Формирование профессиональных способностей личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить формирование профессиональных способностей личности.

Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть способности как фактор формирования личности;

2. Изучить этапы развития способностей в профессиональной сфере;

3.Исследовать профессиональные способности студентов.

Вложенные файлы: 1 файл

вся.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

     Готовность  будущих менеджеров к управленческой деятельности представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство личностного самосознания, мотивационно-ценностного и содержательно-процессуального компонентов. Критериями развития готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности выступают: степень развития познавательной, рефлексивной и прогностической активности[9.c 87].

     Процесс формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности состоит  из трех основных этапов — информационно-ориентировочного, направленного на формирование целостного представления о готовности; рефлексивно-оценочного, предполагающего рефлексию будущим менеджером собственной профессиональной готовности; самореализующего, характеризующегося самосовершенствованием и самовыражением личностного потенциала студентов[4.с 510].

     Эффективность процесса формирования готовности будущих  менеджеров к управленческой деятельности обеспечивается реализацией совокупности' следующих системой средств: а) формированием целостного представления о ценностях, способах эффективной управленческой деятельности; б) систематизацией собственного управленческого опыта и взглядов, выработкой своей позиции, стиля деятельности и поведения; в) рассмотрением содержания процесса подготовки на основе междисциплинарных связей[25.c 68].

     Основным  средством стимулирования процесса формирования готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности выступает система управленческих ситуаций, моделирующая профессиональную деятельность менеджера, адекватная уровню сформированности готовности, ориентированная на зону ее ближайшего развития[10 c 78].

     Научная картина личности многообразна, существует немало противоречивых попыток классификации качества, создания ее моделей. Применительно к личности руководителя, менеджера многие исследователи и практики пользуются классификацией личности, предложенной американским психологом М. Шоу: биографические характеристики, способности, черты личности. К биографическим характеристикам при этом относят возраст, пол, социально-экономический статус и образование. Способности, по М. Шоу, включают в себя: общие, среди которых главенствуют интеллектуальные, и специфические (специальные знания, умения, компетентность, информированность). К инвариантным чертам личности, обусловливающим успех деятельности, американские исследователи относят следующие: способность оказывать влияние на подчиненных (доминантность), уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению высоких целей, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность[16.c 214].

     Менеджер  должен в совершенстве владеть технологией человеческого общения, т.к. он задает поведение в коллективе и от того, какой психологический климат в организации и зависит эффективность работы. Нужно отметит, что изменения в обществе отражаются на системе индивидуальных ценностей человека. Трудность их положения в организациях в значительной степени осложняется тем, что люди приходят на рабочие места со своими личностными ценностями. Это приводит к противоречиям между индивидуальными и групповыми ценностями, что затрудняет поведение работников и руководителей. Здесь играют большую роль такие ценности, как жизнь, человек, жизнедеятельность, творчество. Руководитель, воспитанный на таких ценностях, будет и подчиненных направлять на творчество в работе, целостному восприятию задач организации, роли человека в обществе[14.c 95].

     Руководитель  является ответственным не только за настоящее, но и за будущее: за выполнение своих обязанностей и предвидение  последствий собственных действий. В качестве наглядного примера можно  взять любое управленческое решение, без которого не может, решена общая организационная задача.

     Нововведение  в управленческих кадрах, связанное  с новыми рыночными отношениями, требует от менеджера самоопределения  в профессиональной деятельности, выработки  своего стиля управления, своей жизненной позиции. В зависимости от конкретных управленческих ситуаций, а также личностных особенностей формальные лидеры выбирают отдельный стиль руководства. Возможным также является варьирование этих стилей. Например, в жестко структурированной группе, ее участники нуждаются в помощи руководителя, который не только решает управленческие задачи, предотвращает конфликты, но и правильно осуществляет общение с подчиненными, соблюдая выполнение правил социального поведения[8с 22].

     Опираясь  на современную теорию менеджмента, английские исследователи, характеризуя эффективного менеджера, выделяют следующие его управленческие качества, свойства — самоуправление: с головой уходит в работу, думает, прежде чем что-то сказать или сделать, не позволяет людям растрачивать свое время впустую; при индивидуальном принятие решений — определяет приоритеты того, что надо сделать, действует, когда это необходимо, идет на компромисс; при групповом принятии решений — влияет на политику на самой ранней стадии, работает с максимумом усилий там, где вырабатывается политика; взаимоотношения с равными и вышестоящими начальниками — информирует коллег в других подразделениях, всегда дает знать, где себя найти, когда нет на работе, дает и легко принимает советы; руководство своими подчиненными — дает им знать то, что он (она) как руководитель от них ждет, делегирует полномочия, ценит своих людей; отношение к переменам — выдвигает идеи о переменах, контролирует эффект от перемен, готов менять планы ради перемен; навыки общения — раскован с незнакомыми, вдохновляет людей; коммуникабельность — передает информацию, когда это необходимо, используя различные способы коммуникации, обеспечивает ясность коммуникаций; специальные навыки — обладает хорошими профессиональными (по роду деятельности) знаниями; способность — думать о перспективе, видеть, что надо сделать, разрабатывать планы; обеспечить, чтобы подчиненные работали и думали эффективно действовали вместе, как одна команда с высоким моральным духом; передавать свои идеи другим как внутри компании, так и вне ее таким образом, чтобы они были приняты; давать точную характеристику людям; принимать решения и выполнять их; развивать потенциальные способности каждого подчиненного как можно полнее; понимать существо проблемы, знать какая информация необходима, как ее обрабатывать и оценивать; творчески мыслить о любом аспекте своей работы категориями целей и конечных результатов; делегировать свои полномочия, знать, как это делать; учитывать индивидуальные потребности руководимых. Мы считаем, что это вполне полный перечень необходимых эффективному менеджеру деловых качеств, способностей, умений[5.c 26].

