Формування конкурентоздібної команди в організації

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа

Краткое описание

Цели:
- рассмотреть феномен «команда» и конкурентоспосбность» ,
- ознакомить с технологиями формирования и управления конкурентоспособной командой
- выработать свою концепцию управления персоналом с помощью деловых игр, тестов и практических упражнений.
- провести тренинговую программу по формированию конкурентоспособной команды в организации
Задачи:
1. Провести теоретический анализа литературы на данню тему.
2.Изучить феномен «команда», «конкуренция» и «конкурентоспособная команда».
3.С помощью подобранных методик провести экспериментальное исследование .
4. Разработать и провести тренинговую программу.
5. Провести повторное тестирование и сравнить полученные данные.

Содержание

Вступление
Раздел 1 Теоретический подход к психологическому анализу содержания и существенных характеристик конкурентоспособной команды
Блок 1 Информационно - смысловой
Общая характеристика феномена «команда» и «командная работа»
Основная характеристика понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность»
Мини - лекция
Раздел 2 «Диагностика конкурентоспособности и командной сплоченности в организации»
Блок 2 Диагностический
2.1 Организация исследования
2.2 Методики диагностики
Раздел 3 Система тренинговых занятий для формирования конкурентоспособной команды
Блок 3 Коррекционно – развивающий
3.1 Организационно-направляющие интерактивные техники
3.2 День 1 «Тренинг формирования психологической готовности персонала организаций к работе в команде»
3.3 День 2 «Тренинг навыков партнерского взаимодействия персонала организаций в команде»
3.4 День 3 «Тренинг развития конкурентоспособности команды»
3.5 День 4 «Итоговый. Освобождение и релаксация»
Раздел 4 Результаты тестирования, методик, тренинговой программы
4.1 Методики и тестирования
4.2. Тренинг
4.3. Рекомендации психолога
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ.docx

— 102.95 Кб (Скачать файл)

Цель: определить уровень  осведомленности участников тренинга относительно содержания и особенностей командной работы. Анализ критериев  отличия команды от обычной группы. Сформировать представление участников относительно феномена команды организации: признаки, принципы взаимодействия, условия  формирования. Отработать первичные  навыки командного взаимодействия.

Интерактивные техники для  проведения тренинга:

• Метод не законченных  предложений (с последующим групповым  обсуждением): «Команда в организации - это...»;

• Групповые дискуссии: «Какие факторы обуславливают потребность  в формировании команды в современных  организациях?»;

• Метод «мозгового штурма»: «Плюсы и минусы командной работы в организациях государственной  и частной формы собственности»;

• Мини-лекция: «Критерии  отличия команды от обычной группы»;

• Работа в парах: «Разработка  «азбуки» принципов взаимодействия в «настоящий» команде»;

• Работа в малых группах: «Раскройте сущность и особенности  принципов взаимодействия в команде: «совместная деятельность членов команды»; «результативность выполнения задания»; «деловитость общения»; «активность  и личная ответственность каждого  за результат»; «партнерство», «взаимовыручка»; «взаимообогащение», «доверие», «гуманизм», «толерантность»;

• Групповая дискуссия: «Анализ  специфики принципов взаимодействия таких типов команд: команды менеджеров банка; управленческой команды образовательной  организации; спортивной команды; команды  скорой медицинской помощи; команды  горных спасателей и т.п.»;

• Творческое задание: «Создание  модели команды современной организации» (с возможностью дальнейшего ознакомления с этими моделями участников различных  групп с целью взаимообучения  и поиска общих позиций).

ДЕНЬ ВТОРОЙ

«Тренинг навыков партнерского взаимодействия персонала организаций  в команде»

Цель: сформировать позитивные установки персонала по взаимодействию друг с другом. Разработать общую  модель команды организации: признаки, ролевую структуру, функции лидера, принципы взаимодействия, условия формирования команды, особенности деятельности различных видов команд; отработать способности выполнения совместных творческих проектов и их презентации  на принципах партнерства.

