Формирование игровой зависимости у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть формирование и проявление игровой зависимости у подростков.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:
1. Выяснить, как понятие игровой зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
2. Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимости и ее причины.
3. Рассмотреть проявление компьютерной зависимости у подростков.
4. Провести исследование среди подростков на предмет игровой зависимости.
5. Проанализировать полученный материал.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Особенности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков……………………………………………………7
1.1Понятия «зависимость» и «игровая зависимость»………………..7
1.2 Причины возникновения игровой зависимости………………….10
1.3 Специфика ролевых компьютерных игр…………………………..12
1.4Психологические особенности игровой зависимости в подростковом возрасте…………………………………………………………15
1.5 Проявление игровой зависимости у подростков…………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления игровой компьютерной зависимости у подростков на примере игры «Worldof WarCraft»…...…………………………………………………...…..21
2.1 Организация и методы исследования……………………………….21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………….22
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………..28
Приложения…………………………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

Formirovanie_igrovoy_zavisimosti_podrostkov_i_m.docx

— 65.85 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет  путей сообщения

Кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология

 

ПРОЯВЛЕНИЕ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ  ОТ РОЛЕВЫХ КОМЬЮТЕРНЫХ ИГР, У  ПОДРОСТКОВ, НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ WORLDOFWARCRAFT.

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине «Социальная психология»

 

 

 

 

 

РуководительРазработал

доцент                                                     студент гр. ПЛБ-211

 

________________Кашник О.И. __________________Мильцева Д.П

(подпись)     (подпись)

_____________   __________

(дата  проверки) (дата сдачи на проверку)

 

Краткая рецензия:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________

        (запись о допуске к защите)

_________________________________ _________________________________

        (оценка по результатам защиты)                         (подпись преподавателя)

 

2012 год


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1.Особенности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков……………………………………………………7

1.1Понятия «зависимость» и «игровая зависимость»………………..7

1.2 Причины возникновения игровой зависимости………………….10

1.3 Специфика ролевых компьютерных игр…………………………..12

1.4Психологические особенности игровой зависимости в подростковом возрасте…………………………………………………………15

1.5 Проявление игровой зависимости у подростков…………………19

Глава 2.  Экспериментальное исследование проявления игровой компьютерной зависимости у подростков на примере игры «WorldofWarCraft»…...…………………………………………………...…..21

2.1 Организация  и методы исследования……………………………….21

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………….22

Заключение………………………………………………………………26

Список  литературы……………………………………………………..28

Приложения…………………………………………………………...…30

 

Введение

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают  определенный отпечаток на личность современного человека. Компьютеры уже  я давно перестали быть безликими  рабочими машинами и стали частью повседневной жизни людей, для кого-то они незаменимые помощники, средство для общения и поиска информации, инструмент самореализации и заработка, а для кого-то развлечение, способ уйти от реалий своей жизни, инструмент для общения.

Сегодняшние темпы компьютеризации  превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных  компаниях. Современный человек  начинает взаимодействовать с компьютером  постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая  свое место в нашем сознании, а  мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности  этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных  ракет, за банковские переводы многомиллионных  сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся  людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.

Вместе с появлением компьютеров  появились компьютерные игры, которые  сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров  совершенствовались и игры, привлекая  все больше и больше людей. На сегодняшний  день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет  программистам разрабатывать очень  реалистичные игры с хорошим графическим  и звуковым оформлением, доходящим  до эффекта полного погружения в  виртуальную атмосферу игры. С  каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых  в народе называют "компьютерными  фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра). В свою очередь медики и психологи [3, 5, 14] уже давно дали термин такого рода поведению – кибераддикция, а людей, страдающих зависимостью от компьютерных игр называют кибераддиктами.

Основной деятельностью  этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них  очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а  главное - на удовлетворение потребности  в игре на компьютере. Более того, подобное пагубное пристрастие иной раз превознемогает даже биологические  потребности организма, что ведет  в свою очередь к неминуемой смерти игрока. К сожалению, в последнее  время такие случаи участились, причем они имеют место и в нашей  стране.

Ученные из разных стран  склонны выделять различные причины  формирования кибераддикции, среди  них и низкая самооценка (которую  можно поднять в виртуальном  мире, проводя достаточно времени  для совершенствования своего персонажа), неудовлетворенность своим социальным положением, небольшой круг общения, отсутствие альтернативных видов деятельности и пр. В нашей работе мы постараемся  систематизировать причины, приводящие к формированию такого рода зависимости, а так же рассмотреть основные из них.

Так или иначе, бесспорен  тот факт, что феномен психологической  зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что  количество людей, попадающих в эту  зависимость, растет с каждым днем –  а значит и повышается риск все  большего количества смертей, - этот вопрос требует изучения со стороны психологической  науки. Необходимо заметить, что если в Китае и ряде других азиатских  стран вводятся меры по профилактике игромании, а в Европе открываются  клиники реабилитации для геймеров, попавших в зависимость, то Россия же, ограничилась несколькими публикациями о подобных случая смерти и единичными теоретическими работами по данной проблематике, где в основном констатировался  факт наличия подобной аддикции, но отсутствовали какие либо практические разработки, а так же рекомендации по профилактике подобной зависимости.

Таким образом, наше исследование будет посвящено феномену кибераддикции. Мы рассмотрим как стадии формирования такой зависимости, так и ее проявление. На основании полученных данных станут видны причины и механизм формирования кибераддикции к виртуальным  играм (в особенности MMORPG1).

Актуальность данной темы обуславливается возросшим интересом подростков к компьютерным играм, а также увеличивающимся количеством подростков, страдающих игровой зависимостью.

Объект исследования: проявление игровой зависимости у подростков.

Предмет исследования: проявление психологической зависимости подростков на примере игры WorldofWarCraft.

Цель исследования: рассмотреть формирование и проявление игровой зависимости у подростков.

Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:

    1. Выяснить, как понятие игровой зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
    2. Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимоти и ее причины.
    3. Рассмотреть проявление компьютерной зависимости у подростков.
    4. Провести исследование среди подростков на предмет игровой зависимости.
    5. Проанализировать полученный материал.
    6. Выяснить превентивные меры и методы борьбы с игровой зависимостью.

В качестве методов исследования использовались: тестирование

      1. « Тест на  игровую компьютерную зависимость»  Кимберли Янг, выполенный и  адаптированный В.А.Буровой,

      2.  Опросник  «Восприятие виртуальной реальности  в комьютерной игре», разработанный  А.Е. Щепилиной.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что результаты экспериментальной работы можно использовать на практике для обоснования причин формирования и проявления игровой зависимости у подростков, а также при составлении программ, направленных на профилактику игровой компьютерной зависимости у подростков.

Экспериментальная база: Исследование проводились на базе игрового сервера «Darkwell» . В эксперименте приняли участие 20 игроков со стажем игры, не менее года, в возрасте 14-17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков.

    1. Понятия «зависимость» и «игровая зависимость».

Рассмотрим понятие «зависимость» в социально-психологической литературе. Зависимость - подчиненность чему-либо, при отсутствии самостоятельности, свободы. Такую трактовку понятия дает толковый словарь С.И Ожегова.

Зависимость в определенных жизненных ситуациях – явление вполне здоровое, нормально, даже необходимое. Зависимость мамы и младенца, наша зависимость от кислорода и многое другое. Но зависимость здорова и хороша тогда и только тогда, когда она занимает нашей природой отведенное место. И такая здоровая зависимость часто перерастает в принципиально иное, болезненное, разрушительное состояние. Например, когда ребенок вырастает, превращается в подростка, а потом и во взрослого, а родительница его не «отпускает», отношения становятся невыносимыми для обеих сторон. Точно также, когда влюбленность, приводя к браку, превращается во взаимное рабовладение, семейная атмосфера становится болезненной, порождая неврозы и аддикции.

Термин Addictus исходно относился к сфере юридической. Он означает «приговаривать свободного человека к рабству за долги». Аддикт — зависимая личность, раб. Зависимым (аддиктивным) поведением называется глубокая, рабская зависимость от некоей власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как будто идущая извне, будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры — то есть, любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его.

В «Большом психологическом словаре» понятие аддикция рассматривается как особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством  изменения своего психического состояния.

В последнее время наметилась тенденция, относящаяся к исследованиям  в области игровой зависимости, суть которой заключается в том, чтобы рассматривать психологические  аспекты игровой зависимости  по аналогии с  психологическими аспектами  наркотической, алкогольной и других "традиционных" зависимостей. Проведение таких параллелей весьма удобно с точки зрения научного исследования игровой зависимости, т.к., в случае подтверждения эквивалентности этих видов зависимости, станет возможным спроецировать весь объем знаний, накопленных в области "традиционных"       видов зависимости, на зависимость от компьютерных игр. Однако следует  заметить, что далеко не все "стыкуется" в сопоставлении этих видов зависимости. (Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии, -1991 - №1. )

Игровая зависимость, гейминг — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Так понятие игровая зависимость рассматривается в психологическом словаре. (http://psylist.net/slova/psy/?id_slovar=4477)

Сегодня многие социологи считают, что компьютерные игры — это наркотики. Они вызывают привыкание, возбуждают азарт, от них трудно отвыкнуть. У людей, страдающих игровой зависимостью, периодически внезапно возникает непреодолимое влечение к игре. Это стремление овладевает рассудком и подчиняет себе поведение.

Выделяют следующие признаки игровой  зависимости: 
1.После прекращения игры возникает беспокойство, эмоциональныйдискомфорт. 
2.Человек думает об игре, когда не играет. 
3.Продолжение игры угрожает работе, учебе. 
4. Для сохранения возможности играть человек начинает обманывать родственников и друзей. 
5. Игра становится способом ухода от проблем.

Психологи считают, что неважно, какой  тип игры человек выбирает – все  они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной  реальности, избавляя от необходимости  думать о действительно важных делах  и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что  время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в  период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.

Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие  к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между  чувствами. Характер отношений с  компьютером принимает все более  интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности  коммуникации усиливаются. Необходимость  в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении. 

Информация о работе Формирование игровой зависимости у подростков