Формирование эмоциональной сферы дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:16, реферат

Краткое описание

При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх); в свободе движения (гнев); в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).
С точки зрения таких ученых, как Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.

Содержание

Введение
1.Особенности эмоциональной сферы дошкольника
1.1. Содержание и формы проявления эмоций
1.2. Типы восприятия детьми дошкольного возраста
эмоционального состояния человека
2. Анализ методов и приемов, направленных
на формирование эмоциональной сферы дошкольника в условиях УДО
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждения образования

 

«Белорусский государственный  педагогический университет М.Танка»

Факультет дошкольного образования

 

 

Реферат на тему:

 

«Формирование эмоциональной сферы дошкольников»

 

 

 

 

Выполнила:                      студентка 4 курса 414 группы                                                                                  Быкова Виктория

 

 

 

 

 

Минск 2013

Введение

 

1.Особенности  эмоциональной сферы дошкольника

 

1.1. Содержание  и формы проявления эмоций

 

1.2. Типы восприятия  детьми дошкольного возраста

эмоционального  состояния человека

 

2. Анализ методов  и приемов, направленных

на формирование эмоциональной сферы дошкольника  в условиях УДО 

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные  процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств. Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.

При рассмотрении эмоциональных  реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка  можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх); в свободе движения (гнев); в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической  защищенности (удовольствие).

С точки зрения таких ученых, как Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.

Общую тенденцию развития эмоциональной сферы точно выразил      Г. Мюнстерберг: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и  физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются     словами,     и     объекты    мысли     становятся     источниками 

удовлетворения и неудовлетворения».

Уровень сформированности эмоциональной  сферы человека существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно  выражать собственные эмоции, сформированность механизма эмоционального предвосхищения являются условием развития подлинной  способности к продуктивному  общению.

На протяжении дошкольного  детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и  обогащением.

 

 

 

1.Особенности  эмоциональной сферы дошкольника

1.1. Содержание  и формы проявления эмоций

Общую закономерность развития эмоциональной сферы ребенка  от рождения до взросления определяет социализация содержания и форм проявления эмоций.

При переходе от раннего  к дошкольному возрасту происходит изменение содержания эмоций. Возрастная динамика содержания эмоций у ребенка  заключается в том, что «одни  значимые чувства сменяются другими, появляются нового типа эмоциональные  состояния, ранее не бывшие; объекты и действия, вызывающие прежде горячий интерес, теперь его больше не вызывают, но зато появляются новые объекты и действия, приковывающие к себе большое внимание» (П.М.Якобсон, 1966).

По мнению А. В. Запорожца, возникновение новых эмоций, прежде всего, связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте в  контексте различных продуктивных видов деятельности (лепка, рисование), знакомства с природой и музыкой  развиваются эстетические переживания  как умение чувствовать красоту  в окружающей жизни и в произведениях  искусства.

 Занятия и дидактические  игры развивают интеллектуальные  эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в  своих суждениях и действиях,  радость от найденного решения. 

Группа интеллектуальных эмоций способствует овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. «Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют  к нему окружающие люди.

Группа нравственных эмоций играет важную роль в становлении  личности ребенка и формировании его активной жизненной позиции».

Таким образом, основную роль в развитии сложных чувств и эмоций ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения  с окружающим миром и усваивает  созданные обществом ценности.

Отечественная психология рассматривает  преимущественно социальное направление  развития содержания эмоций.

В основе отечественного подхода  лежит положение о том, что  развитие социальных эмоций в онтогенезе проходит несколько этапов.

 Первоначально социализацию  эмоциональной сферы ребенка  определяет появление механизмов  эмоциональной синтонии и эмоциональной  децентрации.

Эмоциональная синтония как  эмоциональное заражение появляется в период новорожденности и проходит путь развития от целостной совокупности переживаний безотносительно субъекта переживаний до сложных форм сопереживания  дифференцированным объектам общения.

Так, в младенческом возрасте ребенок не различает, кто испытывает эмоциональное переживание —  он или некто другой. Поэтому его  поведение свидетельствует о  реальном эмоциональном переживании.

С 6 мес. ребенок "начинает отделять себя от окружающих его людей  и сопереживать их эмоциональным  переживаниям (эмоциональный отклик ребенка на неблагополучие матери).

К концу 1-го года жизни синтония оформляется как «заражение соответствующим  эмоциональным состоянием в непосредственном взаимодействии» (Г. М. Бреслав, 1990).

В дошкольном детстве синтония теряет свое значение, так как ребенок  уже достаточно независим от непосредственного  влияния ситуации, и само по себе эмоциональное состояние даже близкого человека уже не «заражает» его. Состояние  другого человека затрагивает ребенка  лишь при условии его активного  включения в ситуацию возникновения  этого состояния, при непосредственном знакомстве с причинами этого  состояния. То есть у ребенка появляется способность поставить себя в  положение другого и пережить его успех и неудачи как  свои.

А. В. Запорожец так описывает  данное новообразование: «Формирующаяся у ребенка под влиянием опыта  общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости  и печали, как свои собственные, приводит, фигурально выражаясь, к аффективной  децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной».

Децентрация рассматривается  отечественными исследователями как  механизм преодоления эгоцентризма личности. Он заключается в изменении  позиции субъекта в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной.

На протяжении развития ребенка  появляются новые сложные формы  социальных переживаний — сопереживание, сочувствие, содействие другому лицу, необходимые для совместной деятельности и общения.

