Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Таким образом, игра служит средством передачи культурных приобретений старшего поколения младшему, подготавливает детей к труду. В этом заключается социальное назначение игры. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, так как дети отображают в игре то, что их окружает.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы исследования.
Проблема игры в психолого-педагогической науке.
Развитие игры в дошкольном детстве.
Педагогические условия формирования игровых умений у детей дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию игровых умений у детей в дошкольном возрасте.
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы
2.2. Особенности овладения детьми дошкольного возраста игровыми умениями.
2.3. Реализация комплекса педагогических воздействий по формированию игровых умений у дошкольников.
2.4. Определение эффективности педагогических воздействий.
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курс.раб..docx

— 100.97 Кб (Скачать файл)

Исследования Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой показали, что игра воспитателя с каждым ребенком и  с подгруппами детей пятого года жизни, стимулирующая гибкое ролевое  поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской  деятельности.

Дошкольники свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к  уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется  у него под влиянием правильной организации  взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию игровых умений у детей в дошкольном возрасте.

Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая  гипотеза: процесс формирования игровых  умений у детей среднего дошкольного  возраста должен быть регулированным процессом и к числу условий, повышающих эффективность данного процесса мы относим: 

• обогащение социального  опыта детей в повседневной жизни;

• обогащение игрового опыта детей; 

• изменение предметно-игровой среды;

• игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению. 

2.1 Диагностика  сформированности игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Проанализировав психолого–педагогическую литературу по проблеме формирования игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста мы решили изучить уровень сформированности игровых навыков у детей младшей группы ДОУ пос. Первомайский, Оренбургской области. 

Экспериментальная работа проводилась  с октября по май 2007 года. В экспериментальном  исследовании принимали участие 10 детей  младшей группы в возрасте 3-4 лет. Из них 6 девочек и 4 мальчика. 

Для диагностики эксперимента нами была использованы критерии разработанные Н.Ф. Губановой. 

Констатирующий эксперимент  предусматривал решение следующих  задач:

      • выявления уровня взаимодействия друг с другом в непродолжительной совместной игре.
      • выявления умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.

Для проведения данной диагностики  нами был разработан ряд критериев  полные и эмоциональные действия, на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень. 

Для удобства обработки данных мы выделили следующие критерии: 

  • высокий;
  • средний; 
  • низкий. 

 

Приведем расшифровку  каждого уровня:

Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал. 

Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал. 

Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал. 

Отобранные диагностические  задания дают возможность определить критерии сформированности игровых навыков.

Цель данной работы, проанализировать развитие игровых навыков у детей  младшего возраста на основе предложенного  игрового сюжета.

Для проведения диагностики  предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста: 

      1. Уложим спать куклу Катю 
      2. Сварим суп для куклы Кати 
      3. Мама стирает белье 
      4. Мама лечит дочку Катю
      5. Мама и дочка гладят белье 
      6. Мама и дочка идут в магазин за продуктами 
      7. Мама и дочка идут на прогулку 
      8. Мама и дочка встречают гостей
      9. Мама играет с дочкой Катей
      10. Мама и дочка убирают комнату 

Данное диагностическое  обследование помогает увидеть, на сколько развиты игровые навыки, и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр. 

По окончанию наблюдений были подведены итоги. 

Диагностическое обследование проводилось наблюдение не за действиями детей, с использованием предметно-игровой  среды, а с опорой на жизненный  опыт ребенка. По ходу диагностики детям  задавались вопросы, на которые они  поочередно отвечали. Целесообразно  на занятия по диагностике приглашать не более 5 детей, чтобы наиболее точно  оценить умение и навыки каждого  ребенка.

Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились  в таблицу.

№  п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний уровень

 

 

                     
 

 

                     
 

 

                     
 

 

                     
 

 

                     
 

 

                     
 

 

                     

 

№ п/п

Имя ребенка

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
9

 
10

Средний 
уровень

1

Глеб К.

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

С

2

Ярослав Ч.

+

+

+

-

+

-

-

-

-

-

Н

3

Миша С.

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

Н

4

Дильшот Б.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

В

5

Ваня Ф.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Н

6

Саша Ю.

+

-

-

-

+

-

+

+

-

+

С

7

Настя Г.

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Н

8

Лиза И.

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

Н

9

Ксюша Р.

+

+

+

-

-

-

+

-

-

-

Н

10

Женя Б.

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

С

0 % - 40 % - низкий уровень;

50%-70% - средний уровень;

80%-100% - высокий уровень.

Высокий

10 %

Средний

30 %

Низкий 

60 %



Из таблицы и диаграммы видно, что у детей участвующих в эксперименте игровые навыки развиты на достаточно низком уровне. Дети затруднялись в использовании некоторых игровых сюжетов (Мама и дочка встречают гостей; Мама играет с дочкой Катей; Мама и дочка убирают комнату).

Анализ результатов констатирующего  этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста (60 % - 6 человек). Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию игровых умений и навыков. 

Анализ литературы убеждает, что данные навыки целесообразно  формировать в процессе целенаправленной деятельности, используя различные  методы и приемы. Поэтому следующим  этапом работы является формирующий  эксперимент.

2.2 Реализация  комплекса педагогических воздействий  по формированию игровых умений  у детей дошкольного возраста. 

Игра, являясь формой детской  самостоятельности, имеет свои, особые законы развития. В игре формируются  память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей. 

Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует  вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных  планах. Разрозненные игровые действия - ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности, составляя сюжет: Ролевые игры, типичные для дошкольника, могут быть названы и нередко называются сюжетными: в них имеется начало каких-то событий, постепенное их развертывание и конец. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Так возникает ролевая игра.

Как же развивается игровой сюжет?

Каждое действие дети усложняют; кормил куклу ребенок и на втором году жизни: он подносил ей тарелку, многократно  повторяя действие. Дети третьего и четвертого года жизни уже наливают «пищу» то в чашку, то в тарелку, помешивают ее, убирают посуду.

Последовательность игровых  действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной  логике. Существенные достижения в  этом направлении происходят у детей  к концу третьего года жизни. У  них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни, усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от ее лица, заботится о кукле, как  о живом существе. В игровой  деятельности дети часто называют себя именами взрослых. Как руководить игрой?

Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой, даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действия одной игрушки  на другую. Они, например, упорно лечат  только куклу Машу, потому что ранее  так делал воспитатель. В таких  случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу Катю». Чтобы  действие стало двух- и трехзвеньевым, необходимо во время предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не запачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым однозвеньевым действием.

Подбор игрушек имеет  немаловажное значение. Куклы и другие игрушки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие), но такие, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть игрушечными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, на тележку, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. Надо иметь медицинский набор «Доктор «Айболит», «магазин», «парикмахерскую», «прачечную». Игрушки расставляют в разных местах комнаты, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу. Учитывают также и интересы детей: в одном месте - все для игры с куклой (комната, кухня), в другом - строительный материал и машины. 

Первоначально игровую ситуацию для детей полностью создает  взрослый. В дальнейшем он как будто  забывает положить на стол ложку, поставить  тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает на первых порах, какой именно игрушки нет и где ее можно взять.

Во время игр, возникающих  по инициативе детей, используется также подсказ действий с учетом жизненного опыта ребенка.

Прямой подсказ легче  воспринимается ребенком и поэтому  используется в первую очередь и при организации игр детей начала третьего года жизни. Девочка сидит около спящей куклы, не играет с ней. Воспитатель, протягивая ей игрушечную тарелку, спрашивает: «Твоя дочка еще не проснулась? Она кушать не хочет?»

Косвенный подсказ сложнее. Если спрашивают: «Твоя кукла поспала, а что она сейчас будет делать?», ребенок должен вспомнить и воспроизвести реальные действия. Или: «Ты гулять с куклой собираешься? А она не замерзнет?» Малыш должен догадаться, что куклу надо одеть. При этом он учится самостоятельно находить нужные вещи или просить их у воспитателя.

Трудность перехода от сюжетной игры к ролевой объясняется разным уровнем игровой деятельности и  взаимоотношений детей третьего года жизни. Одни находятся на одиночном  уровне, другие играют «рядом», у третьих  наблюдаются элементы совместной деятельности. Если дети играют в одиночку, их партнером  может быть игрушка. Иногда, воспроизводя игровые действия, ребенок проделывает  их молча или объясняет: «Спит... Кушать будет». Для перехода к ролевой игре важно, чтобы малыш научился изображать действие не только за себя, но и за партнера-игрушку и вести разговор по этому поводу. Воспитатель, участвуя в игре малыша или показывая инсценировку, дает; образцы того, как вести разговор. Игра с партнером-игрушкой происходит на уровне изображения. Когда же действуют партнеры-сверстники, эта игра осуществляется уже на уровне управления, поскольку происходит не только обмен действиями; но и построение определенных отношений (Н. Я. Михайленко), это гораздо сложнее.

Информация о работе Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста