Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 17:57, реферат
Цель работы состоит в исследовании личностных и деловых характеристик госслужащего для разработки рекомендаций, способствующих повышению эффективности его профессиональной деятельности.
Объект исследования: деловые и личностные характеристики государственного служащего.
Предмет исследования: социально-психологические характеристики личности государственного служащего как фактор, препятствующий его успешной профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ……………………………..………………………………. 5
1.1.Понятие государственного служащего……………………… 5
1.2. Законодательные и нормативные основы, определяющие правовой статус государственного служащего……………………….. 9
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.......................................................... 12
2.1 Профессиональные и этические требования к личности государственного служащего………………………….……………………… 12
2.2. Социально-психологические характеристики личности государственного служащего ………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….. 25
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
РЕФЕРАТ
харакетеристика ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Дисциплина: Психология
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ……………………………..………………………………. 5
1.1.Понятие государственного
1.2. Законодательные и нормативные
основы, определяющие правовой статус
государственного служащего…………
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.....................
2.1 Профессиональные и
этические требования к личности
государственного служащего………………………….……………………… 12
2.2. Социально-психологические характеристики личности государственного служащего ………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..
25
ВВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы сделать работу чиновничьего аппарата более эффективной, снизить административные барьеры, улучшить качество государственных услуг и т.д., разработана система мер, направленных на снижение уровня коррупции, повышение профессионализма госуправленцев, приняты правовые акты, регламентирующие вопросы организации и функционирования госслужбы. Качественные изменения сущности регулирования государственно-служебных отношений требуют совершенствования методов правового регулирования, одним из которых является государственное принуждение в форме юридической ответственности. Но не следует забывать и о моральной и нравственной ответственности, которая должна ставиться во главу ответственности любой категории работников, так как именно нравственные, моральные начала каждого человека влияют на его служебные проступки, на ответственное отношение к исполнению возложенных на него юридических обязанностей, поведение в быту.
Цель работы состоит в исследовании личностных и деловых характеристик госслужащего для разработки рекомендаций, способствующих повышению эффективности его профессиональной деятельности.
Объект исследования: деловые и личностные характеристики государственного служащего.
Предмет исследования: социально-психологические характеристики личности государственного служащего как фактор, препятствующий его успешной профессиональной деятельности.
Задачи:
- определить правовой статус государственного служащего
- рассмотреть принципы и
- рассмотреть требования к
При подготовке работы были использованы труды российских и зарубежных авторов занимающихся проблемами этики и морали в системе государственной службы, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность государственных служащих в РФ.
Структура реферата: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Долгое время понятия «служащий» и «государственный служащий» не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа «социальное положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между «служащим» и «государственным служащим». Одним словом, эти понятия не имели сколько-нибудь конкретного содержания и потому использовались в значительной мере некорректно. [4]
Вместе с тем, начиная
с конца 50-х годов в литературе
предпринималось немало
Если строго следовать положениям Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», то государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. Несколько иное определение государственного служащего дает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. [1]
Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В предусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет федерального бюджета. [2]
Российская Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ — нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.
В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти). [4]
Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.
Во-первых, государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д. [5]
Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.
В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
В-пятых, государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.). [11]
В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов. [8]
Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение. «Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус»[4].
Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что определение понятия «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном этапе законотворчества данное понятие получило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперёд, по сравнению с советским периодом, когда понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя).
1.2. Законодательные
и нормативные основы, определяющие
правовой статус
Правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи государственного гражданского служащего с органами государственного управления. Вследствие этого правовой статус государственного гражданского служащего, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой - непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейшей составной части. [4]
Исходя из этого, правовой статус государственного гражданского служащего можно определить как систему предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего обязанностей, а также соблюдения запретов и ограничений, связанных с гражданской службой. [5]
Ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) личности как сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и т.д.
Содержание правового статуса
государственных гражданских служащих
в структурном плане должно определяться
основными правами и обязанностями. Это
позволит достаточно четко выделить функциональную
направленность и структуру правового
статуса государственного гражданского служащего
и тем самым не допустить "размывания"
границ этого понятия. Правовой статус
государственного гражданского служащего,
обладая общими с юридическими статусами
иных субъектов права чертами (теоретическая
конструкция состава, общее назначение
и другие), характеризуется рядом особенностей,
которые придают ему качественную и количественную
определенность. Выявление основных признаков
правового статуса государственного гражданского
служащего позволяет объединить и систематизировать
многочисленные, содержащиеся в различных
правовых источниках, нормативные положения
в рамках одной правовой институции. Что,
в свою очередь, предполагает закрепление
наиболее важных из них в едином нормативном
акте - законе, так как большинство прав
и обязанностей государственного служащего
связано с осуществлением им деятельности
государственно-властного, исполнительно-
Информация о работе Характеристика деловых и личностных качеств государственных служащих