Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:09, курсовая работа
Цель данной работы – изучить формирование профессиональных способностей личности.
Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть способности как фактор формирования личности;
2. Изучить этапы развития способностей в профессиональной сфере;
3.Исследовать профессиональные способности студентов.
Готовность
будущих менеджеров к управленческой
деятельности представляет собой динамическое
структурно-уровневое
Процесс
формирование готовности будущих менеджеров
к управленческой деятельности состоит
из трех основных этапов — информационно-
Эффективность процесса формирования готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности обеспечивается реализацией совокупности' следующих системой средств: а) формированием целостного представления о ценностях, способах эффективной управленческой деятельности; б) систематизацией собственного управленческого опыта и взглядов, выработкой своей позиции, стиля деятельности и поведения; в) рассмотрением содержания процесса подготовки на основе междисциплинарных связей[25.c 68].
Основным средством стимулирования процесса формирования готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности выступает система управленческих ситуаций, моделирующая профессиональную деятельность менеджера, адекватная уровню сформированности готовности, ориентированная на зону ее ближайшего развития[10 c 78].
Научная картина личности многообразна, существует немало противоречивых попыток классификации качества, создания ее моделей. Применительно к личности руководителя, менеджера многие исследователи и практики пользуются классификацией личности, предложенной американским психологом М. Шоу: биографические характеристики, способности, черты личности. К биографическим характеристикам при этом относят возраст, пол, социально-экономический статус и образование. Способности, по М. Шоу, включают в себя: общие, среди которых главенствуют интеллектуальные, и специфические (специальные знания, умения, компетентность, информированность). К инвариантным чертам личности, обусловливающим успех деятельности, американские исследователи относят следующие: способность оказывать влияние на подчиненных (доминантность), уверенность в себе, эмоциональную уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению высоких целей, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность[16.c 214].
Менеджер должен в совершенстве владеть технологией человеческого общения, т.к. он задает поведение в коллективе и от того, какой психологический климат в организации и зависит эффективность работы. Нужно отметит, что изменения в обществе отражаются на системе индивидуальных ценностей человека. Трудность их положения в организациях в значительной степени осложняется тем, что люди приходят на рабочие места со своими личностными ценностями. Это приводит к противоречиям между индивидуальными и групповыми ценностями, что затрудняет поведение работников и руководителей. Здесь играют большую роль такие ценности, как жизнь, человек, жизнедеятельность, творчество. Руководитель, воспитанный на таких ценностях, будет и подчиненных направлять на творчество в работе, целостному восприятию задач организации, роли человека в обществе[14.c 95].
Руководитель
является ответственным не только за
настоящее, но и за будущее: за выполнение
своих обязанностей и предвидение
последствий собственных
Нововведение в управленческих кадрах, связанное с новыми рыночными отношениями, требует от менеджера самоопределения в профессиональной деятельности, выработки своего стиля управления, своей жизненной позиции. В зависимости от конкретных управленческих ситуаций, а также личностных особенностей формальные лидеры выбирают отдельный стиль руководства. Возможным также является варьирование этих стилей. Например, в жестко структурированной группе, ее участники нуждаются в помощи руководителя, который не только решает управленческие задачи, предотвращает конфликты, но и правильно осуществляет общение с подчиненными, соблюдая выполнение правил социального поведения[8с 22].
Опираясь на современную теорию менеджмента, английские исследователи, характеризуя эффективного менеджера, выделяют следующие его управленческие качества, свойства — самоуправление: с головой уходит в работу, думает, прежде чем что-то сказать или сделать, не позволяет людям растрачивать свое время впустую; при индивидуальном принятие решений — определяет приоритеты того, что надо сделать, действует, когда это необходимо, идет на компромисс; при групповом принятии решений — влияет на политику на самой ранней стадии, работает с максимумом усилий там, где вырабатывается политика; взаимоотношения с равными и вышестоящими начальниками — информирует коллег в других подразделениях, всегда дает знать, где себя найти, когда нет на работе, дает и легко принимает советы; руководство своими подчиненными — дает им знать то, что он (она) как руководитель от них ждет, делегирует полномочия, ценит своих людей; отношение к переменам — выдвигает идеи о переменах, контролирует эффект от перемен, готов менять планы ради перемен; навыки общения — раскован с незнакомыми, вдохновляет людей; коммуникабельность — передает информацию, когда это необходимо, используя различные способы коммуникации, обеспечивает ясность коммуникаций; специальные навыки — обладает хорошими профессиональными (по роду деятельности) знаниями; способность — думать о перспективе, видеть, что надо сделать, разрабатывать планы; обеспечить, чтобы подчиненные работали и думали эффективно действовали вместе, как одна команда с высоким моральным духом; передавать свои идеи другим как внутри компании, так и вне ее таким образом, чтобы они были приняты; давать точную характеристику людям; принимать решения и выполнять их; развивать потенциальные способности каждого подчиненного как можно полнее; понимать существо проблемы, знать какая информация необходима, как ее обрабатывать и оценивать; творчески мыслить о любом аспекте своей работы категориями целей и конечных результатов; делегировать свои полномочия, знать, как это делать; учитывать индивидуальные потребности руководимых. Мы считаем, что это вполне полный перечень необходимых эффективному менеджеру деловых качеств, способностей, умений[5.c 26].
