Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ в настоящее время приобретает особое значение. Это обусловлено тремя обстоятельствами. Первое - возрастанием объема эмоциогенных факторов на человека в военной деятельности. Второе – глубоким влиянием социальных кризисных явлений, на личность военнослужащего. Третье – настоятельным требованием времени к изменению подхода к военнослужащим с технократического на гуманитарный.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эмоционально-волевые процессы личности военнослужащих ВВ МВД РФ 6
Глава 2. Особенности формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 12
Глава 3. Психологическая подготовка как один из факторов эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 21
Заключение 28
Литература 30

Вложенные файлы: 1 файл

трафарет.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

      

Глава 2. Особенности формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ

 
 
 

      Профессиональная  деятельность военнослужащих ВВ МВД  РФ характеризуется рядом особенностей по сравнению с другими видами профессиональной деятельности. К ним относятся: исключительная социальная значимость решаемых задач; своеобразие целей (уничтожение противника путем применения оружия и боевой техники); влияние мощных средовых факторов - экстремальных условий (особых и сложных), опасности (направленности действия факторов среды на уничтожение субъекта профессиональной деятельности); внезапности (неожиданных и резких изменений значимой обстановки). Исходя из специфики деятельности сотрудников, важности и сложности выполняемых ими задач, к профессиональной подготовке сотрудников традиционно предъявляются чрезвычайно высокие требования.

      В военной педагогике эмоционально-волевая устойчивость военнослужащего определяется как способность противостоять опасности, выдерживать отрицательное эмоциональное и физическое воздействие на психику субъекта профессиональной деятельности в боевой обстановке. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящий момент представления о сущности, структуре, путях формирования эмоционально-волевой устойчивости у военнослужащих имеют очень широкий диапазон и, в ряде случаев, противоречивы.7

     Эмоционально-волевая  устойчивость может рассматриваться  как один из важнейших показателей  психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в:

      - отсутствии у сотрудника в  экстремальных ситуациях психологических  реакций, снижающих эффективность  действий и порождающих неточности, промахи, ошибки;

      - натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;

      - умении сохранять профессиональную  бдительность, проявлять разумную  настороженность и внимание к  риску, опасности, неожиданностям;

      - неподатливости к психологическому давлению со стороны третьих лиц, пытающихся влиять на строго законное ведение юридических дел;

      - умении вести напряженную психологическую  борьбу с лицами, противодействующими  предупреждению, раскрытию и расследованию  преступлений;

      - умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

     В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими  работы, эффективность совместного  труда сотрудников, психологический  климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.

     Сотрудникам органов внутренних дел особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое  самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.

     Не  вызывает сомнения, что умение путем  саморегуляции снять эмоциональное  напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника органов внутренних дел.

     Частое  пребывание в опасных, а иногда и  угрожающих жизни, ситуациях требует  от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел.

      Формирование и развитие эмоционально-волевой устойчивости есть формирование и развитие  состояний  психической готовности к перенесению всех тягот служебно-боевой деятельности, отрицательных воздействий экстремальных факторов, опасность для здоровья и жизни. Психологическим аспектом проблемы является изыскание путей и средств формирования психической готовности и эмоционально-волевой устойчивости в процессе обучения и воспитании.

      Психологическая подготовка, в отличие от других способов педагогического воздействия, максимально должна учитывать индивидуальные особенности военнослужащего, а также закономерности возникновения и течения психических процессов, характерных для конкретной деятельности. Средствами психологии и педагогики можно изменить  течение психических процессов в нужном направлении, поддержать то или иное позитивное психическое состояние обеспечивающее устойчивую профессиональную работоспособность. Методы же, которые используются при этом, могут быть самыми различными. Их применение зависит от многих причин,  в том числе и от индивидуальных особенностей личности военнослужащего ВВ МВД РФ, и от располагаемых средств.

      При помощи специальных методических приемов  можно избирательно совершенствовать психические функции сотрудника. Опыт и специальные исследования подтвердили, что функциональную надежность психики можно увеличить. Отрицательные физиологические  изменения  заметно уменьшаться, если человек закален и физически и психологически, натренированы его сенсорно-двигательные и интеллектуальная сфера. Заблаговременная специальная подготовка в условиях, моделирующих ожидаемые трудности, помогает человеку приспосабливаться к ним и сохранять оптимальную функциональную активность и результативность деятельности.

      В настоящее время вопросы психологической подготовки не являются предметом специальных осознанных усилий руководителей, а осуществляются, в большей своей части, стихийно. Эффективность проделанной работы по формирование психологических качеств определяется зачастую руководителями лишь выполнением упражнений и нормативов в привычных условиях, тогда как более надежным критерием является проявление приобретенных качеств и навыков в новых условиях и видах деятельности, сходных со служебно-боевыми.

      Это обстоятельство определяет особую роль и особые  возможности в  решении задач психологической подготовки сотрудников и требует создания или моделирования на занятиях элементов экстремальных ситуаций, в которых каждому сотруднику предстоит действовать, что непосредственно подготавливает их к действиям в сходных служебно-боевых условиях. Именно обстановка с наличием физической и  психологической напряженности позволяет формировать и развивать эмоционально-волевую устойчивость.

