Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:50, курсовая работа
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Таким образом, игра служит средством передачи культурных приобретений старшего поколения младшему, подготавливает детей к труду. В этом заключается социальное назначение игры. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, так как дети отображают в игре то, что их окружает.
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы исследования.
Проблема игры в психолого-педагогической науке.
Развитие игры в дошкольном детстве.
Педагогические условия формирования игровых умений у детей дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию игровых умений у детей в дошкольном возрасте.
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы
2.2. Особенности овладения детьми дошкольного возраста игровыми умениями.
2.3. Реализация комплекса педагогических воздействий по формированию игровых умений у дошкольников.
2.4. Определение эффективности педагогических воздействий.
Заключение
Библиография
Исследования Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой показали, что игра воспитателя с каждым ребенком и с подгруппами детей пятого года жизни, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности.
Дошкольники свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию игровых умений у детей в дошкольном возрасте.
Исходя из теоретического
анализа психолого-
• обогащение социального опыта детей в повседневной жизни;
• обогащение игрового опыта детей;
• изменение предметно-игровой среды;
• игровые проблемные ситуации,
побуждающие к ролевому поведению.
2.1 Диагностика сформированности игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Проанализировав психолого–педагогическую литературу по проблеме формирования игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста мы решили изучить уровень сформированности игровых навыков у детей младшей группы ДОУ пос. Первомайский, Оренбургской области.
Экспериментальная работа проводилась с октября по май 2007 года. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей младшей группы в возрасте 3-4 лет. Из них 6 девочек и 4 мальчика.
Для диагностики эксперимента нами была использованы критерии разработанные Н.Ф. Губановой.
Констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:
Для проведения данной диагностики нами был разработан ряд критериев полные и эмоциональные действия, на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень.
Для удобства обработки данных мы выделили следующие критерии:
Приведем расшифровку каждого уровня:
Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.
Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Отобранные диагностические задания дают возможность определить критерии сформированности игровых навыков.
Цель данной работы, проанализировать развитие игровых навыков у детей младшего возраста на основе предложенного игрового сюжета.
Для проведения диагностики
предлагается 10 игровых ситуаций, на
основании которых выявляют сформированность
игровых навыков у детей младшего дошкольного
возраста:
Данное диагностическое обследование помогает увидеть, на сколько развиты игровые навыки, и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр.
По окончанию наблюдений были подведены итоги.
Диагностическое обследование проводилось наблюдение не за действиями детей, с использованием предметно-игровой среды, а с опорой на жизненный опыт ребенка. По ходу диагностики детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали. Целесообразно на занятия по диагностике приглашать не более 5 детей, чтобы наиболее точно оценить умение и навыки каждого ребенка.
Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в таблицу.
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Средний уровень |
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
№ п/п |
Имя ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний | ||||||
1 |
Глеб К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
С | ||||||
2 |
Ярослав Ч. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Н | ||||||
3 |
Миша С. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Н | ||||||
4 |
Дильшот Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
В | ||||||
5 |
Ваня Ф. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Н | ||||||
6 |
Саша Ю. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
С | ||||||
7 |
Настя Г. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Н | ||||||
8 |
Лиза И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Н | ||||||
9 |
Ксюша Р. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Н | ||||||
10 |
Женя Б. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
С | ||||||
0 % - 40 % - низкий уровень; 50%-70% - средний уровень; 80%-100% - высокий уровень.
|
Из таблицы и диаграммы видно, что у детей участвующих в эксперименте игровые навыки развиты на достаточно низком уровне. Дети затруднялись в использовании некоторых игровых сюжетов (Мама и дочка встречают гостей; Мама играет с дочкой Катей; Мама и дочка убирают комнату).
Анализ результатов
Анализ литературы убеждает, что данные навыки целесообразно формировать в процессе целенаправленной деятельности, используя различные методы и приемы. Поэтому следующим этапом работы является формирующий эксперимент.
2.2 Реализация
комплекса педагогических
Игра, являясь формой детской
самостоятельности, имеет свои, особые
законы развития. В игре формируются
память, сенсорные процессы, моторика,
умственные способности, нравственные
качества личности, нормы поведения,
а также взаимоотношения детей.
Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных планах. Разрозненные игровые действия - ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности, составляя сюжет: Ролевые игры, типичные для дошкольника, могут быть названы и нередко называются сюжетными: в них имеется начало каких-то событий, постепенное их развертывание и конец. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Так возникает ролевая игра.
Как же развивается игровой сюжет?
Каждое действие дети усложняют; кормил куклу ребенок и на втором году жизни: он подносил ей тарелку, многократно повторяя действие. Дети третьего и четвертого года жизни уже наливают «пищу» то в чашку, то в тарелку, помешивают ее, убирают посуду.
Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни, усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от ее лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых. Как руководить игрой?
Если игра возникла по инициативе
самих детей, нужно помочь развернуть
и продолжить игру, иначе она либо
прекращается, либо сводится к однообразным
действиям с одной игрушкой, даже
на третьем году жизни дети не всегда
переносят действия одной игрушки
на другую. Они, например, упорно лечат
только куклу Машу, потому что ранее
так делал воспитатель. В таких
случаях целесообразно
Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и другие игрушки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие), но такие, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть игрушечными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, на тележку, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. Надо иметь медицинский набор «Доктор «Айболит», «магазин», «парикмахерскую», «прачечную». Игрушки расставляют в разных местах комнаты, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу. Учитывают также и интересы детей: в одном месте - все для игры с куклой (комната, кухня), в другом - строительный материал и машины.
Первоначально игровую ситуацию для детей полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает на первых порах, какой именно игрушки нет и где ее можно взять.
Во время игр, возникающих по инициативе детей, используется также подсказ действий с учетом жизненного опыта ребенка.
Прямой подсказ легче воспринимается ребенком и поэтому используется в первую очередь и при организации игр детей начала третьего года жизни. Девочка сидит около спящей куклы, не играет с ней. Воспитатель, протягивая ей игрушечную тарелку, спрашивает: «Твоя дочка еще не проснулась? Она кушать не хочет?»
Косвенный подсказ сложнее. Если спрашивают: «Твоя кукла поспала, а что она сейчас будет делать?», ребенок должен вспомнить и воспроизвести реальные действия. Или: «Ты гулять с куклой собираешься? А она не замерзнет?» Малыш должен догадаться, что куклу надо одеть. При этом он учится самостоятельно находить нужные вещи или просить их у воспитателя.
Трудность перехода от сюжетной игры к ролевой объясняется разным уровнем игровой деятельности и взаимоотношений детей третьего года жизни. Одни находятся на одиночном уровне, другие играют «рядом», у третьих наблюдаются элементы совместной деятельности. Если дети играют в одиночку, их партнером может быть игрушка. Иногда, воспроизводя игровые действия, ребенок проделывает их молча или объясняет: «Спит... Кушать будет». Для перехода к ролевой игре важно, чтобы малыш научился изображать действие не только за себя, но и за партнера-игрушку и вести разговор по этому поводу. Воспитатель, участвуя в игре малыша или показывая инсценировку, дает; образцы того, как вести разговор. Игра с партнером-игрушкой происходит на уровне изображения. Когда же действуют партнеры-сверстники, эта игра осуществляется уже на уровне управления, поскольку происходит не только обмен действиями; но и построение определенных отношений (Н. Я. Михайленко), это гораздо сложнее.
Информация о работе Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста