Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:09, курсовая работа
Цель данной работы – изучить формирование профессиональных способностей личности.
Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть способности как фактор формирования личности;
2. Изучить этапы развития способностей в профессиональной сфере;
3.Исследовать профессиональные способности студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы является формирование профессиональных способностей личности.
Актуальность данной темы состоит в том, что вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в университете, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Цель данной работы – изучить формирование профессиональных способностей личности.
Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть способности как фактор формирования личности;
2. Изучить этапы развития способностей в профессиональной сфере;
3.Исследовать
профессиональные способности
Объектом исследования является профессиональные способности студентов.
Предметом
исследования является проблема выявления
взаимосвязи и
1.СПОСОБНОСТИ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
1.1 Характеристика способностей личности
Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.
Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:
2)они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
3)способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний[17.c 56].
Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности[24.c 108]. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно, отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности[7.c 138].
На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека[20.c 325].
Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов[15.c 102].
Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:
1)Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
2)Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
3)Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны, прежде всего, с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.
Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства[19.c 214].
Чаще
всего рассматривается
Велико
влияние характерологических
Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики[22.c 61].
Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.
Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.
Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности[12.c 67].
Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.
Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.
Виды способностей
представлены на рисунке 2.1.
Рис.1.1 Виды способностей
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности[18.c 521].
Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества[27.c 378].
Музыкальные способности можно разделить на две группы:
- технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение);
-слуховые (музыкальный слух).
Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.
Существуют такие уровни развития способностей, как:
-репродуктивный;
-творческий.
Рассмотрим следующие стадии развития способностей:
1.Задатки —врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
2.Способности
3.Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей.
4.Талант— присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
5.Гениальность — практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей.
Таким
образом, способности не могут существовать
иначе как в постоянном процессе развития.
Способность, которая не развивается,
которой на практике человек перестает
пользоваться, со временем утрачивается.
Только благодаря постоянным упражнениям,
связанным с систематическими занятиями
такими сложными видами человеческой
деятельности, как музыка, техническое
и художественное творчество, математика,
спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем
у себя соответствующие способности.
1.2 Особенности межполовых различий способностей людей
Причина межполовых различий способностей людей заключается, во-первых, в строении мозга. Хотя, несомненно, существуют причины культурного толка для наших различий в эмоциях и поведении, результаты недавних, поистине феноменальных исследований показали, что корень многих загадочных различий между полами, возможно, следует искать в наших головах. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве, имеет множество отличий - по размерам, структуре, чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10 - 15 процентов меньше мужского.
Женщины
используют больше мозга, чем мужчины.
Чем бы ни занималась женщина, даже если
она просто шевелит большими пальцами
рук, активность нейронов у нее распространяется
на большем участке мозга, - говорит д-р
Марк Джордж, психиатр и невропатолог
из Медицинского университета Южной Каролины
[23.c 72].
Когда работает мозг мужчины, нейроны
включаются только в пределах узкоспецифических
областей. У женщины же мозговые клетки
высвечивают такую мозаику, которая при
сканировании напоминает ночные огни
города.
Одно из возможных, хотя и не бесспорных,
объяснений состоит в том, что у женщин
толще мозолистое тело - совокупность
нервных волокон, соединяющая большую
часть коры обоих полушарий мозга. Это
позволяет эмоционально-интуитивному
правому полушарию и рациональному, воспринимающему
только факты левому лучше “общаться”
между собой. В результате женский мозг
может образовывать такие связи, которые
мужскому просто не под силу. Ученые полагают,
что это отражается на способности женщины
быстро "переключаться" между разным
отношением к миру, в то время как мужчины
работают в одном "режиме".
Информация о работе Формирование профессиональных способностей личности