Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть формирование и проявление игровой зависимости у подростков.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:
1. Выяснить, как понятие игровой зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
2. Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимости и ее причины.
3. Рассмотреть проявление компьютерной зависимости у подростков.
4. Провести исследование среди подростков на предмет игровой зависимости.
5. Проанализировать полученный материал.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Особенности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков……………………………………………………7
1.1Понятия «зависимость» и «игровая зависимость»………………..7
1.2 Причины возникновения игровой зависимости………………….10
1.3 Специфика ролевых компьютерных игр…………………………..12
1.4Психологические особенности игровой зависимости в подростковом возрасте…………………………………………………………15
1.5 Проявление игровой зависимости у подростков…………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления игровой компьютерной зависимости у подростков на примере игры «Worldof WarCraft»…...…………………………………………………...…..21
2.1 Организация и методы исследования……………………………….21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………….22
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………..28
Приложения…………………………………………………………...…
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология
ПРОЯВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ
Курсовая работа
по дисциплине «Социальная психология»
РуководительРазработал
доцент
________________Кашник
О.И. __________________
(подпись) (подпись)
_____________ __________
(дата проверки) (дата сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
(запись о допуске к защите)
______________________________
(оценка по результатам защиты) (подпись преподавателя)
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Особенности проявления игровой
компьютерной зависимости у подростков……………………………………………………
1.1Понятия «зависимость» и «игровая зависимость»………………..7
1.2 Причины возникновения игровой зависимости………………….10
1.3 Специфика ролевых компьютерных игр…………………………..12
1.4Психологические
особенности игровой зависимости в подростковом
возрасте…………………………………………………………
1.5 Проявление игровой зависимости у подростков…………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование
проявления игровой компьютерной зависимости
у подростков на примере игры «WorldofWarCraft»…...………………………
2.1 Организация
и методы исследования………………………
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………….22
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на личность современного человека. Компьютеры уже я давно перестали быть безликими рабочими машинами и стали частью повседневной жизни людей, для кого-то они незаменимые помощники, средство для общения и поиска информации, инструмент самореализации и заработка, а для кого-то развлечение, способ уйти от реалий своей жизни, инструмент для общения.
Сегодняшние темпы компьютеризации
превышают темпы развития всех других
отраслей. Без компьютеров и компьютерных
сетей не обходится сегодня ни
одна средняя фирма, не говоря о крупных
компаниях. Современный человек
начинает взаимодействовать с
Вместе с появлением компьютеров
появились компьютерные игры, которые
сразу же нашли массу поклонников.
С совершенствованием компьютеров
совершенствовались и игры, привлекая
все больше и больше людей. На сегодняшний
день компьютерная техника достигла
такого уровня развития, что позволяет
программистам разрабатывать
Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере. Более того, подобное пагубное пристрастие иной раз превознемогает даже биологические потребности организма, что ведет в свою очередь к неминуемой смерти игрока. К сожалению, в последнее время такие случаи участились, причем они имеют место и в нашей стране.
Ученные из разных стран
склонны выделять различные причины
формирования кибераддикции, среди
них и низкая самооценка (которую
можно поднять в виртуальном
мире, проводя достаточно времени
для совершенствования своего персонажа),
неудовлетворенность своим
Так или иначе, бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем – а значит и повышается риск все большего количества смертей, - этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки. Необходимо заметить, что если в Китае и ряде других азиатских стран вводятся меры по профилактике игромании, а в Европе открываются клиники реабилитации для геймеров, попавших в зависимость, то Россия же, ограничилась несколькими публикациями о подобных случая смерти и единичными теоретическими работами по данной проблематике, где в основном констатировался факт наличия подобной аддикции, но отсутствовали какие либо практические разработки, а так же рекомендации по профилактике подобной зависимости.
Таким образом, наше исследование будет посвящено феномену кибераддикции. Мы рассмотрим как стадии формирования такой зависимости, так и ее проявление. На основании полученных данных станут видны причины и механизм формирования кибераддикции к виртуальным играм (в особенности MMORPG1).
Актуальность данной темы обуславливается возросшим интересом подростков к компьютерным играм, а также увеличивающимся количеством подростков, страдающих игровой зависимостью.
Объект исследования: проявление игровой зависимости у подростков.
Предмет исследования: проявление психологической зависимости подростков на примере игры WorldofWarCraft.
Цель исследования: рассмотреть формирование и проявление игровой зависимости у подростков.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:
В качестве методов исследования использовались: тестирование
1. « Тест на
игровую компьютерную
2. Опросник
«Восприятие виртуальной
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты экспериментальной работы можно использовать на практике для обоснования причин формирования и проявления игровой зависимости у подростков, а также при составлении программ, направленных на профилактику игровой компьютерной зависимости у подростков.
Экспериментальная база: Исследование проводились на базе игрового сервера «Darkwell» . В эксперименте приняли участие 20 игроков со стажем игры, не менее года, в возрасте 14-17 лет.
Глава 1. Особенности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков.
Рассмотрим понятие «зависимость» в социально-психологической литературе. Зависимость - подчиненность чему-либо, при отсутствии самостоятельности, свободы. Такую трактовку понятия дает толковый словарь С.И Ожегова.
Зависимость в определенных жизненных ситуациях – явление вполне здоровое, нормально, даже необходимое. Зависимость мамы и младенца, наша зависимость от кислорода и многое другое. Но зависимость здорова и хороша тогда и только тогда, когда она занимает нашей природой отведенное место. И такая здоровая зависимость часто перерастает в принципиально иное, болезненное, разрушительное состояние. Например, когда ребенок вырастает, превращается в подростка, а потом и во взрослого, а родительница его не «отпускает», отношения становятся невыносимыми для обеих сторон. Точно также, когда влюбленность, приводя к браку, превращается во взаимное рабовладение, семейная атмосфера становится болезненной, порождая неврозы и аддикции.
Термин Addictus исходно относился к сфере юридической. Он означает «приговаривать свободного человека к рабству за долги». Аддикт — зависимая личность, раб. Зависимым (аддиктивным) поведением называется глубокая, рабская зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как будто идущая извне, будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры — то есть, любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его.
В «Большом психологическом словаре» понятие аддикция рассматривается как особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.
В последнее время наметилась тенденция,
относящаяся к исследованиям
в области игровой зависимости,
суть которой заключается в том,
чтобы рассматривать
Игровая зависимость, гейминг — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми, приводящее к резкому сокращению всех
остальных видов деятельности, ограничению
общения с другими людьми. Так понятие игровая зависимость рассматривается
в психологическом словаре. (http://psylist.net/slova/psy/
Сегодня многие социологи считают, что компьютерные игры — это наркотики. Они вызывают привыкание, возбуждают азарт, от них трудно отвыкнуть. У людей, страдающих игровой зависимостью, периодически внезапно возникает непреодолимое влечение к игре. Это стремление овладевает рассудком и подчиняет себе поведение.
Выделяют следующие признаки игровой
зависимости:
1.После прекращения игры возникает беспокойство,
эмоциональныйдискомфорт.
2.Человек думает об игре, когда не играет.
3.Продолжение игры угрожает работе, учебе.
4. Для сохранения возможности играть человек
начинает обманывать родственников и
друзей.
5. Игра становится способом ухода от проблем.
Психологи считают, что неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.
Уход от реальности в компьютерный
мир со временем порождает безразличие
к жизни, настоящие эмоции теряют
свою яркость, стирается грань между
чувствами. Характер отношений с
компьютером принимает все
Информация о работе Формирование игровой зависимости у подростков