Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:26, курсовая работа
Проблема эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ в настоящее время приобретает особое значение. Это обусловлено тремя обстоятельствами. Первое - возрастанием объема эмоциогенных факторов на человека в военной деятельности. Второе – глубоким влиянием социальных кризисных явлений, на личность военнослужащего. Третье – настоятельным требованием времени к изменению подхода к военнослужащим с технократического на гуманитарный.
Введение 3
Глава 1. Эмоционально-волевые процессы личности военнослужащих ВВ МВД РФ 6
Глава 2. Особенности формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 12
Глава 3. Психологическая подготовка как один из факторов эмоционально-волевой устойчивости военнослужащего ВВ МВД РФ 21
Заключение 28
Литература 30
Проводимые исследования процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих показали, что их психологическая подготовка должна стать неотъемлемой частью всего процесса служебно-боевой подготовки к действиям в особых условиях и основываться на индивидуальных особенностях психофизиологических реакций человека при воздействии на него неблагоприятных факторов.
С ростом профессионального мастерства военнослужащих улучшаются в первую очередь те функции психики, которые регулируют специфическую двигательную деятельность.
Содержание
занятий, специальный набор
Основной путь воспитания психологической устойчивости военнослужащих заключается в постановке перед ними систематически усложняемых задач и обеспечении руководства в их выполнении. Но вместе с этим необходимо иногда подвергать занимающихся неожиданным сильным воздействием.11
Воспитание психологической устойчивости необходимо осуществлять поэтапно путем специальных целенаправленных приемов, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического и психического напряжения.
Таким
образом, систематичность и
В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешной защиты Отечества морально-боевые качества и чувства (то же мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к бою, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний, формируются представления о современном бое, а закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др.
Очень четко важно различать содержание общей, специальной и целевой психологической подготовки. Так, в ходе общей психологической подготовки, которая осуществляется в процессе обучения и воспитания, формируются необходимые для боя профессионально важные качества (мужество, героизм, храбрость и др.), которые должны соответствовать общим целевым установкам и требованиям, предъявляемым к личному составу. 12
Специальная психологическая подготовка менее связана с обучением и воспитанием и более приближена к самостоятельной психологической подготовке к выполнению поставленной задачи. Ей в большей мере присущи специфические методы (тренажи, идеомоторные тренировки, изучение основных признаков целей и др.). В ходе специальной психологической подготовки решаются вопросы по осознанию боевой задачи, убеждению воинов в необходимости беспрекословного ее выполнения, активизации в этих целях готовности и других специфических профессионально важных качеств. Именно в ходе специальной психологической подготовки в наибольшей мере решаются вопросы по снижению элементов неизвестности в общей системе предстоящих действий, формируются и активизируются специфические качества необходимые именно для выполнения данной задачи.
Неумение военнослужащего регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.
На военнослужащих ежедневно оказывают воздействие различные факторы (зачастую имеющие стрессовый характер), что, в свою очередь, может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональны состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.
В процессе профессиональной деятельности военнослужащие ВВ МВД РФ очень часто возникают такие ситуации, в которых необходимо регулировать свое состояние. В тех случаях, когда психические и физические нагрузки бывают слишком велики, а сотрудник плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность деятельности и может привести ее к дезорганизации, к существенным ошибкам и промахам в работе. Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере уверенности в себе, нервной депрессии.13 Проводимые исследования показывают, что среди опрошенных военнослужащих 30% предъявляют жалобы на нарушение сна, более 80% опрошенных отмечают у себя один или несколько симптомов проявления невротических состояний, которые проявляются к концу рабочего дня: усталость (70%), снижение внимания (30%), раздражительность (20%), головные боли и головокружения (10%), сонливость и слабость (10%) и т.д.
В этой связи, овладение военнослужащими приемами и методами эмоционально-волевой саморегуляции является весьма актуальной задачей современного дня. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою волевую активность.
Основной
целью эмоционально-волевой
Таким образом, возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими имеет важное значение. Путем саморегуляции можно на короткое время применительно к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а также повысить качество подготовки и эффективность выполняемой деятельности. Например, военнослужащий в бою может подавить возникающее чувство страха, неуверенности, поднять свой боевой дух, мобилизоваться и т.д. С помощью различных форм саморегуляции можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы; повышать действенность мотивов и установок (например, при работе с высокими нагрузками, сопровождающимися ощущениями монотонности и сильным утомлением). Это важно для развития боеспособности и твердости духа в деятельности военнослужаих, когда нельзя ожидать немедленного достижения результата (иногда раскрытие и расследование преступления может затягиваться на недели, месяцы, а то и годы), в ситуациях, субъективно воспринимаемых как рискованные или опасные, а также при мобилизации работоспособности в экстремальных условиях деятельности.
Принципиально
психическая саморегуляция
Сущность
психической саморегуляции
В
принципе, каждый здоровый, работоспособный
сотрудник располагает
- отношение военнослужащего к выполнению данных упражнений (его внутренний настрой). Достижению успеха не способствует чрезмерная самоуверенность. Эффекта нельзя добиться только при помощи одного желания. Нужна систематическая работа, терпение, волевые усилия;
-
успех, достигнутый на ранней
стадии тренировки, который может
дезориентировать
-
плохие условия самотренировки.
Надо создавать спокойную
-
неправильный выбор метода
-
особенность проявления таких
личных качеств, как
Процесс
эмоционально-волевой
- релаксации;
- визуализации;
- самовнушения.
Сущность принципа релаксации заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации можно услышать свой внутренний голос и почувствовать связь своего организма и мыслительной деятельности. Релаксация, или расслабление, означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, она оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Это взаимно-обратный процесс: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается от того, как расслабляется и разряжается тело.14
Второй принцип - визуализация. Интуитивное мышление использует различные пути проникновения в сознание. Основным является путь рисования картин, или визуализация образов в вашем мозгу. Это называется созданием внутреннего образа. Визуализация обозначает различные способы активизации направленного воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а также их комбинаций. В принципе мозг человека одинаково реагирует как на образы объективного мира, так и на создаваемые внутренние образы. И поэтому навыки визуализации позволяют человеку лучше использовать свои внутренние ресурсы, активизировать протекание психических процессов.
Сущность
принципа самовнушения заключается
в том, что с помощью самовнушения
мы облекаем наши внутренние образы в
слова, которые неоднократно отдаются
эхом в нашем сознании. Эти слова,
наполненные собственной
Информация о работе Формирование эмоционально-волевой устойчивости военнослужащих ВВ МВД РФ