Я - концепции

Я - концепци - это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о самой себе вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений [17].

Формируется в  процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Я состоит из 4 аспектов:

- духовное я;

- материальное я;

- социальное  я;

- телесное я.

Самооценка = отношение  успехов к притязаниям.

Установки личности на себя (= я - концепции) группируются в 3 категории:

- реальное я  (каким индивид представляет себя  в данный момент);

- социальное  я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);

- идеальное  я (каким индивиду хотелось  бы быть).

Понимание я - концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер, т.к. образ я (структура представлений о самом себе) складывается из:

- ролевых,

- статусных,

- имущественных,

- ценностных и др. характеристик  человека.

Все они образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент - это  эмоционально-оценочный. Источниками  оценочных суждений индивида о себе самом являются:

- социокультурные нормы  социального окружения;

- соц. реакции других  людей на индивида (их субъективная  интерпретация);

- индивидуальные критерии  и стандарты, усвоенные индивидом  в жизни.

Фактически индивид реализует  два процесса самооценки:

- сравнение реального я с идеальным я;

- сравнение реального  я с социальным я.

Наиболее важные источники  формирования я-концепции:

1) представление о своем  теле (телесное я);

2) язык - как способ выражать  словами и формировать представления  о себе и о других людях.

3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.

4) идентификация с приемлемой  моделью половой роли и со  стереотипами (мужчина/женщина).

5) практика воспитания  детей в семье.

Теперь подробнее о  каждом [18]:

1) Телесное я  и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя.

Общий уровень  удовлетворенности своим телом  пропорционально соизмерим с  общим уровнем принятия себя. Таким образом, высокая самооценка сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом. Формируется идеальный образ тела на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой я-концепции в целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами.

Итак, нельзя судить только по внешности, иначе можно получить отрицательные эффекты стереотипного восприятия людей [19].

2) Язык и развитие  я - концепции. Развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира (я, мое и т.д.) и дает первый толчок в развитию я - концепции.

3) Обратная связь  от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите) - важный источник формирования я - концепции.

Этот опыт получается посредством восприятия лица, жестов, вербальных высказываний и др. от значимых других: родителей, учителей, ближайшего соц. окружения. Стандарты, установленные значимыми другими, жизненно важны для развития я - концепции. С их помощью индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

Если окружающие принимают, одобряют, признают индивида, то развивается положительная я - концепция, если критикуют - то я - концепция отрицательная.

Не подлежит сомнению, что  первичная группа сверстников имеет  огромное значение для оформления центральных  я - установок в подростковом возрасте.

4) Полоролевая идентификация. Принадлежность к мужчинам или женщинам - краеугольное основание я – концепции [20].

Существует 2 процесса формирования половой принадлежности:

- идентификация (отождествление  себя с ролью другого человека, родителя, и подражание (в основном  бессознательное) его поведению);

- типизация (овладение культурно-одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре).

5) Воспитание детей в  семье. Первые 5 лет жизни закладывают базовую основу личности и я - концепции человека. Первые человеческие отношения - прототип будущих отношений с другими людьми.

Очевидны корреляции в формировании типов личности в  отношении таких установок воспитания как авторитетность, безразличие, отвержение, вседозволенность, теплота, забота, уважение, разумный контроль со стороны родителей.

Высокой самооценке личности способствуют следующие условия  воспитания [21]:

- положительная  расположенность к ребенку, сердечное,  теплое, уважительное принятие ребенка;

- четкое установление  границ и правил поведения  ребенка;

- уважение со  стороны родителей индивидуальной  инициативы ребенка;

- исключение  агрессивности, отрицания, неуважения, неопределенности в отношениях  с детьми.

3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции

В условиях кардинальных перемен в идеологии, в общественной жизни в целом и в частности в образовании сдвиги происходят и в педагогическом сознании. По-новому видятся цели образования, предполагающие по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой [22]. Видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в образовательной среде школы, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат становлению личности. Ведущими характеристиками личностно-развивающей среды являются:

Информация о работе Факторы и механизмы формирования Я-концепция