Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 02:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в определении факторов стресса и способов его преодоления в юношеском возрасте с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Для реализации цели исследования решались следующие задачи.
Определить методологическую и теоретическую основу исследования воздействия стрессоров в ранней юности и способов его преодоления.
Выявить наиболее значимые для юношеского возраста факторы стресса с учётом половозрастных особенностей учащихся.
Установить особенности проявления воздействия стрессоров в юношеском возрасте с учётом их половозрастных различий.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности личности в юношеском возрасте и факторы стресса………………………………………………………4
1.1. Проблема стресса в психологии …. 10
1.4. Особенности стресса в юношеском возрасте………………………..……………...…15
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое выявление воздействия факторов стресса и определение способов его преодоления у учащихся в ранней юности…….......................................................................................... 24
2.1. Методические подходы и методы исследования воздействия факторов стресса в ранней юности………………….…………….. 24
2.2. Результаты исследования.………………….…………………..24
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………….….….…………26
Список используемой литературы………….….…..………. 28
Приложение…………………………………………….……………..31

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный  педагогический университет 

имени Максима Танка»

 

 

Факультет эстетического образования

Кафедра художественного и педагогического образования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ФАКТОРЫ СТРЕССА И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 310 группы

заочной формы обучения

________________________

 

Научный руководитель:

________________________

 

 

 

 

Минск, 2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности личности в юношеском возрасте и факторы стресса………………………………………………………4

1.1. Проблема стресса в психологии …. 10

1.4. Особенности стресса в юношеском возрасте………………………..……………...…15

Выводы по первой главе 

Глава 2. Эмпирическое выявление воздействия факторов стресса и определение способов его преодоления у учащихся в ранней юности…….......................................................................................... 24

2.1. Методические подходы и методы исследования воздействия факторов стресса в ранней юности………………….…………….. 24

2.2. Результаты исследования.………………….…………………..24

Выводы по второй главе

Заключение………………………………………….….….…………26

Список используемой литературы………….….…..………. 28

Приложение…………………………………………….……………..31

 

Введение

Стресс представляет собой достаточно частое явление в нашей жизни, поскольку деятельность человека сегодня связана с воздействием неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается сильными негативными переживаниями, физическим и психическим перенапряжением. Ускорение темпа жизни, противоречивые тенденции, которые наблюдаются в различных сферах экономики, повышение уровня общей тревожности населения самым непосредственным образом влияют на подрастающее поколение. В связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, в нашей стране серьёзное внимание уделяется теме посттравматического стресса, который вызывают стрессоры сильного воздействия. При этом воздействие на личность повседневных факторов стресса недостаточно теоретически и практически изучено. Интерес к изучению стресса в последнее время обусловлен изменениями в социальных, национальных и личностных отношениях, происходящими на постсоветском пространстве и затрагивающими как каждого отдельно взятого человека, так и общество в целом. Достаточно сложные процессы, происходящие сегодня в обществе, самым непосредственным образом влияют на институт семьи, который не справляется с выполнением своих функций в социализации детей подросткового возраста и подготовки их к самостоятельной жизни. В связи с этим возрастает роль различных общественных организаций и школы. Негативные обстоятельства, происходящие в повседневной жизни, являются факторами стресса, которые оказывают существенное влияние на юношу как наименее защищённого члена общества и приводят его к физическому и психическому неблагополучию.

Разные аспекты данной проблемы изучали….. дописать!!!

Цель данной работы заключается в определении факторов стресса и способов его преодоления в юношеском возрасте с учетом половозрастных особенностей учащихся.

Для реализации цели исследования решались следующие задачи.

    1. Определить методологическую и теоретическую основу исследования воздействия стрессоров в ранней юности и способов его преодоления.
    2. Выявить наиболее значимые для юношеского возраста факторы стресса с учётом половозрастных особенностей учащихся.
    3. Установить особенности проявления воздействия стрессоров в юношеском возрасте с учётом их половозрастных различий.

Объект исследования – факторы стресса.

Предмет исследования – преодоление воздействия факторов стресса в ранней юности.

Гипотеза: основным факторам стресса в ранней юности является учебная деятельность.

Методы исследования……….. 
Глава 1. особенности личности в юношеском

возрасте и факторы стресса

    1. Понятие стресса

Изучение состояния стресса  у юношей предусматривает раскрытие  содержания понятия «стресс» с точки зрения психологии. Эта задача представляет исследовательский интерес, так как в психологической литературе существует достаточно большое количество интерпретаций вышеуказанного понятия.

Понятие «стресс» анализируется  большим количеством русскоязычных словарей, в том числе и психологических [6, 11, 17, 20, 27, 31]. Это даёт право говорить о том, что данный термин прочно вошёл в язык и жизнь общества, а также стал объектом изучения психологической науки.

На основе анализа словарей нами было сформулировано определение, которое мы использовали при проведении исследования. Под понятием «стресс» мы, опираясь на данные словарей М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича [11], Н.И. Конюхова [18], понимаем состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах.

Большинство зарубежных авторов также рассматривают  актуальность данной проблемы, имеющей огромное социальное и общественное значение с позиций теорий и методов различных научных дисциплин. Несмотря на наличие накопленного поистине огромного систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые ее аспекты разработаны еще недостаточно, а другие только намечены для решения. В связи с этим необходимо кратко рассмотреть наиболее значительные научные исследования.