Интерактивные техники в  процессе проведения тренинга:

• Работа в малых группах: «Выполнение творческого задания  по созданию модели команды путем  схематического изображения ролевой  структуры команды, определение  функций членов команды»;

• Метод «мозгового штурма»: «Определите плюсы и минусы различных  типов ролевых структур команд»;

• Групповая дискуссия: «Может ли лидер команды быть компетентным во всех сферах деятельности команды?»;

• Работа в группах: «Проанализируйте основные стратегии взаимодействия лидера команды и ее членов и представьте  их в виде специальных схем»;

• Групповая дискуссия: «Какими  должны быть отношения между лидером  и его командой: формальными или  неформальными?»;

• Работа в группах: «Проанализируйте специфику постоянных и проектных  команд в организациях»;

• Групповая дискуссия: «В чем заключается различие между  реальными и виртуальными командами?»;

• Проектное задание: «Разработать «визитную карточку» своей команды  с изображением специфики профиля  деятельности».

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

«Тренинг развития конкурентоспособности  команды»

Цель: формирование навыков  конкурентоспособной взаимодействия между различными командами в  организации или между различными организациями на принципах партнерства, толерантности и доверия.

Интерактивные техники в  процессе проведения тренинга:

• Метод незаконченных  предложений (с последующим групповым  обсуждением): «Конкуренция - это...»;

• Мозговой штурм: «Как я  понимаю значение конкуренции в  моей профессиональной жизни?»;

• Групповая дискуссия: «Какие факторы влияют на необходимость  развития высокого уровня конкурентоспосбности современной личности?»;

• Метод «мозгового штурма»: «Какие черты характерны для конкурентоспособной  личности?»;

• Групповая дискуссия: «Чем конкурентоспособная личность отличается от неконкурентоспособной?»;

• Метод «мозгового штурма»: «Чем отличается конкурентоспособная  команда от «классической»?».

• Работа в малых группах: «Определите условия формирования конкурентоспособной команды в  различных социальных сферах (государственное  управление, образование, бизнес, спорт, производство и т.д.)»;

• Проектное задание: «Разработайте  модель конкурентоспособной команды  современной организации».

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

 «Итоговый. Освобождение  и релаксация»

В этот день группа подводит итоги ,а так же проводится повторное тестирование. Каждый член группы говорит свои впечатления и пожелания.

Заключительные техники  направлены только на расслабление, на нормализацию эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации  позитивных переживаний.

Пластилинотерапия - это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение.

Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости;"выплеснуть" негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции: 
1.Вылепите своё эмоциональное состояние. 
2.«Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите. 
3.Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите. 
4.Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала. 
5.Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно. 
6.Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения: Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Релаксация

Цель: продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

Ход упражнения: участники садятся по- удобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.

Опорный текст для выполнения упражнения: 
Мои глаза закрываются. 
Я успокаиваюсь. 
Я расслабляюсь. 
Я чувствую себя спокойно и легко.  
Мое тело расслабляется. 
С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется 
Я спокоен.  
Я расслаблен. 
Мне спокойно, легко и приятно.  
С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней 
Я отдыхаю, мне хорошо. 
Мое лицо расслабляется. 
Мой лоб расслабляется. 
Лоб полностью расслаблен. 
Мой нос расслабляется. 
Нос полностью расслаблен. 
Мои щеки расслабляются. 
Щеки полностью расслаблены. 
Мое лицо полностью расслабленно. 
Моя голова полностью расслабленна. 
Расслабляется правая рука. 
Расслабляется правая кисть. 
Расслабляется правое предплечье. 
Расслабляется правое плечо. 
Правая рука полностью расслабленна. 
Расслабляется левая рука. 
Расслабляется левая кисть. 
Расслабляется левое предплечье. 
Расслабляется левое плечо. 
Левая рука полностью расслабленна. 
Обе руки полностью расслаблены.  
Приятное тепло наполняет мои руки. 
Мои руки налиты приятной тяжестью. 
Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога. 
Расслабляется правая стопа. 
Расслабляется правая голень, колено. 
Расслабляется правое бедро. 
Правая нога полностью расслаблена 
Расслабляется левая стопа. 
Расслабляется левая голень, колено. 
Расслабляется левое бедро. 
Левая нога полностью расслабленна. 
Приятное тепло наполняет мои ноги. 
Мои ноги налиты приятной тяжестью. 
Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза. 
Расслабляются мышцы спины. 
Расслабляются мышцы живота. 
Мое тело полностью расслабленно. 
Мое тело налито приятным теплом и тяжестью. 
Я спокойный человек. 
Я сильный человек. 
Я отдохнул. 
Чувствую как наливаюсь легкостью. 
Я чувствую прилив сил. 
Я наливаюсь свежестью и бодростью. 
Я полон энергии! 
Мне хочется встать и действовать! 
Глаза – открываются. 
Я – встаю!

