Феномен детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Детство… В силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств, этот феномен на современном этапе развития общества приобрел высокий статус как результат длительного формирования отношений к растущему поколению на протяжении всего исторического развития общества. Неслучайно растет уже необозримое количество работ, посвященных изучению детского возраста, его психологических особенностей в динамике онтогенеза и как особого состояния при всех глубочайших проникновениях в детскую психику.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИКДЕТСТВО.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

   

Для чего нам серебро,

Золото, каменья эти?

Все – ничтожно. Всех сокровищ

Драгоценней сердцу дети! 

Яманэ Окура. К сыну. 
 

   Вступление

 

  Детство… В силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств, этот феномен на современном этапе развития общества приобрел высокий статус как результат длительного формирования отношений к растущему поколению на протяжении всего исторического развития общества. Неслучайно растет уже необозримое количество работ, посвященных изучению детского возраста, его психологических особенностей в динамике онтогенеза и как особого состояния при всех глубочайших проникновениях в детскую психику. Детство, как и прежде, оценивается на разном уровне – в разных культурах, разных формах и типах его понимания. В современных условиях, когда изменилась общеисторическая ситуация функционирования человеческого сообщества, в результате, с одной стороны, глубоких объективно произошедших преобразований во всех сферах его организации, появлении новых информационно-коммуникативных систем, реального расширения и укрепления контактов, актуализации задач сохранения жизнедеятельности, повышения гуманистических начал, а с другой стороны, глобального кризиса, охватившего экологию, энергетику, экономику, демографию, взаимоотношения этносов, слоев и групп населения, на первый план выдвигается главная как всеобщая и одновременно конкретная для общества проблема – проблема его будущего. Концентрированно она выражается, в частности, в проблеме Детства.

   Цель  данной работы – обозначение  и раскрытие проблемы современного Детства в контексте нового Взрослого мира, включающего меняющиеся ценности и установки, выделение причин актуальности проблемы Детства сегодня, определение связи между миром Взрослым и Детским на нынешнем этапе общественных отношений и в нынешней ситуации информационного напряжения.  

Проблема  определения детства

 

   Несмотря  на то, что нет единого мнения  о времени появлении специального  понятия и четкого в качестве  особого структурно-значимого в  социуме выделения Детства (некоторые исследователи связывают такое его вычленение исторически с палеолитом, другие – с античностью, ранним средневековьем или с 18 веком), общество всегда, на всей исторической дистанции, занимало и занимает в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития и культурных традиций) активно формирующую, действенную позицию по отношению к Детству как условию своего постоянного воспроизводства.

      Термин Детство используется широко, многопланово на всех уровнях и в разных сферах общества. В таком собирательном варианте он употребляется в социально-практическом и социально-организационном плане, в частности, в государственных и общественных документах, в научных исследованиях – этнографических, психологических, педагогических.

   До сих  пор не раскрыта социокультурная сущность Детства как особого феномена социльного, его социокультурная и социально-психологическая нагрузка в развитии общества, и при всей значимости накопленных научных данных и наличии концептуальных схем и теоретических позиций, определена система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов – вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций.

    Исходным  является понимание детства как  сложно организованного самостоятельного  в своих границах и характеристиках особого в рамках общества явления.

   Функционально Детство предстоит как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества.

   В своем  содержательном определении Детство  – это процесс – процесс  постоянного физического роста,  накопления психических новообразований,  освоения социального пространства, рефлексии на все отношения  в этом пространстве, самоопределения  в нем.

   Сущностно Детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь», однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального. 

 Актуальность феномена детства в современном обществе  

   В наши дни Детство как особый структурно-содержательный и функциональный компонент современного общества заявляет о себе достаточно весомо не только как объективно значимое настоящее, но и определяющее будущее. Не случайно так активно развивается сфера психолого-педагогических знаний, связанная с его познанием и осмыслением. В этом плане при анализе существующей специальной разнохарактерной литературы можно вычленить два основных подхода: один состоит в дифференцированном исследовании Детства, целенаправленном его ранжировании, стремлении раскрыть особенности разных возрастных периодов и пр.; другой определяется объективно выраженным отношением к Детству как единому целому, как к растущему поколению.

   Детство становится во все большей степени предметом повышенного внимания не только в связи с его общей социокультурной оценкой в осмыслении настоящего и проектировании будущего. В условиях нестабильного состояния общества Детство оказалось в социально-психологическом критическом состоянии. И поэтому особое значение приобретает психологопрактическое направление в поисках условий и возможностей его сохранения и обеспечения развития.

  Между тем, в наши дни в условиях нестабильного существования мира, когда объективно сложилась острая ситуация, требующая выработки более четкой стратегии и расстановки сил, осмысления реальных потенциалов общества, проблема вычленения, определения и понимания Детства как целостного социального феномена в качестве особого слоя общества, его «не взрослого» состояния, приобретает особое значение.

А высокий уровень  современной психолого-педагогической науки обеспечивает возможность  познания многих закономерностей, особенностей, характеристик Детства.

   Эти обстоятельства  обуславливают актуальность обращения  к обсуждению кардинально значимых  проблем и вопросов, связанных  с раскрытием его смысла, сущности, содержания, функциональной нагрузки  в развитии общества и т. д., некоторые из которых представляется возможным рассмотреть или поставить здесь.

  

  Измененные отношения Взрослого и Детского миров сегодня. 

   Детство  сегодня – особое сложное и  трудное, открываемое и непонимаемое  явление. Являясь сложным, самостоятельным организмом, Детство составляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит принципиально важные цели и задачи взаимодействия со взрослыми, определяя в значительной степени (как на парадоксально это звучит) направления нашей взрослой деятельности.

