Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 02:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в определении факторов стресса и способов его преодоления в юношеском возрасте с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Для реализации цели исследования решались следующие задачи.
Определить методологическую и теоретическую основу исследования воздействия стрессоров в ранней юности и способов его преодоления.
Выявить наиболее значимые для юношеского возраста факторы стресса с учётом половозрастных особенностей учащихся.
Установить особенности проявления воздействия стрессоров в юношеском возрасте с учётом их половозрастных различий.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности личности в юношеском возрасте и факторы стресса………………………………………………………4
1.1. Проблема стресса в психологии …. 10
1.4. Особенности стресса в юношеском возрасте………………………..……………...…15
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое выявление воздействия факторов стресса и определение способов его преодоления у учащихся в ранней юности…….......................................................................................... 24
2.1. Методические подходы и методы исследования воздействия факторов стресса в ранней юности………………….…………….. 24
2.2. Результаты исследования.………………….…………………..24
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………….….….…………26
Список используемой литературы………….….…..………. 28
Приложение…………………………………………….……………..31

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

 

Выводы:

В результате проведенного исследования, было доказано, что в  юношеском возрасте в качестве основного фактора стресса выступает учебная деятельность, что обусловлено тем, что ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная.  Учеба рассматривается как необходимая база, предпосылка будущей профессиональной деятельности. Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Группу значимых факторов стресса составляют: «Учебная деятельность», «Взаимоотношения с окружающими людьми», «Поступление в университет» «Ссоры с окружающими людьми».

   Юноши и девушки предпочитают такой способ преодоления, как отвлечься от состояния стресса, в то время девушки ищут социальную поддержку и пытаются решать проблемы.

Заключение

Изучены и выявлены основные направления исследования стресса как психологического феномена в отечественной и зарубежной психологии.

Выявлены наиболее значимые для  юношеского возраста факторы стресса с учётом половозрастных особенностей учащихся.

1. Понятие «стресс» достаточно широко используется в научной литературе. Анализ исторических предпосылок возникновения и различных трактовок рассматриваемого понятия показывает, что стресс в ряде работ соотносится с понятиями «страдание», «напряжение», «утомление», «аффект», «психическая напряжённость». Однако приведённые в литературе определения стресса, в большей мере отражают специфику переживания данного состояния взрослым человеком. Стресс изучается представителями различных наук: психологами, социологами, физиологами. Нами была предпринята попытка изучить стресс как психологический феномен, который понимается нами как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах. Состояние стресса при этом определялось нами как внутреннее переживание в ранней юности воздействия условий среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность.

Существуют различные классификации  стресса: физический и психический; положительный и отрицательный; активный и пассивный; кратковременный и длительный. Стресс является психическим и эмоциональным состоянием. Разные виды стресса и особенности его проявления становились объектом изучения отдельно взятых психологических школ и направлений. Нами были проанализированы следующие теоретические направления: трансакционистское, когнитивное, психоаналитическое. Наиболее значимой для нашего исследования явилась когнитивная теория. Это обусловлено механизмом стресса и пониманием того, что стресс оказывает воздействие не только на организм индивида, но и на личность человека, включённую в сложную систему внешнего и внутреннего взаимодействия.

2. На основании полученных результатов можно сказать, что нами были выбраны наиболее оптимальные методы исследования.

Анализ результатов доказывает вышеизложенную гипотезу о том, что  в юношеском возрасте наибольший стресс вызывает учебная деятельность. Юноши и девушки в основном испытывают негативные эмоции в стрессовых ситуациях. Среди юношей и девушек преобладают положительные способы преодоления стрессовых ситуации.

3. Изучение воздействия стрессоров  на учащихся юношеского возраста требует всестороннего рассмотрения путей позитивного преодоления стресса. В исследовании нами используется понятие «преодоление», которое в работах отдельных исследователей определяется как «копинг-поведение», «копинг-стратегия». Анализ различных подходов к изучению проблемы преодоления (Н. Хаан, Р. Моос, С. Фолкман и Р. Лазарус) позволил выделить наиболее приемлемую для нас позицию Р. Лазаруса, в соответствии с которой «преодоление» рассматривается как динамический процесс, обусловленный не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновением подростка с внешним миром. При этом процесс преодоления стресса во многом обусловлен особенностями личностных качеств учащегося в ранней юности и той ситуацией, в которой он находится.