     Таким образом можно сделать вывод, что субъект управления разворачивает  управленческую деятельность на множестве  подчиненных ему специалистов. К историческому примеру данной формы управления можно отнести характер правления императрицы Екатерины П. Вот цитата из работы В. О. Ключевского, которая отражает главную особенность (в данной классификации) правления этой императрицы: "...В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, терпеливо и внимательно выслушивать всякий вздор, угадывать настроение, робкие или не находившие слов мысли собеседника и шла им на подмогу. Это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности. Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других, которые при случае можно было использовать с последующей выгодой для себя" [6. c 12].

 

      3.Исследование коммуникативных и организаторских способностей студентов 1 и 3 курса

     Для исследования коммуникативных и организаторских способностей студентов мы использовали методику выявления «коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС – 2) (Приложение 1). Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу) 
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин.

     Задача  исследования – исследовать способности  студентов и сравнить,  у кого выше уровень коммуникативных  и  организаторских способностей, у  студентов первого или  у студентов  третьего курса. Что поможет сделать вывод о том, что, если у студентов третьего курса уровень данных способностей выше, чем у студентов первого курса, то можно сказать о развитии профессиональных способностей.

     Объектом  данного исследования являются студенты первого и третьего курса, учащиеся по специальности управление персоналом в Тюменском Государственном Нефтегазовом университете. Общее количество составило 55 человека, из них 14 юноши, 41 девушки.

     Форма проведения исследования – групповая.

     Обработка полученных данных по анкете проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицу и включены в общую матрицу для статистической обработки.

     Ключ: 
—Коммуникативные склонности  
(+) Да: 1. 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 
(–) Нет: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39  
— Организаторские склонности  
(+) Да: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 
(–) Нет: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

     Подсчитывается  количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле (3.1):

       К = 0,05•С, где                                                                                    (3.1)

     К — величина оценочного коэффициента; 
          С — количество совпадающих с ключом ответов.

     Оценочный коэффициент может варьировать  от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят  о высоком уровне, близкие к 0 —  о низком уровне. Первичные показатели могут быть переведены в баллы, свидетельствующие  о разных уровнях изучаемых умений.

     Таблица 3.1

     Интерпретация результатов

Уровни  склонностей Оценочный коэффициент
Коммуникативные склонности Организаторские склонности
низкий 0,10 – 0,45 0,20 – 0,55
ниже  среднего 0,46 – 0,55 0,56 – 0,65
средний 0,56    - 0,65 0,66 – 0,70
высокий 0,66 – 0,75 0,71 – 0,80
очень высокий 0,76 – 1,00 0,81 – 1,00

     В результате исследования было выяснено, что уровень коммуникативных  и организаторских склонностей  у студентов первого курса  ниже, чем у студентов третьего курса. Причем уровень коммуникативных способностей первого курса выше уровня организаторских, что прослеживается и у студентов третьего курса.

     48% студентов первого курса имеют  средний уровень коммуникативной склонности (рис.3.1).

     

     Рис.3.1 Уровень организаторских способностей у студентов первого курса.

     73% студентов третьего курса имеют очень высокий данной склонности (рис.3.2).

     

     Рис.3.2 Уровень организаторских способностей у студентов третьего курса.

     59% студентов первого курса имеют  низкий уровень организаторской  склонности (рис.3.3).

     

     Рис.3.3 Уровень организаторских способностей у студентов первого курса

     58% студентов третьего курса имеют  уровень ниже среднего данной  склонности (рис.3.4).

     

     Рис.3.4 Уровень организаторских способностей у студентов третьего курса

     Вычислив  оценочный коэффициент, мы выяснили, что коэффициент коммуникативных и организаторских способностей студентов третьего курса выше, чем у студентов первого курса, данные можно увидеть в таблице 3.2.  
 

  Таблица 3.2

Оценочный коэффициент студентов первого  и третьего курсов

Оценочный коэффициент Первый курс Третий курс
Коэффициент коммуникативной склонности 0,60 0,71
Коэффициент организаторской склонности 0,53 0,64
 

     Коэффициент коммуникативной склонности студентов  третьего курса на 0,11 больше коэффициента студентов первого курса, коэффициент организаторской склонности также выше на 0,11.

     Таблица 3.3

     Оценочный коэффициент по половому признаку

Оценочный коэффициент Мужской пол Женский пол
1 курс 3 курс 1 курс 3 курс
Коэффициент коммуникативной склонности 0,57 0,68 0,62 0,73
Коэффициент организаторской склонности 0,48 0,59 0,57 0,69

Информация о работе Формирование профессиональных способностей личности