Факторы и механизмы формирования Я-концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить факторы и механизмы формирования Я – концепция.
Предмет работы – Я – концепция.
Объект исследования – факторы и механизмы Я-концепции.
Задачи курсовой работы:
изучить общее представление и определение Я - концепции;
исследовать составляющие Я - концепции;
рассмотреть Я - концепцию в различных теориях личности;

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие Я – концепции и ее составляющие 5
1.1. Общее представление и определение Я - концепции 5
1.2. Составляющие Я - концепции 8
Глава 2. Психологические теории Я - концепции как предпосылки формирования ее структуры 10
2.1. Я - концепция в различных теориях личности 10
2.2. Структура Я - концепции 11
Глава 3. Социально-психологические факторы формирования Я - концепции и ее функции 15
3.1. Источники формирования и развития Я - концепции 15
3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции 18
3.3. Основные функции Я – концепции 24
Заключение 26
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

я- концепция.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)
  • отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
  • отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
  • отношение к школе как целостной культурно-образовательной среде, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [23].

Новые образовательные  стандарты делают акцент на развитие личности, как субъекта деятельности, на формирование позитивной Я - концепции. Важнейшими характеристиками качества образования становятся степень развития у школьников механизмов самосознания. С нашей точки зрения, Я - концепция включает в себя набор устойчивых характеристик, с помощью которых происходит личностное развитие ребенка и эмоциональное оценивание. На формирование Я - концепции личности школьника оказывают влияния многие факторы, к важнейшим из них относиться способность человека к саморазвитию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешний фактор). Остановимся подробнее на внутреннем факторе.

Саморазвитие  – непрерывный процесс, в котором  под влиянием определенных личностных мотивов ставятся и достигаются  конкретные цели [24]. По мнению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева [25], саморазвитие является фундаментальной способностью человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практических преобразований.

Анализ механизма саморазвития позволил сделать вывод, что ведущими формами саморазвития являются: самоактуализация, самосовершенствование, самоутверждение [26]. По определению автора теории А.Маслоу, самоактуализация – это умение человека стать тем, кем он способен стать [27]. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени. Самый важный результат – ощущение осмысленности жизни и полноты бытия. Осмысленность, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией - эти три категории можно соотнести с будущим (цель), настоящим (процесс) и прошлым (результат). Человек может находить смысл образования в каждой из этих составляющих.

Самосовершенствование, как сознательное управление процессом  собственного развития, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно предполагает, что человек сам (самостоятельно) стремиться быть лучше, стремиться к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которыми он не владел, обретая смысл, осознает значение деятельности. Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае – приобретение социально значимых свойств и качеств, в другом – овладение негативными способами жизни и деятельности. Цель педагога поддержать ребенка в процессе освоения социального опыта, познакомить школьника с социальными ожиданиями общества, скорректировать представление о «идеальном». Важнейшими результатами самосовершенствования являются: удовлетворенность собой, своими достижениями, жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими, способствующие становлению позитивной Я - концепции.

Значимой формой саморазвития является самоутверждение. Оно дает возможность заявить  о себе, собственном Я. В основе самоутверждения лежит соответствующая  потребность, которая синтезируется  из первичных потребностей конкурентного существования. У ребенка она приобретает форму трех мотивов: быть как все; быть лучше, чем другие; быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутвержедение, последний самоотрицание [28].

Все три формы  саморазвития позволяют выразить себя и реализовать в разной степени, поэтому именно они адекватно характеризуют процесс становления «Я - концепции».

Важнейшим компонентом  саморазвития выступает самопрогнозирование [8]. Оно дает возможность осуществить выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхитить события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Прогнозирование в личностном плане всегда носит вероятностный характер. С практической точки зрения, человек всегда оперирует тремя группами прогнозов: ситуативными (на ближайшее время, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации); перспективными (достижения в ближайшей перспективе, например в течение года); жизненно-целевые (связанные с решением смысло-ценностных задач).

Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем. Д.А. Леонтьев определяет смысловую сферу личности как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.

Б.С. Братусь выделил две основные функции смысловых образований: создание образа будущего (который определяет настоящую деятельность) и опоры для нравственной оценки поступков; создание общих принципов ведения деятельности. Смысловые образования и ценности задают общее "поле соотнесения мотивов", общие принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться жизненный выбор. Общие смысловые образования или "личностные ценности" определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, себе и другим людям. Личностные ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.

Ценность выполняет две взаимообусловленные функции - жизнеутверждающую (обеспечивает привлекательность деятельности) и мотивирующую (побуждает к ее выполнению, преодолению препятствий). Л.И. Божович отмечает, что основу мотивации составляет эмоциональная значимость предмета потребности, т.е. подчеркивается ценностная основа выбора. Личностные ценности определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу ее отношений, ядро мотивации и смыслы жизни. В структуре личности ценностные ориентации выступают своего рода "координирующим центром", определяющим поведение и отношение.

Поиск смыслов, становление ценностных ориентаций составляющие  самопознания. Самопознание – процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другим, смысло-ценностных и поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире. Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в Я - концепцию. В качестве механизмов самопознания выступают: саморегулирование, самоконтроль и самооценка.

В школьном возрасте ребенок сенситивен к своему духовному  миру, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии самосознания [5]. Самосознание – это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я (Я - концепции), в свою очередь, образ Я, включаясь в структуру Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ Я, Я - концепция, что в свою очередь выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля.

В структуре  самосознания выделяют три уровня:

  • На уровне биологического индивида самосознание дает возможность выделить свое физическое Я из окружающего мира, выстроить образ своего тела.
  • На уровне социального индивида самосознание помогает осуществить индентификацию с родителями, усвоить стандарты поведения, сформировать различные виды идентичности (половой, профессиональной и т.п.); создает условия для становления самооценки и самоконтроля.
  • На уровне личности самосознание характеризует выявление своей социальной ценности и смысла существования, формированием и изменением представлений о своем будущем, прошлом и настоящем.

Таким образом, самосознание работает по принципу постоянного взаимодействия (диалога) разных аспектов Я, где активно задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного и смыслового отношения, с одной стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой.

Саморазвитие  наиболее полно проявляется в  деятельности именно деятельность стоит  между обучением и личностным развитием. Деятельность - наиболее эффективное средство саморазвития. Чтобы она была личностно-развивающей, деятельность должна быть разнообразной, охватывающей умственную, практическую, эстетическую, эмоциональную и физическую сферы, дающие возможность самовыражению и самоутверждению личности. 

Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно  воспринимаются личностью как барьеры  саморазвития [5]. Таких барьеров много: ситуация неуспеха, отсутствие воли, ответственности за собственную жизнь; неразвитость способности к самопознанию; влияние сложившихся стереотипов и установок; несформированность механизмов саморазвития; чувство зависти и стремление к личностному превосходству. От качества преодоления этих барьеров зависит личностное становление. Целенаправленно процессом саморазвития может заниматься только социально зрелая личность.

Я - концепция возникает на основе взаимодействия человека с окружающей средой и развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни. Она обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью, регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт, выступает как системообразующий субъективный мир личности. Я - концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации, раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации.

3.3. Основные функции Я – концепции

Я - концепция выполняет важные функции в жизни человека. По мнению английского психолога Роберта Бернса, она выполняет ряд функций.

  1. Я - концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я - концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я - концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я - концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.
  2. Я - концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я - концепция служит своеобразной "призмой", через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя "неспособным", может объяснить свой успех случайностью, а "способный" — проявлением своего таланта; "непривлекательный" расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а "привлекательный" как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я - концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной — как насмешку.
  3. Я - концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я - концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: "Я, как обычно, провалюсь" или "У меня все получится". Она позволяет ему предвидеть свои реакции: "Я испугаюсь", "Я расплачусь", "Я отнесусь к этому спокойно". Я - концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: "Меня никто не полюбит", "Надо мной будут смеяться", "Меня оценят высоко". Такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, Я - концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их [30].

 

Заключение

Все наши действия поступки, чувства, даже способности всегда согласуются с этим образом собственного Я, мы всегда будем “действовать подобно” той личности, с которой себя отождествляем. Но не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия. Лицо, уверовавшее в то, что является жертвой несправедливости. Что ему “судьбой предписано страдать”, непременно обнаружит доказательства, подтверждающие такую точку зрения. Представления о самом себе – эта предпосылка база, фундамент на котором покоится наша индивидуальность, и оно определяет особенности нашего поведения. Поэтому создается впечатление, будто весь наш повседневный опыт подтверждает, а значит и постоянно усиливает наш образ собственного Я. Так возникает порочный круг.

Как известно одна из целей экзистенциональной и гуманистической  психотерапии (психологии) состоит в том, чтоб человек взял ответственность за свою жизнь на себя и относился к жизни как к процессу жизнетворчества, в котором он выступает главным творцом и исполнителем. Человек должен стать творцом. А для творчества необходима возможность выхода за пределы своей системы координат, привычных способов решения задач, своего представления о мире, возможности перехода на другую платформу, другую точку зрения, хотя бы и кратковременную, с которой человек может увидеть невидимые из своего мира решения. Однако такие переходы очень сложны им многое сопротивляется в человеке. У человека должна быть соответствующая модель мира – главная система координат, определяющая восприятие человеком окружающего мира. Модель мира как представление и мире, и о себе в нем, составляет центральную часть психической жизни человека. Человек способен правильно воспринимать только то, что организованно по законам его внутреннего мира. Если у человека нет целостного образа мира, он не может увидеть себя со стороны: ведь он часть этого мира. Только в зеркале собственной картины мира он имеет возможность увидеть себя целиком. В этом смысле картина мира выступает, как система ориентации позволяющая составить представления о своем месте в окружающем мире и на этом основании, предсказывать последствия своих поступков. Я - концепция (представление о себе), связанное с иерархией мотивов целей и установок, образуют ядро персонального мира. Вокруг этого ядра и формируются так важные для человека, представления о внешнем мире – модель мира.

Временные перспективы, вызревающие в модели мира, включают стратегии поведения и совокупность планов. Фактически общение между людьми не сводится к обмену информацией, но представляет собой взаимопроникновение их понятий о себе и о мире. Чем более сходны их модели мира, тем глубже такое проникновение и легче достигается согласие партнеров по общению. Почему так происходит? Каждый человек из совокупности информации внешней выуживает ту которая, может быть усвоена его картиной мира, не разрушая ее и не внося существенного разлада в его душевный мир. И тогда становится понятным, почему Бюдженталь уделяет так много внимания и фактически является главной задачей его психотерапии = движение к субъективности. Чтоб индивид глубже яснее познал себя, так как от этого зависит е насколько адекватно он будет воспринимать окружающий мир насколько реально без искажений полно он сможет использовать информацию поступающую к нему из окружающего мира и в конце концов насколько он станет творцом своей жизни. И хотя “Я -концепция” формируется подсознательно, такая психотерапия дает возможность его изучения.

Информация о работе Факторы и механизмы формирования Я-концепция