Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа
Цели:
- рассмотреть феномен «команда» и конкурентоспосбность» ,
- ознакомить с технологиями формирования и управления конкурентоспособной командой
- выработать свою концепцию управления персоналом с помощью деловых игр, тестов и практических упражнений.
- провести тренинговую программу по формированию конкурентоспособной команды в организации
Задачи:
1. Провести теоретический анализа литературы на данню тему.
2.Изучить феномен «команда», «конкуренция» и «конкурентоспособная команда».
3.С помощью подобранных методик провести экспериментальное исследование .
4. Разработать и провести тренинговую программу.
5. Провести повторное тестирование и сравнить полученные данные.
Вступление
Раздел 1 Теоретический подход к психологическому анализу содержания и существенных характеристик конкурентоспособной команды
Блок 1 Информационно - смысловой
Общая характеристика феномена «команда» и «командная работа»
Основная характеристика понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность»
Мини - лекция
Раздел 2 «Диагностика конкурентоспособности и командной сплоченности в организации»
Блок 2 Диагностический
2.1 Организация исследования
2.2 Методики диагностики
Раздел 3 Система тренинговых занятий для формирования конкурентоспособной команды
Блок 3 Коррекционно – развивающий
3.1 Организационно-направляющие интерактивные техники
3.2 День 1 «Тренинг формирования психологической готовности персонала организаций к работе в команде»
3.3 День 2 «Тренинг навыков партнерского взаимодействия персонала организаций в команде»
3.4 День 3 «Тренинг развития конкурентоспособности команды»
3.5 День 4 «Итоговый. Освобождение и релаксация»
Раздел 4 Результаты тестирования, методик, тренинговой программы
4.1 Методики и тестирования
4.2. Тренинг
4.3. Рекомендации психолога
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В настоящее время одной
из важных условий эффективной
С целью анализа специфики конкурентоспособности команды целесообразно рассмотрение и изучение вопросов относительно:
• конкуренции;
• конкурентоспособности;
• конкурентоспособной личности;
• конкурентоспособной команды.
Прежде всего следует отметить, что понятие «конкуренция» (от лат. concurrcnting - соревнование, соперничество) - соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении определенной мсти, каждому для себя.
В литературе существуют различные подходы к пониманию сущности «конкуренции»:
• конкуренция - это борьба между людьми (индивидуальное или командное) за достижение лучших результатов в любой деятельности с целью получения вознаграждения (дополнительной выгоды, преимуществ, привилегий);
• движущая сила развития субъектов и объектов управления, общества в целом ;
• двигатель прогресса и гарант существования бизнеса.
Стоит заметить, что конкуренция
должна две стороны одной медали:
с одной стороны-это попытки
победить, а с другой - возможность
для людей и организаций
Анализируя проблемы конкуренции
и конкурентоспособности как
движущей силы развития общества, собственно
конкуренцию следует понимать как
процесс, благодаря которому люди получают
и передают знания; как соперничество
старого с новым, с инновациями.
И хотя «конкурентов мы воспринимаем
с раздражением, ведь они мешают
нам спокойно жить», надеемся, что
позитивное восприятие самого содержания
«конкуренция» поможет
Итак, конкуренцию не обязательно понимают как агрессивную борьбу. Авторы считают, что конкуренция - это цивилизованная взаимодействие личностей (групп, организаций), которым не нужно искать соперников для того, чтобы быть первыми. Конкурент - это самодостаточный человек (группа, организация), которая просто на высшем уровне профессионализма делает свое дело, или пытается этот уровень постоянно повышать, и ей не нужно кого «побеждать», унижать или «обходить», чтобы доказывать свое первенство.
Конкуренция должна быть закономерным
итогом постоянных и грамотных усилий.
Достижения победы зависит от «конкурентоспособности»
товаров и услуг и от того, насколько
они лучше аналогичную
Западные специалисты считают, что конкурентоспособность - это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития. Кроме товаров и услуг, можно говорить о конкурентоспособную экономику, науку, культуру и личность.
Что же касается использования
дефиниции «
Так, «конкурентоспособность»
относительно товара или услуги означает
их способность выдержать
По мнению специалистов,
введение и применение понятия «
Следует заметить, что с целью определения сущности и признаков конкурентоспособной личности авторами было проведено специальное исследование. В результате выявлены качестве конкурентоспособной личности.
На основе результатов опроса руководителей организаций и практических психологов, которые принимали участие в тренингах, а также из собственного теоретического анализа проблемы можно сделать вывод, что конкурентоспособная личность - где личность, которая:
• стремится постоянно развиваться;
• имеет собственное
• легко адаптируется;
• умеет себя презентовать; энергична;
• является толерантной;
• является творческой.
Кроме того, выделены другие важные качества:
• высокий уровень настойчивости;
• порядочность;
• конструктивный склад ума.
Конкурентоспособную команду следует понимать как высший уровень ее развития ее членами являются конкурентоспособные личности. Необходимость становления именно таких команд обусловлена достаточно выраженной конкуренцией, которая через некоторые социально-экономические и социально-психологические причины наблюдается сегодня во всех типах организаций.
По мнению авторов, существенными характеристиками конкурентоспособной команды являются:
• такие, что каждый член команды - это конкурентоспособная личность (ей присущи все выше названные черты);
• такие, что каждый член команды воспринимает конкуренцию как импульс для своего самосовершенствования (конкурировать нужно с самим собой, со своим предыдущим уровнем развития, а не искать соперника для соревнования за право быть лучшим);
• быстрая адаптация к изменениям в окружающем мире;
• неравнодушие всех членов команды - единомышленников к своему делу;
• ставка на постоянное профессиональное совершенствование (даже если минуту назад тебе казалось, что ты лучший, помни о том, что за эту минуту кто в мире или открыл нечто новое, или нечто усовершенствовал);
• поддержка высокого творческого потенциала (постоянное генерирование новых, оригинальных идей);
• способность идентифицировать
и реализовать новые
Анализируя связь между конкурентоспособной личностью и командой, можно отметить, что признаки личности определенным образом трансформируются в признаки конкурентоспособной команды, но имеют значительно более широкий ракурс.
Анализ деятельности современных украинских организаций свидетельствует о том, что уровень ориентации их руководителей и персонала на работу в команде не достаточно выражен. Это подтверждено, в частности, результатами проведенного специального исследования в организациях двух социальных сфер:
• в сфере образования
(были опрошены руководители и психологи
общеобразовательных учебно-
• в сфере государственной службы (были опрошены начальники и сотрудники отделов управлений госадминистраций)[28].
1.6 Мини-лекция «Что такое команда и как стоит понимать ее конкурентоспособность»
Определение команды. Команду можно охарактеризовать как определенного рода группу. Однако не любая группа является настоящей командой. Семейные группы или группы друзей, собравшиеся вместе в результате сходства интересов или принадлежности к одному социальному сообществу или для удовлетворения широкого круга потребностей, связанных с взаимной привязанностью, безопасностью, поддержкой, отданием почестей, группы типа комитетов, члены которых выражают интересы различных групп и собираются для обсуждения своих перспектив или иных интересующих их вопросов, нельзя назвать командами.
Команда — это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.
Признаки команды. Команда характеризуется рядом признаков, основными из которых являются следующие:
● команда состоит из двух человек или более;
● члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей;
● команда имеет свою индивидуальность, свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов;
● для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее — с другими командами и группами;
● команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач;
● команда периодически оценивает свою эффективность.
Большинство исследователей отмечают три ключевых признака команды: сотрудничество, разнообразие задач, ответственность за всю работу в целом и ее анализ.
Обычно цели, стоящие перед
командой, не могут быть достигнуты
отдельными ее членами в силу существующих
ограничений по времени и ресурсам,
а также из-за невозможности овладеть
одному члену команды всеми
Различие между командой и группой. Командная работа наиболее полезна при освоении новых видов деятельности, как в оплачиваемой, так и неоплачиваемой сферах; при решении незнакомых, неопределенных проблем, когда возникают элементы риска вследствие выбора и предпочтений тех, кто принимает решение. Так, создаются команды менеджеров для урегулирования последствий просчетов, допущенных в управлении и при приобретении новых компаний. В общественных организациях, где деятельность не оплачивается и где деньги не могут быть стимулом, привлекательность работы в команде состоит в возможности личных контактов и взаимного обучения; кроме того, люди обычно привязываются к тому, что сами создают.
Члены группы, напротив, в
гораздо меньшей степени
Очевидно, что команды
и группы — частично совпадающие
социальные образования и между
ними нет непреодолимой разницы.
И команда, и группа могут заниматься
развитием своих членов или организации,
управлять процессами изменений. Но
в одних случаях целесообразно
уделять более пристальное
Анализируя проблемы конкуренции
и конкурентоспособности как
движущей силы развития общества, собственно
конкуренцию следует понимать как
процесс, благодаря которому люди получают
и передают знания; как соперничество
старого с новым, с инновациями.
И хотя «конкурентов мы воспринимаем
с раздражением, ведь они мешают
нам спокойно жить», надеемся, что
позитивное восприятие самого содержания
«конкуренция» поможет
Следует заметить, что с целью определения сущности и признаков конкурентоспособной личности авторами было проведено специальное исследование. В результате выявлены качестве конкурентоспособной личности.
На основе результатов опроса руководителей организаций и практических психологов, которые принимали участие в тренингах, а также из собственного теоретического анализа проблемы можно сделать вывод, что конкурентоспособная личность - где личность, которая:
• стремится постоянно развиваться;
• имеет собственное
• легко адаптируется;
• умеет себя презентовать; энергична;
• является толерантной;
• является творческой.
Кроме того, выделены другие важные качества:
• высокий уровень настойчивости;
• порядочность;
• конструктивный склад ума.
Конкурентоспособную команду следует понимать как высший уровень ее развития ее членами являются конкурентоспособные личности. Необходимость становления именно таких команд обусловлена достаточно выраженной конкуренцией, которая через некоторые социально-экономические и социально-психологические причины наблюдается сегодня во всех типах организаций.
Информация о работе Формування конкурентоздібної команди в організації