Таким образом можно сделать вывод, что субъект управления разворачивает управленческую деятельность на множестве подчиненных ему специалистов. К историческому примеру данной формы управления можно отнести характер правления императрицы Екатерины П. Вот цитата из работы В. О. Ключевского, которая отражает главную особенность (в данной классификации) правления этой императрицы: "...В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, терпеливо и внимательно выслушивать всякий вздор, угадывать настроение, робкие или не находившие слов мысли собеседника и шла им на подмогу. Это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности. Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других, которые при случае можно было использовать с последующей выгодой для себя" [6. c 12].
3.Исследование коммуникативных и организаторских способностей студентов 1 и 3 курса
Для
исследования коммуникативных и организаторских
способностей студентов мы использовали
методику выявления «коммуникативных
и организаторских склонностей» (КОС –
2) (Приложение 1). Данная методика предназначена
для выявления коммуникативных и организаторских
склонностей личности (умение четко и
быстро устанавливать деловые и товарищеские
контакты с людьми, стремление расширять
контакты, участие в групповых мероприятиях,
умение влиять на людей, стремление проявлять
инициативу)
Методика содержит 40 вопросов, на каждый
из которых обследуемый должен дать ответ
«да» или «нет». Время выполнения методики
10-15 мин.
Задача исследования – исследовать способности студентов и сравнить, у кого выше уровень коммуникативных и организаторских способностей, у студентов первого или у студентов третьего курса. Что поможет сделать вывод о том, что, если у студентов третьего курса уровень данных способностей выше, чем у студентов первого курса, то можно сказать о развитии профессиональных способностей.
Объектом данного исследования являются студенты первого и третьего курса, учащиеся по специальности управление персоналом в Тюменском Государственном Нефтегазовом университете. Общее количество составило 55 человека, из них 14 юноши, 41 девушки.
Форма проведения исследования – групповая.
Обработка полученных данных по анкете проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицу и включены в общую матрицу для статистической обработки.
Ключ:
—Коммуникативные склонности
(+) Да: 1. 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(–) Нет: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
— Организаторские склонности
(+) Да: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(–) Нет: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле (3.1):
К = 0,05•С, где
К
— величина оценочного коэффициента;
С — количество
совпадающих с ключом ответов.
Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых умений.
Таблица 3.1
Интерпретация результатов
Уровни склонностей | Оценочный коэффициент | |
Коммуникативные склонности | Организаторские склонности | |
низкий | 0,10 – 0,45 | 0,20 – 0,55 |
ниже среднего | 0,46 – 0,55 | 0,56 – 0,65 |
средний | 0,56 - 0,65 | 0,66 – 0,70 |
высокий | 0,66 – 0,75 | 0,71 – 0,80 |
очень высокий | 0,76 – 1,00 | 0,81 – 1,00 |
В результате исследования было выяснено, что уровень коммуникативных и организаторских склонностей у студентов первого курса ниже, чем у студентов третьего курса. Причем уровень коммуникативных способностей первого курса выше уровня организаторских, что прослеживается и у студентов третьего курса.
48% студентов первого курса имеют средний уровень коммуникативной склонности (рис.3.1).
Рис.3.1 Уровень организаторских способностей у студентов первого курса.
73% студентов третьего курса имеют очень высокий данной склонности (рис.3.2).
Рис.3.2 Уровень организаторских способностей у студентов третьего курса.
59%
студентов первого курса имеют
низкий уровень
Рис.3.3
Уровень организаторских
58%
студентов третьего курса
Рис.3.4
Уровень организаторских
Вычислив
оценочный коэффициент, мы выяснили,
что коэффициент коммуникативных и организаторских
способностей студентов третьего курса
выше, чем у студентов первого курса, данные
можно увидеть в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Оценочный коэффициент студентов первого и третьего курсов
Оценочный коэффициент | Первый курс | Третий курс |
Коэффициент коммуникативной склонности | 0,60 | 0,71 |
Коэффициент организаторской склонности | 0,53 | 0,64 |
Коэффициент коммуникативной склонности студентов третьего курса на 0,11 больше коэффициента студентов первого курса, коэффициент организаторской склонности также выше на 0,11.
Таблица 3.3
Оценочный коэффициент по половому признаку
Оценочный коэффициент | Мужской пол | Женский пол | ||
1 курс | 3 курс | 1 курс | 3 курс | |
Коэффициент коммуникативной склонности | 0,57 | 0,68 | 0,62 | 0,73 |
Коэффициент организаторской склонности | 0,48 | 0,59 | 0,57 | 0,69 |
Информация о работе Формирование профессиональных способностей личности