Формирование эмоциональной сферы дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:16, реферат

Краткое описание

При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности: самосохранения (страх); в свободе движения (гнев); в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).
С точки зрения таких ученых, как Э. Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.

Содержание

Введение
1.Особенности эмоциональной сферы дошкольника
1.1. Содержание и формы проявления эмоций
1.2. Типы восприятия детьми дошкольного возраста
эмоционального состояния человека
2. Анализ методов и приемов, направленных
на формирование эмоциональной сферы дошкольника в условиях УДО
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

А.М. Щетинина, учитывая особенности  детского восприятия (глобальность, целостность, фрагментарность, эмоциональность  и пр.), определила комплексные типы восприятия экспрессии детьми по четырем  позициям (показателям):

выделение экспрессивных  признаков и обозначение эмоции словом;

степень дифференцированности экспрессии;

степень обобщенности экспрессии;

степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.

В результате экспериментального исследования автором были выделены типы восприятия детьми дошкольного  возраста эмоционального состояния  человека.

Довербалъный (4—5лет). Эмоция не обозначается словами, ее осознание  можно обнаружить через установление детьми соответствия вьфажения лица характеру конкретной ситуации («...он мультики смотрит»).

Диффузно-аморфный (4—5 лет). Дети называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко («...он веселится»). Это связано с  недостаточной сформированностью  эталона выражения эмоций. У некоторых  детей данный тип восприятия отличается эмоциональной окрашенностью к  отдельным изображениям. Кроме того, он является ведущим типом восприятия для детей среднего дошкольного  возраста (50 %).

Диффузно-локальный (4—5 лет). Восприятие выражения эмоции глобально  и поверхностно. Дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент  экспрессии (преимущественно глаза). Данный тип восприятия характеризуется  наличием ярко выраженного эмоционального отношения детей к различным  эмоциональным состояниям.

Аналитический (6— 7лет). Дети с восприятием этого типа опознают эмоциональные ситуации  на  основе  выделения  элементов экспрессии.

В дошкольном возрасте у  ребенка формируются представления (обобщенное знание) о социальных нормах, но эти представления еще неотделимы от его положительных или отрицательных  эмоциональных переживаний.

Кроме того, у детей дошкольного  возраста возникает относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов. По этой причине дошкольники в  некоторых случаях могут преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Это  объясняется тем, что их нравственные чувства обладают большей побудительной  силой, чем другие мотивы. В данном случае их преобладание сознательно  самим ребенком не определяется. То есть дети старшего дошкольного возраста характеризуются «непроизвольной  произвольностью», которая обеспечивает относительную устойчивость их поведения.

Кроме того, в дошкольном возрасте эмоциональная регуляция  поведенческих действий может осуществляться в соответствии с игровыми правилами. Так, ребенок с высокой активизацией полностью ограничивает себя в движении по требованию игрового сотрудничества (взаимодействия).

Первоначальное становление  произвольной регуляции осуществляется в контексте игровой деятельности, но уже на 5 —6-м году жизни распространяется и на другие виды деятельности (коммуникативную, учебную). При адекватном возрасту развитии эмоциональной регуляции игровой  мотив ее активизации является доминантным  по отношению к ряду других мотивов (познавательный, коммуникативный).

Таким образом, игру ребенка  дошкольного возраста можно рассматривать  как средство развития произвольности эмоциональных процессов.

К ряду новообразований дошкольного  детства можно отнести формирование языка эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания (О. В. Гордеева, 1995). Содержательно данное определение близко термину «вербальный  эталон экспрессии», введенному В. А. Лабунской  для обозначения   описания  признаков  экспрессии  различных  эмоциональных (преимущественно лица), что является показателем сформированности эталонов экспрессии. Данный тип восприятия проявляется у большинства детей  старшего дошкольного возраста сочувствием, сопереживанием по отношению к изображенным людям.

Синтетический (6—7лет). Обобщенное, целостное восприятие эмоции. Дети не дифференцируют элементы экспрессии, а воспринимают их в совокупности («...вся злая: и лицо, и стоит  зло»).

Аналитико-синтетический (6—7лет). Дети выделяют элементы экспрессии и  обобщают их. Данный тип восприятия экспрессии является ведущим типом  восприятия для детей старшего дошкольного  возраста.

Таким образом, А. М. Щетинина констатирует «стойкие возрастные различия в способах восприятия детьми экспрессии», а также динамику выраженности эмоциональной  окрашенности (эмоциональности) восприятия.

С ее точки зрения, тип  восприятия экспрессии зависит не только от возраста детей, но и в некоторой  степени от характера эмоции.

Определенные эмоциональные  модальности показывают достаточно устойчивые связи с определенными  типами восприятия: страх и удивление  с довербальным типом, радость и  грусть с диффузно-аморфным и аналитико-синтетическим. Это указывает на возможность  развития у детей дошкольного  возраста восприятия экспрессии в процессе обучения.

Ссылаясь на учение о развитии высших психических функций (Л.С.Выготский, 1983), можно рассматривать способность  к осознанию своих эмоций как  высшую психическую функцию, условиями  формирования которой выступают  игра и общение, а средством —  речь.

Внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуществляется с помощью особого психологического механизма регулирования — эмоциональной  коррекции поведения. Данный механизм характеризуется согласованием  поведения ребенка с личностным смыслом определенной ситуации    и    выполняемых   в    ней   действий   для   удовлетворения    его потребностей и интересов.

Таким образом, развитие эмоциональной  сферы является одним из центральных  новообразований развития в дошкольном возрасте. Это новообразование неразрывно связано с развитием познавательных процессов (воображением, мышлением, восприятием), а также с формированием новых  мотивов поведения ребенка. Весь предшествующий ход эмоционального развития определяет становление основного  механизма эмоциональной регуляции  — эмоциональной коррекции поведения  ребенка.

 

 

 

2. Анализ методов  и приемов, направленных на  формирование эмоциональной сферы  дошкольника в условиях УДО

1. Наблюдение. Наблюдая определенные  ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок,  и какое влияние могут иметь  обнаруженные эмоциональные состояния  на развитие его личности.

В процессе наблюдения за детьми воспитателю необходимо обращать внимание на следующее:

хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга,

как дети включаются в игровое  обучение,

принимают чужую инициативу или сопротивляются ей,

кто из детей находился  в центре игры, а кто молча наблюдает  издали,

какие отношения преобладают - добрые или конфликтные,

какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные.

2. Социометрическое исследование. Проведение социометрических тестов  недоступно для младших дошкольников. Однако, такие данные необходимы  в работе педагога. От этого  зависит: 

эмоциональный комфорт ребенка,

конкретизация задач формирования эмоциональной сферы ребенка.

Социометрическое исследование воспитатель может провести в  ходе наблюдения за детьми группы.

Известные детские психологи  предлагают следующие типы детей, в  зависимости от их положения в  группе сверстников.

«Предпочитаемые» дети. Находятся  в группе в атмосфере любви  и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, уверенность в себе и  пр. Однако дети с высокой популярностью  могут стать излишне самоуверенными.

«Пренебрегаемые изолированные» дети. Часто чувствуют по отношению  к себе равнодушие сверстников или  их снисходительность Их принимают  в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, часто  становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру. В эту категорию дети попадают по разным причинам. Один редко ходит в детский сад, и дети мало его знают. Другой - "новенький". Третий - имеет физические недостатки, например, толстый, неуклюжий.

Таким образом, эмоциональное  благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

3. Наглядность. Известно, что наглядность - один из основных  и наиболее значимых методов  обучения младших дошкольников. Однако использование наглядности  в решении задач формирования  эмоциональной сферы малышей  имеет свои особенности. 

Эмоции беспредметны. Радость, печаль, грусть, удивление, возможно, изобразить лишь символически.

Поэтому, подчеркнем еще  раз, уже как метод наглядности, пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные  проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят  и отмечают, но, порой бессознательно, копируют. Помним об этом.

Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом. Каждый ребенок  может, изобразив ту или иную эмоцию, посмотреть на себя в зеркало. Веселые  глазки, уголки рта вверх - радость. Глаза большие, рот приоткрыт  – удивление.  Брови нахмурены, рот сжат - гнев.

4. Моделирование. Интересным  представляется использование моделей  для решения поставленных задач.  Освоение детьми метода моделирования  положительным образом влияет  на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический  образ с реальным.

В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

пиктограммы,

графические изображения  лица,

силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

"подвижные аппликации".

Действуя с "подвижной  аппликацией", ребенок упражняется  в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает  динамику эмоционального состояния.

5. Использование произведений  художественной литературы. Мир  словесного искусства несет в  себе безграничные возможности  для формирования эмоциональной  сферы младшего дошкольника. И  крохотные потешки, и большие  сказки становятся для ребенка  настоящей "школой эмоций", вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные  чувства мимикой, жестами, словами,  побуждают дать эмоциональную  оценку словам и действиям  героев (веселый, грустный, хороший,  обиделся).

Имея в группе специальный  подбор литературных произведений, педагог  может не только читать их детям, а  использовать различные задания-игры:

выражение эмоций мимикой, жестами: «удивись, как Зайчик», «порадуйся, как Маша», «покажи, как огорчились дед и баба» и т. д.

развитие интонационной  выразительности: "скажи, как Зайка, жалобно: - Собака, Собака, помоги мне!", "Скажи испуганно, как Бычок: - Ой, доска кончается, сейчас я упаду!".

6. Развитие речи. Формирование  эмоциональной сферы ребенка  происходит в тесной взаимосвязи  с развитием речи.

Активизируется и обогащается  словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния  человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и  монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности  вербально выражать свои чувства. Совершенствование  эмоциональной сферы позволяет  ввести в обиход ребенка установленные  формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и  т. д.).

7. Использование музыки. Вслушиваясь в слова и музыку  песен и хороводов, ребенок  приобретает первоначальные понятия  настроения музыки, приобретает  опыт передачи чувств музыкальными  средствами. С младшего дошкольного  возраста необходимо давать детям  слушать и "взрослую" классическую  музыку (Моцарта, Вивальди, Чайковского  и других композиторов). Она оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя через подсознание, открытое в этом возрасте. Порой, нет необходимости объяснять детям содержание музыкального произведения. Они поймут его по-своему, что важнее.

8.Изобразительная деятельность. Постараемся сделать изобразительную  деятельность ребенка как можно  более эмоционально насыщенной. Используем для этого цветовую  гамму, создание образов, отражающих  настроение и впечатления ребенка. "Ты нарисовал снеговика. Какое  у него настроение? Как может  догадаться об этом твой друг  Петя?", " Какой веселый Колобок  у тебя получился!", "Мячик,  который ты наклеил такой красивый, - так и хочется с ним поиграть!".

Рассматривая рисунки  Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева, обратим  внимание детей на выразительность  эмоционального состояния героев. «Вот две девицы - красавицы смеются, посмотри на их лица. Они всплеснули руками, сделай так же». «А вот Зайчик плачет. Лапки  сложил, плечики и головку опустил. Покажи Зайчика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного  возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Теоретические  и практические разработки в области  изучения особенностей эмоциональной  сферы дошкольников, изложенные в  данной работе, дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние  практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в  группе сверстников, усвоение и овладение  им социальным опытом.

Информация о работе Формирование эмоциональной сферы дошкольников