Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:40, курсовая работа
Детство… В силу комплекса объективных и субъективных обстоятельств, этот феномен на современном этапе развития общества приобрел высокий статус как результат длительного формирования отношений к растущему поколению на протяжении всего исторического развития общества. Неслучайно растет уже необозримое количество работ, посвященных изучению детского возраста, его психологических особенностей в динамике онтогенеза и как особого состояния при всех глубочайших проникновениях в детскую психику.
В настоящее
время появился тип игрушек,
который качественно
Скажем более: игрушка является носителем не просто образа, а определенной событийной структуры, которая, не будет преувеличением сказать, выражает определенную идеологию. Эта игрушка организует определенным образом психические процессы играющего ребенка: он покупает ее, посмотрев фильм, кадры которого вызвали у него выделение адреналина, потенциал действия. Он встречает картинку с игрушкой в магазине. В детских журналах он "читает" комиксы про новые приключения "героя". Получается, что игрушка "изменяет" не только фантазию - но и социальную реальность, окружающую среду.
Осталось подождать немного - и в ближайшем будущем мы увидим "искусственно живых" героев фильмов, которые обладают энергетической, эмоциональной и информационной автономией. Их можно будет купить для того, чтобы фильм не кончался и ребенок продолжал жить в этом фильме. Так игрушки изменят реальность. Они будут "общаться" с детьми в соответствие с заложенной программой. Еще немного - и для ребенка они заменят вечно занятых родителей.
Вспомним эффект запечатления: вылупившийся утенок первый увиденный объект принимает по умолчанию за материнский и следует за ним, повторяя его движения. Мигающий трансформер притягивает внимание и запечатлевается намного сильнее, нежели кусок соломы, обтянутый тканью. Запечатленное сегодня становится нормой завтра: прежде всего антропологической нормой; нормой отношений, событий, ситуаций - к которым готов ребенок и которые он идентифицирует как "нормальные". Стоит задать вопрос: насколько нормальны те образы, которые являют собой современные игрушки?
Кроме того, соломой "управлять" намного легче - она играет роль, заданную ребенком - "режиссером". С трансформером ребенок играет преимущественно как "зритель" - и обратим на это внимание на это качественно отличие. Раньше ребенок был создателем игрушки и игр с ней. Теперь он пассивный зритель - точнее сказать: исполнитель, который играет по сценарию, заложенным в его голову изготовителем игрушки.
Приведем пример: когда ребенку покупают электрифицированную железную дорогу - что остается ему делать, кроме как нажимать кнопку, переключающую стрелку и смотреть, как бегает состав. Такие действия складываются в формально-манипулятивную деятельность. У ребенка отобрана необходимость прилагать свои собственные (в том числе физические) усилия для запуска игрушки - как могло бы быть в случае механического завода паровозика. А если нет усилий со стороны ребенка - о каком развитии эмоционально-волевой сферы может идти речь? Налицо дисбаланс: гипертрофированное развитие эмоций и приглушение, подавление волевых функций. В конце концов ребенок принимает эмоции, настроение за волю и начинает на почве этой подмены болеть невротическим самоутверждением. Отсюда внушаемость, непостоянство, импульсивность и поверхностность определенной части подростков.
Сегодня
мы являемся свидетелями
Постой болванчик не притягивает к себе внимание ребенка. Он является единым объектом и не является игрушкой на самом деле. Игрушкой его делает сам ребенок, внимание которого находится внутри. Современный трансформер является игрушкой по определению и не просто игрушкой, а искусственной структурой (электронной формой "жизни"), которая создана специально для детей. Робот притягивает внимание ребенка к себе, во внешнюю реальность - за счет обилия точек внимания: блестящие детали, шарниры, кнопки, звуки - не говоря уже об ассоциативном ряде (воспоминания о фильме, как хороший робот победил плохого), потенциале действия (желание потрогать, нажать) и детской гордости от обладания такой игрушкой (что скажут друзья, когда я им покажу его).
В этом
отношении пучок соломы был
весьма естественен и
К сожалению, общество недооценивает важности коммуникативной роли игрушек в жизни ребенка. Игрушка является специфическим средством информационного воздействия на детей.
Психика может привыкнуть к притоку внешних впечатлений, которые идентифицируются как "свои". Эмоциональный и сенсорный заряд (из которых и состоит впечатление) имеют определенную направленность. Попадая во внутренний мир, впечатление по закону ассоциативных рядов связывается с подобными и, тем самым, оказывает влияние на фантазию и мотивы поведения. Существует риск, что ребенок привыкнет к внешней, анонимной мотивации и окажется зависимым от источников впечатлений; его жизнь будет организована не по принципу целесообразности и осознанности, а по принципу яркости и остроты переживаний, получаемых от следования за стимулом - картинкой, музыкой.
Как сохранить ребенка от передачи такой информации о мире и о детской личности, которая может спровоцировать возникновение неоправданных представлений о себе, и представлений, связанных с зависимостью от внешнего мира; причем зависимостью опасной - ибо она формируется на фоне неумения использовать возможность своей личности, работать, прилагать усилия?
Информационная защита ребенка начинается с защиты человека-родителя, который ищет систему, которая за него сделает сложную работу по образованию ребенка и возьмет на себя ответственность – от школы до современных средств массовой информации. Возможность оградить детей от пагубного влияния внешнего потока информации кроется во внимании к младшему поколению, к восстановлению непосредственного диалога между родителем и ребенком, учителем и учеником, Взрослым и Детским миром.
Заключение
Проблема взаимоотношений Детства и Взрослых стала одной из наиболее актуальных, однако, к сожалению, она не только недостаточно разработана, но и не является в должной мере предметом специального внимания. «Детства не знают, - писал Ж. Ж. Руссо, - при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются». Так ли далеко продвинулись мы в познании этого феномена?
Сегодня ребенок, проходя этап социализации, как никогда подвергается серьезным испытаниям, которые готовим ему мы, взрослые. Эффективность современных институтов социализации и конкретных методов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Отсюда – новые вопросы: какие действия и ориентации лучше всего подготавливают людей к новому, неизвестному будущему? Каким образом люди, научившиеся (или не научившиеся) успешно действовать в одной среде, могут подготовить своих детей успешно жить и работать в другой среде? Осознает ли нынешнее поколение взрослых масштаб происходящих социальных изменений и связанную с этим необходимость готовить своих детей к жизни в мире, существенно отличном от их собственного? Научившись, отдавать отчет своим действиям перед самими собой и, прежде всего, перед нашими детьми, мы сможем обеспечить им счастливое детство. А не это ли главная составляющая счастья взрослых?