      В динамике развития эмоционально-волевой устойчивости в процессе обучения можно выделить некоторые характерные особенности.8

      Первый  этап обучения характеризуется резкой активизацией обучаемых и повышением показателей всех их психических  качеств. Продуктивность психической  деятельности резко возрастает, особенно заметны эти изменения в увеличении запоминаемого материала и продуктивности умственной деятельности.

      Второй  этап отличается плавным улучшением характеристик всех психических  качеств с незначительными колебаниями, связанными, по-видимому, с особенностями  прохождения учебной программы и выполнением ряда различных работ.

      К концу обучения уровень развития психических качеств у военнослужащих заметно повышается. Особенно большие сдвиги наблюдаются у лиц со слабым развитием психических качеств.

      Результаты  исследований подтверждают, что характер психологической подготовки оказывает положительное воздействие на развитие исследуемых психических процессов и качеств личности, причем наиболее важными из них являются:

  • характерологические качества: настойчивость и упорство в достижении цели, трудолюбие, инициативность и самообладание;
  • психические свойства личности: интенсивность и концентрация внимания, быстрота переключения внимания, способность выполнять действия, характеризуемые как сложные сенсорные реакции и эмоциональная устойчивость.

      Проблема  повышения эмоционально-волевой устойчивости, как основе психологической подготовки, привлекает пристальное внимание многих исследователей.9

      Ее  актуальность в условиях военно-профессиональной  деятельности определяется с одной стороны, непрерывным повышением эмоциогенности служебно-боевой подготовки, с другой - задачами подготовки и  воспитания личности со стойким и мужественным характером, способной успешно действовать в трудных условиях служебно-боевой обстановки.

      С этой целью методика проведения занятий по развитию эмоционально-волевой устойчивости должна иметь тренировочную направленность с созданием определенного эмоционального тонуса и строиться по принципу «напряженности», что достигается:

  • выполнением приемов и действий на занятиях и учениях с максимальным напряжением физических и психических сил, в боевом темпе;
  • интенсивностью световых и звуковых раздражителей, характерных для современного боя;
  • отсутствием достаточной информации и созданием дефицита времени;
  • выполнением учебно-боевых действий в трудных погодных и климатических условиях;
  • длительной активной деятельностью в средствах защиты;
  • непрерывностью дневных и ночных действий;
  • наглядностью внешней картины боевой действительности (потери, разрушения, пожары и т.п.);
  • необходимостью длительного и частого преодоления препятствий и заграждений.10

      При этом должен широко применяться повторно-соревновательный метод в преодолении сложных  сооружений как отдельными военнослужащими, так и группами.

      На  втором этапе необходимо осуществлять дальнейшее усложнение обстановки при организации тренировочных занятий. На этом этапе должен реализовываться принцип «внезапности», который обеспечивается:

  • средствами имитации, применяемыми неожиданно и на незначительном удалении от личного состава;
  • созданием неисправностей и «выводом и стоя» оружия, боевой техники, номеров расчетов, экипажей;
  • быстротой смены вводных и обстановки, требующих от воинов незамедлительных и активных действий;
  • скрытой подготовкой и неожиданным применением различных препятствий и заграждений в момент активных действий личного состава;
  • неожиданным проведением боевых тревог;
  • проведением занятий и учений на незнакомой местности, в различное время года и суток.

      На  последующем этапе психологическая  подготовка должна строиться по принципу «опасности и риска» для создания напряженных условий с применением следующих методических приемов:

  • создание реальной опасности в процессе занятий (выполнение различных действий на высоте и узкой неустойчивой опоре, связанных с опасностью и т.д.);
  • создание дефицита времени на различные действия (различного рода состязания и т.д.);
  • создание длительных и эмоциональных напряжений (выполнение действий, связанных с опасностью на фоне утомления);
  • создание различных помех при действиях;
  • побуждение занимающихся к повышенной ответственности за свои действия и обеспечивают успех в действиях, т.е. с учетом таких сложных факторов психологического порядка, как мотивация, отношение занимающихся к выполнению поставленных задач.

      Результаты  исследований показывают, что в процессе занятий военнослужащие испытывают большие физические нагрузки и психические напряжения, в результате которых наблюдаются заметные сдвиги показателей многих психических качеств в сторону улучшения.

      Опытный курс занятий с военнослужащими по такой программе психологической подготовки, которая отличается некоторыми изменениями в  организации и методике проведения занятий, с целенаправленным этапным применением методических приемов психологического воздействия позволил показать лучшие результаты эмоционально-волевой устойчивости, профессиональной обученности по сравнению с военнослужащими, которые занимались по существующим методикам. Военнослужащие данной группы проявили  более высокую устойчивость при выполнении сложных учебно-тренировочных действий в условиях, требующих высоких нервно-психологических напряжений.

Информация о работе Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