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ , МЕТОДИК И ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ

4.1 Результаты методик  и тестирования

1. Опросник Р. Блейка - Дж. Мутон дает возможность изучить  ориентацию деятельности менеджеров  и персонала организаций па  разные стили.

ДО

Ориентация деятельности

Процент испытуемых

(N=12)

«Страх перед бедностью»

1%

«Авторитет-подчинение»

25%

«Дом отдыха»

4%

«Организация»

52%

«Команда»

18%


 

Результаты, полученные в  ходе проведенного исследования показали, заниженную степень ориентации опрашиваемых на использование стиля «команда».

ПОСЛЕ

Ориентация деятельности

Процент испытуемых

(N=12)

«Страх перед бедностью»

0%

«Авторитет-подчинение»

18%

«Дом отдыха»

2%

«Организация»

34%

«Команда»

46%


 

Результаты, полученные после  проведенного исследования показали, возросшую степень ориентации опрашиваемых на использование стиля «команда».

2. Методика для диагностики  функционально-ролевых позиций в  команде.

ДО

Роль

Процент испытуемых

(N=12)

«председатель»

20%

«формовщик»

17%

«генератор идей»

2%

«оценщик идей»

8%

«организатор работы»

13%

«организатор группы»

31%

«исследователь ресурсов»

4%

«завершитель»

6%


 

Четко видна нехватка таких  ролей как «Исследователь ресурсов», «Генератор идей» и «Завершитель».

ПОСЛЕ

Роль

Процент испытуемых

(N=12)

«председатель»

9%

«формовщик»

14%

«генератор идей»

15%

«оценщик идей»

8%

«организатор работы»

7%

«организатор группы»

25%

«исследователь ресурсов»

14%

«завершитель»

8%


 

Заметно возросла процентная степень не только тех ролей, нехватка которых ощущалась в самом  начале ,но так же и остальных, при чем можно наблюдать возникновение некого баланса ролей.

3. Тест для определения  способностей к предпринимательской  деятельности.

ДО

Черта

Процент испытуемых

(N=12)

Потребность в достижениях

39%

Потребность в независимости  автономии

20%

Склонность к творчеству

6%

Умение идти на разумный риск

13%

Целеустремленность и  решительность

22%


 

После проведения тренинга результаты улучшились по всем показателям.

Основные результаты тренинга:

Данная тренинговая программа дала возможность осознание роли командной работы, в группе были раскрыты существенные характеристики команды, были актуализированя потребности участников тренинга в формировании команд в своих организациях и потребности в проведении совместного тренинга, в котором одновременно будут работать руководители и персонал как члены одной команды. Произошло формирование положительных установок руководителей и персонала друг к другу и преодоление существующих стереотипов относительно их профессиональных ролей; признание руководителй необходимости вхождения работников к команде современной организации и осознание работниками роли руководителей в команде; руководители и работники достигли взаимопонимания и возникновения положительных эмоций и удовольствия от совместного выполнения задач; каждая команда смогла самоутвердится за счет собственных качеств и достижений; была получена положительная обратная связь.

Информация о работе Формування конкурентоздібної команди в організації