Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа
Детство… В силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств, этот феномен на современном этапе развития общества приобрел высокий статус как результат длительного формирования отношений к растущему поколению на протяжении всего исторического развития общества. Неслучайно растет уже необозримое количество работ, посвященных изучению детского возраста, его психологических особенностей в динамике онтогенеза и как особого состояния при всех глубочайших проникновениях в детскую психику.
Для чего нам серебро,
Золото, каменья эти?
Все – ничтожно. Всех сокровищ
Драгоценней
сердцу дети!
Яманэ Окура.
К сыну.
Вступление
Детство… В силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств, этот феномен на современном этапе развития общества приобрел высокий статус как результат длительного формирования отношений к растущему поколению на протяжении всего исторического развития общества. Неслучайно растет уже необозримое количество работ, посвященных изучению детского возраста, его психологических особенностей в динамике онтогенеза и как особого состояния при всех глубочайших проникновениях в детскую психику. Детство, как и прежде, оценивается на разном уровне – в разных культурах, разных формах и типах его понимания. В современных условиях, когда изменилась общеисторическая ситуация функционирования человеческого сообщества, в результате, с одной стороны, глубоких объективно произошедших преобразований во всех сферах его организации, появлении новых информационно-коммуникативных систем, реального расширения и укрепления контактов, актуализации задач сохранения жизнедеятельности, повышения гуманистических начал, а с другой стороны, глобального кризиса, охватившего экологию, энергетику, экономику, демографию, взаимоотношения этносов, слоев и групп населения, на первый план выдвигается главная как всеобщая и одновременно конкретная для общества проблема – проблема его будущего. Концентрированно она выражается, в частности, в проблеме Детства.
Цель
данной работы – обозначение
и раскрытие проблемы современного
Детства в контексте нового Взрослого
мира, включающего меняющиеся ценности
и установки, выделение причин актуальности
проблемы Детства сегодня, определение
связи между миром Взрослым и Детским
на нынешнем этапе общественных отношений
и в нынешней ситуации информационного
напряжения.
Проблема определения детства
Несмотря
на то, что нет единого мнения
о времени появлении
Термин Детство используется широко, многопланово на всех уровнях и в разных сферах общества. В таком собирательном варианте он употребляется в социально-практическом и социально-организационном плане, в частности, в государственных и общественных документах, в научных исследованиях – этнографических, психологических, педагогических.
До сих пор не раскрыта социокультурная сущность Детства как особого феномена социльного, его социокультурная и социально-психологическая нагрузка в развитии общества, и при всей значимости накопленных научных данных и наличии концептуальных схем и теоретических позиций, определена система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов – вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций.
Исходным
является понимание детства
Функционально Детство предстоит как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества.
В своем
содержательном определении
Сущностно
Детство представляет собой форму проявления,
особое состояние социального развития,
когда биологические закономерности,
связанные с возрастными изменениями
ребенка, в значительной степени проявляют
свое действие, «подчиняясь», однако, во
все большей степени регулирующему и определяющему
действию социального.
Актуальность
феномена детства в
современном обществе
В наши дни Детство как особый структурно-содержательный и функциональный компонент современного общества заявляет о себе достаточно весомо не только как объективно значимое настоящее, но и определяющее будущее. Не случайно так активно развивается сфера психолого-педагогических знаний, связанная с его познанием и осмыслением. В этом плане при анализе существующей специальной разнохарактерной литературы можно вычленить два основных подхода: один состоит в дифференцированном исследовании Детства, целенаправленном его ранжировании, стремлении раскрыть особенности разных возрастных периодов и пр.; другой определяется объективно выраженным отношением к Детству как единому целому, как к растущему поколению.
Детство становится во все большей степени предметом повышенного внимания не только в связи с его общей социокультурной оценкой в осмыслении настоящего и проектировании будущего. В условиях нестабильного состояния общества Детство оказалось в социально-психологическом критическом состоянии. И поэтому особое значение приобретает психологопрактическое направление в поисках условий и возможностей его сохранения и обеспечения развития.
Между тем, в наши дни в условиях нестабильного существования мира, когда объективно сложилась острая ситуация, требующая выработки более четкой стратегии и расстановки сил, осмысления реальных потенциалов общества, проблема вычленения, определения и понимания Детства как целостного социального феномена в качестве особого слоя общества, его «не взрослого» состояния, приобретает особое значение.
А высокий уровень
современной психолого-
Эти обстоятельства
обуславливают актуальность
Измененные отношения
Взрослого и Детского
миров сегодня.
Детство
сегодня – особое сложное и
трудное, открываемое и
Детство
не только очень чувствительно
ко всем изменениям в Социуме,
соответственно реагируя на
Разумеется,
взрослым трудно согласиться
с тем, что развивающееся
Например, он связывается с реальной позицией ребенка по отношению к Взрослому миру. Понятно, что каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребенок с раннего возраста свободно общается с телевизором, видеоплеером, компьютером. Он осваивает все это как уже решенные задачи, исходную позицию. Между тем для взрослых задачи еще находятся в процессе разработки, заключают процесс решения. Здесь освоение нового осуществляется ребенком не просто в форме эстафетной связи, когда «палочка» принимается на бегу, но дети схватывают самый высокий, достигнутый уровень. Более того, имея дело с новыми электронными, компьютерными игрушками, играми и прочим, ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют осмысления из взрослыми.
Такой
диктат провоцируется
Кроме
того, детское сообщество
Детство
значительно растянулось во
И именно
этот процесс требует особого
внимания специалистов и
Позиция
Взрослого мира, его отношение
к Детству проявляются обычно
в двух вариантах:
Забота
о потомках (как носителях социального
в отличие от заботы о
Внутренние
связи детства по существу
блокированы Взрослым