В отечественной психологии данные формы социальных переживаний  трактуются в следующих значениях.

Сопереживание — переживание  субъектом тех же эмоциональных  состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с  ним.

Сочувствие — переживание  собственных эмоциональных состояний  по поводу чувств другого человека.

Содействие — комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.

В итоге тенденции развития эмпатии на протяжении дошкольного  детства можно обозначить следующим  образом.

1.Эмпатийные реакции младенца  проявляются в  форме эмоциональной  идентификации и осуществляются  через заражение и подражание. Так, младенец стремится разделить  свои переживания со взрослым  и принимать переживания взрослого.

2. Раннее детство характеризуется  развитием   диапазона   эмпатийного  реагирования на объекты и  ситуации. В ряд объектов эмпатии,  в дополнение к близким родственникам,  ребенок включает и сверстников. 

В 2 года ребенок может  эмоционально откликнуться на переживания  своего сверстника, но в основе данного  проявления эмпатии лежит отождествление себя с другим, собственных чувств с чувствами ближнего. Только к 3 годам появляются признаки эмоциональной  децентрации (выделение себя единицей социума), и это позволяет ребенку  дифференцировать свои переживания  как существующие отдельно от окружающего  мира. Несмотря на это, основным механизмом эмпатии при переходе от раннего  к дошкольному возрасту остается идентификация.

3. В младшем и среднем  дошкольном возрасте  сущность  эмпатических переживаний меняется  в связи с дифференцированием (отделением)   себя   и   партнера  как самостоятельных   объектов   общения  и переживания.  Ребенок в процессе общения  с взрослыми и сверстниками  начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и  других, т. е. начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации.  Это стимулирует развитие более  сложных форм эмпатии (сочувствие, сопереживание, содействие).

4. Старший дошкольный  возраст характеризуется специфической  формой протекания эмпатийного  реагирования.

Это связано с  преобразованием  эмоциональной  сферы   ребенка  от непосредственного  эмоционального реагирования к опосредованной нравственными  критериями и отношениями форме  эмпатийного переживания.

С точки зрения отечественных  исследователей возрастная динамика эмоциональной  регуляции поведения обусловлена  изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивации (А. В.Запорожец, Я. З.Неверович, 1986).

Кроме того, становление  эмоциональной сферы и ее регуляции  не может рассматриваться в отрыве от развития личности (Г. М. Бреслав, 1990).

Обращаясь к проблеме нормативности  развития личности, Г. М. Бреслав констатирует связь отклонений в формировании личности с эмоциональным нарушением — эмоциональной дезорганизацией,   которая выражается в потере избирательного и адекватного ситуации характера  эмоциональной регуляции. Проявляется  это в эмоциональном «выпадении»  ребенка из общего настроения сверстников, т.е. он изолируется от них в силу своего эмоционального состояния. На основании  исследования данного факта Г. М. Бреслав выстраивает систему  показателей нормативного хода эмоционального развития, «которые не могут быть отделены от показателей предметного содержания деятельности и самосознания ребенка».

Для гармонического развития ребенок должен пройти стабильные и  динамические (кризисные) стадии аффективной  адаптации в процессе формирования эмоциональной регуляции (В.В.Лебединский, О.С.Никольская и др., 1990).

Вступая в дошкольный период, ребенок уже обладает способностью к внеситуативной саморегуляции  речью, осознанием себя как субъекта деятельности и «полимотивированностью».

На 4-м году жизни появляется более сложный механизм эмоциональной  регуляции — эмоциональное предвосхищение предполагаемых результатов собственных и чужих действий, который позволяет активизировать прошлый опыт ребенка. Этот факт находит отражение в способности переживать стыд и чувство вины как эмоциональные последствия совершенных в недавнем прошлом негативных действий.

В качестве специфического феномена эмоциональной регуляции  в дошкольном возрасте выступает  переживание будущего и прошлого как актуального с соответствующей  эмоциональной окраской. То есть речь идет об «эмоциональном обеспечении  перемещения индивида в идеальном  пространстве и времени», что Г. М. Бреслав обозначает как пространственно-временное  смещение.

Характер социальной ситуации развития дошкольника, его стремление к воспроизведению и усвоению социальных норм и правил поведения  определяют и акценты эмоциональной  регуляции. Объектом и целью эмоции все чаще выступает другой человек  как носитель определенных норм, полномочий и социального статуса. Последнее  является для ребенка обоснованием для принятия активной или пассивной  позиции во взаимодействии. Так дошкольник отвечает агрессией на агрессивные  действия сверстника, но спокойно допускает  агрессию со стороны более младшего ребенка. Такая дифференциация поведения  в старшем дошкольном возрасте обосновывается переходом эмоциональных процессов  в сферу произвольной регуляции.

Выделенное для рассмотрения следующее новообразование —  произвольность эмоциональных процессов (способность подчинять свои непосредственные желания сознательно поставленным целям) является результатом всего  хода психического развития ребенка  на протяжении детства.

В конце дошкольного возраста данное новообразование появляется на уровне регуляции поведения, что  указывает на взаимосвязь эмоционального и реактивного компонентов психики. Далее, в младшем школьном возрасте наряду с усложнением форм произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих  реакций возникает произвольность психических процессов.

 

 

 

1.2. Типы восприятия  детьми дошкольного возраста  эмоционального состояния человека

Информация о работе Формирование эмоциональной сферы дошкольников