   Детство  не только очень чувствительно  ко всем изменениям в Социуме,  соответственно реагируя на них,  но оно само ставит перед  взрослыми все новые и новые задачи, реально активно влияя на общество.

   Разумеется, взрослым трудно согласиться  с тем, что развивающееся Детство  стимулирует развитие их мира. Однако, безусловно, человеческое общение ощущает активное воздействие, своего рода диктат развивающихся потребностей Детства, его внутреннего роста. Диктат этот проявляется достаточно разнопланово, разнонаправлено и разнохарактерно.

   Например, он связывается с реальной позицией ребенка по отношению к Взрослому миру. Понятно, что каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребенок с раннего возраста свободно общается с телевизором, видеоплеером, компьютером. Он осваивает все это как уже решенные задачи, исходную позицию. Между тем для взрослых задачи еще находятся в процессе разработки, заключают процесс решения. Здесь освоение нового осуществляется ребенком не просто в форме эстафетной связи, когда «палочка» принимается на бегу, но дети схватывают самый высокий, достигнутый уровень. Более того, имея дело с новыми электронными, компьютерными игрушками, играми и прочим, ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют осмысления из взрослыми.

   Такой  диктат провоцируется постоянно  изменяющимся уровнем саморазвития  ребенка, который стремится к собственному поиску решения встающих перед ним задач, вовсе не только учебных, и расширяет пространство своего выхода в мир, в том числе в мир взрослых задач и проблем.

   Кроме  того, детское сообщество значительно  более динамично, чем оценивают его взрослые, традиционно ведя поиск устойчивых закономерностей. Между тем сейчас не менее, а может быть более важно (естественно, при сохранении прежних задач) определять, устанавливать направленность динамики, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик.

   Детство  значительно растянулось во времени,  удлинилось в развитых странах  за последние сто – сто тридцать  лет на одну треть – с  12 до 18-летнего рубежа. Одновременно  происходит все более динамичное  развитие внутри каждой ступени-стадии Детства.

   И именно  этот процесс требует особого  внимания специалистов и общества. В частности, четко формулируется  задача выявления сравнительных  характеристик детского развития  на современном этапе по отношению  к предшествующему (и на исторически различных этапах), возможностей, потребностей детей в разных возрастных периодах в наши дни, определения специфики их реального взросления (освоения, присвоения, реализации взрослости), выступающего внутренне заложенной целью Детства. Причем эта же цель – взросление детей, субъективно имеющая другую направленность – обеспечить это взросление – выступает главной и для Взрослого мира.

   Позиция  Взрослого мира, его отношение  к Детству проявляются обычно  в двух вариантах: эмоциональном  – объективно существующая, проявляющаяся в разной степени любовь, симпатия к младшим, и моральная – социальная ответственность за будущие поколения, включающая осознание и своего будущего, обязанности по отношению к Детству и формирование будущих обязанностей детей по отношению к взрослым.

   Забота  о потомках (как носителях социального  в отличие от заботы о потомстве), как известно, изначально присуща  человеческому сообществу. Но на  исторически разных этапах его  развития по-разному строились  отношения к Детству, к возрастным границам, ставились разные задачи, существовали разные возможности приобщения детей к взрослому Социуму. Например, в древности Детство в большей степени «всеобще» принадлежало-противостояло взрослым. И практически ответственность за каждого ребенка была общей, что обеспечивало развитие не только отношений отдельных взрослых, прежде всего родителей, к конкретному ребенку как таковому, но и отношение всех взрослых ко всем детям как к неотъемлемой части всего сообщества. Современное Детство стало, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии на окружающий мир в целом; с другой – более инфантильным в плане социальной направленности. Так, полученные данные исследований свидетельствуют о серьезных смещениях в мотивационно-потребностной сфере детей – появлении новых, зачастую весьма «спорных», ценностей, тревожном сдвиге мотивов и т. д. В значительной мере это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, четкости позиции в отношении к действительности самого взрослого общества. Безусловно, важную роль в этом плане играет сведение к минимуму структур, обеспечивающих формирование детского социума.

   Внутренние  связи детства по существу  блокированы Взрослым сообществом.  В нашей стране, например, легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельностных объединений. Существующие же различные секции, кружки и прочие внеклассные формы ориентированы на конкретную предметную деятельность, а не на взаимодействие детей, не на проявление ребенком себя среди других, с другими, в своем социуме, представляющем его к тому же в большом социуме, в обществе. Между тем дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой (разных в разных возрастах), в организации особых социальных структур, которые несут определенную нагрузку, как в самом детском социуме, так и во взрослом мире. Отсюда, кстати, роль и жизненность движения скаутов, которое насчитывает сейчас около 16 миллионов растущих людей в 120 странах мира, воспитывающихся в духе служения Богу, Родине и близким. Характер этого воспитания отвечает глубинным потребностям подростков, стремящихся приобщаться к обществу, не столько брать от людей, сколько отдавать им. Здесь уместно вспомнить, в чем была в свое время сила тимуровского движения. Оно отвечало именно данной потребности растущего человека – «дарить» себя обществу. Тимуровцы «по секрету» приносили пользу людям, получая от этого внутреннее удовлетворение. Другое дело, что взрослые-профессионалы сотворили в школах с тимуровцами? Они стали вывешивать графики, уничтожая в результате само движение. Корни подобного происхождения кроются в том, что, к сожалению, в нашем взрослом мире до сих пор отсутствует должное доверие к растущим людям, которые искусственно выводятся за пределы социально значимых, но доступных им дел.

Информация о работе Феномен детства