Существуют различные  классификации форм преодоления  стресса, каждая из которых специфична, определяется субъективным значением  ситуации и посвящается либо решению реальной проблемы, либо её эмоциональному переживанию. В связи с этим следует принять во внимание две основные функции преодоления стресса юношами и девушками: 1) регуляция эмоционального состояния, включающая когнитивные, эмоциональные, поведенческие усилия, с помощью которых индивид пытается уменьшить аффективное напряжение и соответствующий компонент стресса; 2) управление проблемами, вызывающими стресс, включающее усилия, с помощью которых индивид пытается устранить причины кризисной ситуации.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 229с.
  2. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Петрова О.Н., Торофимович Е.М. Хронический стресс здоровых детей, обусловленный длительным влиянием загрязнённой окружающей среды // Стресс, адаптация и функциональные нарушения = Stress, adaptation and functional disorders: Тез. всесоюз. симпоз. (13-14 июня 1984г.) – Кишинёв: Штиинца, 1984. - С. 9.
  3. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. - В кн.: Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. - С. 3-19.
  4. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психол., 1978, №1. - С. 37-50.
  5. Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов / В.А.Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 351с. – (Современное образование).
  6. Большой толковый психологический словарь / Робер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – 560с.
  7. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. – В кн. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.Тарас, К.В.Сельчёнок. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 39-59.
  8. Васюта Г.Г. Факторы стресса государственных служащих и пути его предотвращения: Дис. …канд. психол. наук: 19.00.13. – М., 1998. – 153с.
  9. Воеводский А.Б. Радиационный риск и проявление психологического стресса // Адукацыя i выхаванне. - № 7. – 1995. – С. 77-83.
  10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. - М.: Рус. яз., 1981. – Т. 3. П. 1982. - 555с.
  11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: Хэлтон, 1998. – 399с.
  12. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики: [Учеб. пособие для ун-тов по спец. “Психология”]. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 343с.
  13. Игумнов С.А. Психотерапевтические аспекты проблемно-решающего поведения // Психология. 1997. Вып. 9. - С. 18-23.
  14. Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психол. журн. 2001. Т.22. № 4. - С. 70-80.
  15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 368с.
  16. Кокс Т. Стресс / Пер. с англ. Л.А. Милютиной; Под ред. Г.И. Косицкого. – М.: Медицина, 1981. – 213с.
  17. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 366с.
  18. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 1996. – 224с.
  19. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях / Ф.П.Космолинский. – М.: “Медицина”, 1976. – 191с.
  20. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.
  21. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. – М.: Просвещение, 1976. – 303с.
  22. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – М.: 1970. – С. 178-209.
  23. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопр. психол. – 1967. - №6. – С. 118-129.
  24. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 111с.
  25. Михайлова Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц: В связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики: Дис. …канд. психол. наук: 19.00.04. – СПб., 1998. – 192с.
  26. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред [и с вступ. ст.] А.А.Бодалёва; Акад. пед. и социал. наук. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. – 356с.
  27. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928с.
  28. Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях: Психол. практикум. – Мн.: нар. асвета, 1995. – 65с.
  29. Пергаменщик Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути. Дис. …д-ра психол. наук: 19.00.05. – Мн.,1999. – 230с.
  30. Словарь иностранных слов. – 10-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1983. – 608с.
  31. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1997. – 800с.
  32. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М.: Педагогика, 1975. – 208с.
  33. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е., Ласко Н.Б., Орр С.Ф., Питман Р.К. Психофизиологическая реактивность у ликвидаторов аварии на ЧАЭС // Психол. журн. Т.17. №2. - С. 30-45.
  34. Фурдуй Ф.И. Физиологические механизмы стресса и адаптации</s

Информация о работе Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте