Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть формирование и проявление игровой зависимости у подростков.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования:
1. Выяснить, как понятие игровой зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
2. Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимости и ее причины.
3. Рассмотреть проявление компьютерной зависимости у подростков.
4. Провести исследование среди подростков на предмет игровой зависимости.
5. Проанализировать полученный материал.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Особенности проявления игровой компьютерной зависимости у подростков……………………………………………………7
1.1Понятия «зависимость» и «игровая зависимость»………………..7
1.2 Причины возникновения игровой зависимости………………….10
1.3 Специфика ролевых компьютерных игр…………………………..12
1.4Психологические особенности игровой зависимости в подростковом возрасте…………………………………………………………15
1.5 Проявление игровой зависимости у подростков…………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления игровой компьютерной зависимости у подростков на примере игры «Worldof WarCraft»…...…………………………………………………...…..21
2.1 Организация и методы исследования……………………………….21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………….22
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………..28
Приложения…………………………………………………………...…
Таким образом, под понятием «зависимость» мы будем понимать - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Под понятием «игровая зависимость» - форму психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
1.2. Причины возникновения игровой зависимости.
Одним из важных факторов формирования
игровой зависимости являются свойства
характера - повышенная обидчивость, ранимость,
тревожность, склонность к депрессии,
низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость,
неспособность разрешать
Уход в игровую реальность является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через игру. Игровая реальность служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.
Страдающие кибераддикцией часто испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. "Я настолько плох, что даже близкие меня не понимают". "Я просто урод, из меня ничего не получится". Такой человек больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций. Характерно, что начало проявления игровой зависимости происходит в школьные годы, а ее разгар на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений и стрессоустойчивость.
Формирование игровой
Наиболее сильно человек
подвержен именно игровой
Кибераддикция иногда может также возникать, как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении, что вызывает необходимость срочного вмешательства и лекарственной терапии. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.[1]
Таким образом причиной игровой
зависимости может стать
1.3 Специфика ролевых
В данном пункте мы рассмотрим специфику
влияния ролевых компьютерных игр
на формирование психологической зависимости
и дадим психологическое
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр.
Итак, что мы понимаем в психологическом смысле под ролевыми компьютерными играми. Ролевые компьютерные игры — это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Здесь очень важно различать понимание ролевой компьютерной игры в жанровой классификации компьютерных игр (RPG — RolePlayingGame) и понимание этого класса игр в необходимом нам психологическом смысле.
Выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия игр делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях — процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели неролевые компьютерные игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности. Мы не отрицаем возможности формирования психологической зависимости от неролевых компьютерных игр, а также от таких видов работы с компьютером как программирование или работа с Интернет. Не исключена также возможность того, что этого рода зависимость может быть не менее сильна, чем зависимость от ролевых компьютерных игр. Однако мы делаем совершенно очевидное предположение о том, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего. Иными словами, мы не считаем, что зависимость от ролевых компьютерных игр обгоняет компьютерные зависимости другого рода по таким показателям как сила (в смысле привязанности, «тяги» к компьютеру) и скорость образования, но предполагаем ее приоритет в смысле более глубокого влияния на психику человека. Исходя из этого есть основание предположить большую опасность пагубного влияния ролевых компьютерных игр в случае злоупотребления игрой, и, наоборот, возможность их применения в качестве терапевтического метода в психокоррекционной работе.
Исходя из этого, выделим критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:
1) Ролевая игра должна располагать играющего к «вхождению» в роль компьютерного персонажа и «атмосферу» игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей.
2) Ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте — накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д. Хотя и в любой компьютерной игре есть элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не должен иметь первостепенного значения.
Итак, ролевые компьютерные игры — это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Данный вид игр в наибольшей мере позволяют человеку «войти» в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Психологическая классификация компьютерных игр, в основе которой лежит разделение последних на ролевые и неролевые, поможет нам отбросить незначимые по силе влияния неролевые игры и заострить внимание на наиболее интересном с точки зрения психологии детище компьютерных технологий — ролевых компьютерных играх.
1.4 Психологические особенности игровой зависимости в подростковом возрасте.
Подростковый возраст — стадия
онтогенетического развития между
детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17
лет), которая характеризуется
Ребенок, став подростком, обнаруживает неподготовленность управлять собственным бурным развитием, своими переживаниями. Сами по себе эти переживания не являются причиной отклонений в поведении. Отклонения в поведении подростка появляются в результате ошибок, допущенных родителями в воспитательной работе из-за незнания или игнорирования ими возрастныхособенностей подростков.
В нашем обществе подростки в
значительной мере усваивают роли и
правила поведения из сюжетов
компьютерных игр, телевизионных передач,
фильмов и других средств массовой
коммуникации. Символическое содержание,
представленное в этих источниках,
оказывает глубокое воздействие
на процесс социализации, способствуя
формированию определенных ценностей
и образцов поведения подростков.
Каждый раз подросток «с головой» уходит
в игру, взаимодействуя с объектами, участвующими
в ней, которые подчиняются определенным
законам, описывающим их поведение. Он
имеет возможность исследовать в деталях
все время новый, постоянно обновляющийся
мир игры, сталкиваясь порой с неожиданными
явлениями в рамках предварительно определенных
законов этого мира. В основном его любимые
персонажи или объекты «живут», чтобы,
изменяясь в бесконечных сочетаниях и
вариациях, доставлять ему радость. Среди
них есть «плохие» и «хорошие», «добрые»
и «злые», «умные» и «глупые». Прежде всего,
игра дает все те эмоции, которые не всегда
предоставляет ребенку жизнь. Широчайший
спектр эмоций (от положительных до отрицательных)
можно испытать, не сдвигаясь с места!
Это восторг, удовольствие, увлеченность,
досада, гнев, раздражение. Игра дает выход
избыточной жизненной силы, отдых и разрядку,
стремление к главенству, компенсацию
вредных побуждений, восполнение монотонной
деятельности, подчинение врожденному
инстинкту подражания, упражнение в самообладании,
удовлетворение невыполнимых в реальной
обстановке желаний, осуществляет тренировку
перед серьезным делом. В игре детям и
подросткам хорошо. Они сильные, смелые,
успешные. Есть и другой важный аспект:
ребенок в игре получает власть над миром,
практически не прикладывая усилий, используя
лишь в качестве аналога волшебной палочки
компьютерную мышь. У него создается иллюзия
овладения этим миром. Проиграв, он может
переиграть, вернуться назад, что-то переделать,
заново прожить неудавшийся фрагмент
игры. Это особенно захватывает детей
и подростков, который болезненно ощущает
свою неуспешность, которого привлекает
возможность избавления от своих комплексов,
сиюминутного получения удовольствия,
представления себя в различных обличьях.
В основном состояние компьютерной зависимости
дезадаптирует детей и подростков, выбивает
из жизни, причем таким образом, что у него
не остается других интересов, кроме игры.
Ребенок уже не может без нее жить. Она
становится доминантной, поэтому можно
сказать, что компьютерная зависимость
– своеобразный вид наркомании. Чрезмерное
увлечение компьютерными играми стало
одной из актуальных проблем начала третьего
тысячелетия. У них формируется влечение,
с которым сами они уже не всегда способны
справиться. Их поведение отличается неадекватностью
реакции на различные жизненные ситуации,
так как реальный мир управлению с помощью
нажатия на клавиши не поддается. Появляется
раздражительность, агрессивность, импульсивность,
быстрая утомляемость, неспособность
переключаться на другие развлечения,
чувство мнимого превосходства над окружающими,
нарушается сон, пропадает желание общения
с кем-либо. Общее развитие такого ребенка
замедляется. Если подросток зависим от
компьютерных игр, то, как правило, он не
может контролировать время, проводимое
за компьютером (обещает уменьшить его,
выйти из программы, но не в силах этого
сделать), лжет, скрывает вид занятий, который
выполнял, переоценивает роль компьютера
в своей жизни. Дети
и подростки ощущают депрессию и тревогу,
когда что-либо или кто-либо мешает его
планам «посидеть» за компьютером, часто
погружен в виртуальную активность, будучи
вне доступа к компьютеру, например, размышляя
о том, как пройти следующий уровень игры,
страдает из-за несделанных важных дел
реальной жизни. Они используют компьютер
как способ скрыться от проблем.
В любом обществе находятся люди,
предпочитающие «убегать» от проблем,
а компьютерные игры, особенно ролевые,
являются одним из способов так называемой
«аддиктивной реализации», то есть ухода
от реальности. «Выныривая» из виртуального
мира в реальный, дети и подростки
испытывают дискомфорт, ощущают себя
маленьким, слабым и беззащитным
в агрессивной среде. И желают
как можно скорее вернуться туда,
где он победитель. Их компьютерный
герой и весь виртуальный мир
позволяют удовлетворить те потребности,
которые не удовлетворены в реальной
жизни. Этого героя уважают, с
его мнением считаются, он супермен.
Для подростка очень приятно
входить в роль такого персонажа,
чувствовать себя им. Далее, чем больше
он играет, тем больше начинает чувствовать
контраст между «им реальным»
и «им виртуальным», что еще
сильнее притягивает его к
компьютерной игре и отстраняет от
реальной жизни. Игра становится средством
компенсации жизненных проблем.
Личность начинает реализовываться
в игровом мире, а не в реальном.
Зависимости подвержены те, у кого
заниженная или завышенная самооценка.
И если первые находят в компьютере
понимающего собеседника и
Таким образом, основной причиной возникновения
компьютерной зависимости у подростков
можно считать недостаток общения
и взаимопонимания с
Итак, подростковый возраст в силу возрастных
психолого-педагогических особенностей
является наиболее подверженным компьютерной
зависимости.
1.5 Проявление игровой
В данном пункте мы рассмотрим проявление кибераддикции у подростков.
Общими чертами игровой
Психологические симптомы:
1) потеря контроля над временем, проведенным за компьютером;
2) утрата интереса к друзьям и социальной жизни;
3) смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается;
4) ночные кошмары, приступы
5) хорошее самочувствие или
6) невозможность остановиться;
7) пренебрежение семьей и
8) ощущение пустоты, депрессии, раздражения в отсутствии игры;
9) ложь членам семьи по поводу времени проведенного в игре;
10) проблемы с учебой;
Физические симптомы:
1) сухость в глазах;
2) головные боли;
3) боли в спине;
4) нерегулярное питание, питание за комьютером, пропуск приемов пищи;
5) пренебрежение личной гигиеной;
6) изменение режима сна;
Таким образом, проявление игровой зависимости у подростков подразделяется на физические и психологические симптомы, что негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье подростка.
Вывод по 1 главе
На основе теоритического анализа было определено, что содержание понятия «игровая зависимость» представляет собойформу психологической зависимости, проявляющуюся в навязчивом увлечении компьютерными играми, приводящей к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, в том числе ограничению общения с другими людьми. Было произведено разделение компьютерных игр на ролевые и неролевые, при этом ролевой вид игр был отнесен к более «опасному» в плане киберзависимости.
Рассматривая особенности
Глава 2. Экспериментальное исследование
проявления игровой компьютерной зависимости
у подростков на примере игры «WorldofWarCraft»
2.1 Организация и методы
Эксперимент проводился на базе игрового сервера «Darkwell» на выборке из 20 человек. Возраст испытуемых – от 14 до 17 лет, что является сензитивным периодом возникновения и развития кибераддикции.
Цель эксперимента: изучить особенности проявления компьютерной игровой зависимости среди подростков.
Задачи эксперимента:
Информация о работе Формирование игровой зависимости у подростков