Основоположником учения о стрессе, как известно, является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936г. В английском журнале было опубликовано его письмо в редакцию "Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами", в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе, хотя в отдельных, более ранних, научных трудах упоминание о проблеме стресса, с психологической точки зрения, можно найти в работах В.Вундта (1880), У. Джемса (1905). Сам же термин "стресс" (напряжение) впервые упоминается в 1303 г. В стихотворении поэта Роберта Маннинга "Handlying Synne": "И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе". Г. Селье (1982) считает, что слово "стресс" пришло в английский из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как "ди-стресс". Первый слог, полагает Селье, постепенно исчез из-за "смазывания" или "проглатывания". Однако, как пишет Ю.Г. Чирков (1988), кое-кто полагает, что слово "стресс" имеет более давнюю историю и происходит вовсе не от английского, а от латинского слова stringere - затягивать. Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном – основоположником гомеостаза и учения о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма для борьбы за существование, а затем и Г. Селье. Кеннон еще в 1914г. предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции - нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который назвал реакцией "битвы-бегства". Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Реакция "битвы-бегства" рассматривается им как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее. [16]

В дальнейшем учение о стрессе получило достаточно широкую известность, а исследования стали проводиться систематически. Г. Селье и его сотрудники опубликовали по проблеме стресса около двух тысяч работ. При этом понятие "стресс" трактуется Г. Селье различно. Если в первых работах под стрессом понимается совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма, то в более поздних грудах под стрессом понимается неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т. е. происходит своего рода упрощение понятия "стресс".

Осуществляя исследования биохимических и физиологических  аспектов проблемы стресса, Г.Селье постепенно подошел к изучению еще одной стороны стресса – психологической. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт второй мировой войны. Наряду с термином "стресс", в руководствах, монографиях и статьях все чаще стали применяться такие понятия, как психологический или эмоциональный стресс. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование "эмоциональный" стресс: Термин яркий, но породивший разночтение обозначенных им явлений. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе [15]. Популяризация понятия "стресс" в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению.

В исследованиях  вопросов эмоционального стресса сначала Леви, а затем Г. Селье все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как ди-стресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями - как эустресс. Подразделив первоначальное понятие стресса на две разновидности - ди-стресс и эустресс, Селье способствовал тому, что в сферу применимости этих новых понятий попали практически все физиологические явления, в том числе и сон. Селье пишет, что "даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс... Полная свобода от стресса означает смерть". При таком расширенном толковании понятие "стресс" становится равнозначным понятию "физиологическая активность" и в результате теряет объяснительную силу, значительно снижая возможности строго исследовать конкретные проявления адаптации с каких-либо единых позиций. Поэтому вместо того, чтобы предлагать какое-либо наиболее общепринятое определение термина "стресс", сначала резюмируем некоторые ключевые изменения  терминологических понятий, которые он претерпел в научной литературе.

Термин "стресс" встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия [15]:

  • сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
  • сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
  • сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;
  • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;
  • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.

В нашем исследовании мы рассматривали  понятие «стресс» с позиции, характерной для психологии. Таким образом, состояние стресса определялось нами как внутреннее переживание индивидом воздействия жизненных событий, которые являются факторами стресса.

Классификация стресса представляет собой проблему, аналогичную его  общей характеристике. Наиболее принятым является подразделение на виды стресса: физический и психический. Однако реакция  организма всегда имеет общий характер, так что данное подразделение имеет лишь теоретическое и дидактическое значение. Другая возможная классификация – по факторам и условиям – различает стимулы, нарушающие гомеостаз, стимулы, нарушающие деятельность, и стимулы социального воздействия. Но это классификация не собственно стрессов, а их причин. Возможным критерием стресса является его интенсивность. Так, воздействие интенсивного стимула вызывает эмоционально-психическую травму, менее интенсивного - фрустрацию. Однако в данном случае возникает проблема измерения интенсивности воздействий, приводящих к стрессу и обозначения его отдельных степеней. В зависимости от воздействия стресса его подразделяют иногда на отрицательный (ди-стресс) и положительный (эвстресс). Целесообразным является подразделение стресса, согласно поведению индивида: на активный (стенический) и пассивный (астеническнй).

Различают также кратковременный  и длительный стресс. Кратковременный стресс - бурное расходование «поверхностных» адаптационных резервов и, наряду с этим, начало мобилизации «глубоких». При кратковременных сильных, экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса. Несмотря на то, что кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, в их основе лежат идентичные механизмы, но функционирующие в разных режимах и с разной интенсивностью [15].

В психологии существует направление, изучающее травматический стресс. Травматический стресс – это переживание особого  рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира [35]. Направление, изучающее негативное воздействие травматического стресса на человека, получило своё развитие в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС и трагедии на Немиге. В этой области работают психологи: А.Б. Воеводский, Л.А. Пергаменщик и др. [9,28, 29], а также многие российские авторы [2, 7, 14,19, 33, 34].

Понятие «стресс» является более узким, чем понятие «психическое состояние». В словаре С.И. Ожегова понятие «состояние» определяется как «положение, в котором находится кто-либо или что-либо; физическое или душевное положение; возможность или невозможность что-либо сделать» [27, с.613]. Наиболее полное определение понятия «психическое состояние» даёт Д.Н. Левитов, который считает, что психическое состояние – это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом [23]. По мнению В.Н. Мясищева, психическое состояние выступает, по существу, общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процессы, и заключается в переживании человеком отражения общего фона психической деятельности [26]. Таким образом, в структуру психического состояния входят определённая интенсивность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов, отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности.

Информация о работе Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте